Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Анализ и изучение конкуренции».pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Выбор комплекса задач автоматизации
1.2 Характеристика существующих бизнес-процессов
1.3 Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи
1.4 Обоснование проектных решений по информационному обеспечению
1.5 Обоснование проектных решений по программному обеспечению
2.1 Информационная модель и её описание
2.2 Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации
2.3 Характеристика результатной информации
2.5 Характеристика базы данных
2.7 Описание программных модулей
Для осуществления работы пользователя с системой, необходимо ввести следующие данные:
- Логин и пароль.
- Наименование отрасли, продукта или услуги.
- Географическое положение [7].
В результате работы с системой пользователю будут доступны следующие документы, у которых нет унифицированных форм, поэтому для них необходимо разработать формы:
- Перечень конкурентов, основных показателей деятельности, контактных данных.
- Отчет по SWOT-анализу.
- Отчет по ценовой политике на рынке в заданной отрасли.
- Прогноз развития ситуации в конкурентной среде.
- Анализ стратегий развития конкурентов.
- Информация о потребителях товаров и услуг конкурентных организаций.
- Точные данные по величине отгрузок конкурентов.
- Запланированные конкурентами инвестиционные программы.
- Расчет себестоимости продукции, выпускаемой конкурентом.
Для ввода данных будут использоваться следующие формы:
- Форма авторизации (два поля: логин и пароль).
- Форма регистрации (поля: имя пользователя, наименование организации, email, номер телефона).
- Форма ввода данных для выборки.
- Формы вывода отчетов.
Поскольку основная целевая аудитория системы – это организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ, в системе будут использоваться общероссийские классификаторы. При дальнейшей положительной динамике спроса на систему, возможно введение международных классификаторов [4].
Для организации информационной базы будет использована интегрированная база данных т.к. это позволит осуществлять быстрый доступ к данным и минимизировать время обработки данных. Для организации базы данных будет использоваться реляционный подход, который минимизирует избыточность данных и обеспечивает простоту манипулирования ими.
1.5 Обоснование проектных решений по программному обеспечению
Операционная система является основой программного обеспечения ПК. Она представляет собой комплексы системных и служебных программных средств, обеспечивающих взаимодействие пользователя с ПК. Операционные системы различаются способами реализации алгоритмов управления ресурсами ЭВМ, методами проектирования, аппаратными платформами и т.д [6].
Операционные системы классифицируют по следующим признакам:
- Количество пользователей, работающих одновременно:
- однопользовательские ОС;
- многопользовательские ОС.
- Число процессов, выполняемых одновременно под управлением ОС:
- однозадачные;
- многозадачные.
- Количество поддерживаемых процессоров:
- однопроцессорные;
- многопроцессорные.
- Разрядность кода ОС:
- 32-разрядные;
- 64-разрядные.
- Тип интерфейса:
- командные;
- графические.
- Тип доступа пользователя к ЭВМ:
- ОС с пакетной обработкой;
- ОС с разделением времени;
- ОС реального времени.
Проанализируем достоинства и недостатки операционных систем семейства Linux и Windows.
Операционные системы Linux распространяются бесплатно, их можно адаптировать под широкий спектр задач и любое оборудование, они обладают гибкостью настройки. Операционные системы Linux стабильны в работе, надежны и защищены. Недостатками системы является отсутствие поддржки некоторого оборудования, использование специализированного ПО и необходимость дополнительных навыков для настройки системы [5].
Операционные системы семейства Windows имеют большую распространенность среди пользователей, простой интерфейс, поддержку широкого спектра оборудования и ПО. Недостатками системы являются необходимость использования дополнительных средств защиты от вредоносного ПО и требовательность к ресурсам.
Использование операционной системы Linux имеет свои преимущества, однако ввиду большей распространенности Windows среди пользователей, поддержки оборудования и ПО, была выбрана система Windows 10.
Рассмотрим классификацию СУБД.
- Степень универсальности:
- СУБД общего назначения;
- СУБД универсального назначения.
