Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Анализ и