- Тип модели данных:
- иерархические;
- сетевые;
- реляционные;
- объектно-ориентированные;
- многомерные.
- Способ доступа к базе данных:
- файл-серверные;
- клиент-серверные;
- встраиваемые [9].
Выбранная СУБД должна отвечать следующим критериям:
- Поддержка реляционной модели данных.
- Обладание масштабируемостью и мобильностью.
- Содержать средства контроля использования памяти компьютера.
- Быть производительной и надежной.
Рассмотрим решения, представленные на рынке. Лидерами на рынке СУБД являются продукты IBM DB2, Oracle и Microsoft SQL Server. СУБД IBM DB2 является кросс-платформенной, обеспечивает стабильную работу базы данных. Недостатками системы являются высокая стоимость и низкая производительность. СУБД Microsoft SQL Server обладает большим пакетом инструментов, стабильностью работы и низкими затратами на администрирование. Недостаток системы заключается в том, что она работает только на платформе Windows. СУБД Oracle обладает высокой производительностью, легкостью интегрирования приложений и устойчивостью к большим потокам данных. Недостатком является высокая стоимость, необходимость приобретения мощного оборудования и персонала для поддержки СУБД. Таким образом для реализации базы данных наиболее подходит СУБД Microsoft SQL Server [1].
Рассмотрим средства проектирования и разработки информационной системы. Критерии классификации средств совпадают с их составом:
- Средства анализа (Design/IDEF, BPwin).
- средства анализа и проектирования (Vantage Team Builder, Designer/2000).
- Средства проектирования баз данных (Erwin, S-Designor).
- Средства разработки приложений (Uniface, JAM).
- Средства реинжиниринга (Rational Rose, Object Team).
На российском рынке представлены не все средства, перечисленные в классификации. На данный момент наиболее распространенными, облдающими простым интерфейсом и управлением являются средства BPWin и Erwin, которые будут использоваться для проектирования системы [4].
Глава 2. Проектная часть
2.1 Информационная модель и её описание
Информационной моделью системы называется схема, которая отражает преобразование данных от их источников до получателей. В информационной модели отражены все таблицы базы данных, формы ввода данных и файлы. Информационная модель помогает понять на основании каких документов, справочников и данных происходит осуществление функций и формирование выходных документов. Информационная модель предметной области представлена на рисунке 7 [8].
Рисунок 7. Информационная модель предметной области
2.2 Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации
Рассмотрим входные документы информационной системы. В системе существует справочник с карточками организации. Сотрудник может добавлять и изменять карточки. Карточка организации содержит следующую информацию: название организации, реквизиты организации, ФИО и должность руководителя, ОКВЭД, динамика цен, стратегия, модель поведения.
Справочники «Продукт» и «Услуга» содержат наименование продукта или услуги, описание, стоимость, портрет потребителя, результаты опросов потребителей. Справочники «Организация», «Продукт», «Услуга» пополняются по мере открытия новых организаций, выпуска продуктов и появления услуг. Справочник «ОКВЭД» используется для сортировки и поиска данных. Сведения о справочниках представлены в таблице 2.
Таблица 2
Описание справочников
Название |
Ответственный |
Количество записей |
Частота актуализации |
Объем актуализации |
Организация |
Специалист отдела маркетинга |
10 000 |
Ежеквартально |
40% |
Продукт |
200 000 |
Ежемесячно |
60% |
|
Услуга |
200 000 |
Ежемесячно |
60% |
|
ОКВЭД |
200 |
- |
0% |
Источниками получения информации для заполнения справочников являются СМИ, сайты организаций, результаты опросов потребителей, регулярный мониторинг мест продаж, опросы рыночных экспертов и посещение тематических мероприятий. Сотрудники отдела маркетинга оперативно отслеживают все источники поступления данных о состоянии конкурентной среды, чтобы иметь необходимую информацию для формирования маркетинговой стратегии [5].
2.3 Характеристика результатной информации
В информационной системе существует ряд отчетов, которые представляют собой результаты запросов к базе данных. Такими запросами являются:
- Список конкурентов. Запрос является выборкой полей «Наименование» из таблиц «Организации», «Товар» и «Услуга» (в зависимости от выбора пользователя) по номеру ОКВЭД, отрасли или группе товара/услуги. Отчет формируется в виде экранной формы, доступен для сохранения в файл и печати, в базе данных не сохраняется.
- Отчет по динамике цен. Запрос представляет собой выборку полей «Стоимость» и «Дата» из таблицы «Цена», сгруппированных по дате. Результаты запроса не сохраняются в базе. Отчет представляет собой экранную форму, доступную для сохранения в файле и печати.
- Модель поведения конкурентов. Отчет является результатом выборки полей «Модель поведения» из таблицы «Организация». Результаты запроса не сохраняются в базе. Отчет представляет собой экранную форму, доступную для сохранения в файле и печати.
- Анализ целей конкурентов. Отчет является результатом выборки полей «Цель» из таблицы «Организация». Результаты запроса не сохраняются в базе. Отчет представляет собой экранную форму, доступную для сохранения в файле и печати.
- Анализ стратегии конкурентов. Отчет является результатом выборки полей «Стратегия» из таблицы «Организация». Результаты запроса не сохраняются в базе. Отчет представляет собой экранную форму, доступную для сохранения в файле и печати.
- SWOT-анализ. Отчет представляет собой таблицу, которая создается пользователем и имеет следующие реквизиты: дата, название организации, слабые стороны организации, сильные стороны организации, возможности и угрозы. Таблица хранится в базе данных. Отчет доступен для печати и сохранения в файл.
- Методика Портера. Отчет Отчет представляет собой таблицу, которая создается пользователем и имеет следующие реквизиты: дата, название организации, внутриотраслевая конкуренция, рыночная власть покупателей, угроза появления заменителей, рыночная власть поставщиков, угроза появления новых игроков. Таблица хранится в базе данных. Отчет доступен для печати и сохранения в файл [1].
2.4 Общие положения
Рассмотрим иерархию функций управления и обработки данных, автоматизирующих информационную систему. Различают два вида функций:
- Служебные функции.
- Основные функции управления и обработки данных.
Описание состава и иерархии функций и выбор языка общения позволяют осуществить структуру диалога, который позволяет определить состав, содержание и соподчиненность кадров.
Рассмотрим структуру служебных функций. К служебным функциям относятся: проверка логина и пароля, управление окнами приложения, меню настроек приложения, справка по работе с системой.
К основным функциям относятся: ведение справочников, ввод данных, формирование отчетов, сохранение результатов в файл, печать документов. Дерево функций представлено на рисунке 8 [8].
Рассмотрим сценарий диалога пользователя с системой. В главном меню расположены четыре пункта: Справочники, Поиск, Отчеты и Помощь. В подпункте «Организации» меню «Справочники» пользователь может просмотреть карточки организаций, отредактировать их или создать карточку для новой организации и сохранить изменения. В подпункте «Товары» меню «Справочники» пользователь может просмотреть карточки товаров отредактировать их или создать карточку для нового товара и сохранить изменения. В подпункте «Услуги» меню «Справочники» пользователь может просмотреть карточки услуг, отредактировать их или создать карточку для новой услуги и сохранить изменения. Подпункт «ОКВЭД» содержит номера классификатора видов деятельности организаций и не предназначен для редактирования [2].
Рисунок 8. Дерево функций системы
Работа с системой осуществляется через меню «Поиск». В этом меню пользователь вводит название организации, товар или услугу и системы выводит все записи, которые соответствуют поисковому запросу.
Пункт меню «Отчеты» позволяет пользователю работать с аналитическим блоком. Пользователь может выбрать нужный вид отчетов и система произведет анализ и выдаст результат.
Пункт меню «Помощь» открывает справочный раздел по работе с системой. В этом разделе доступна функция поиска. Сценарий диалога пользователя с системой представлен на рисунке 9 [3].
Рисунок 9. Сценарий диалога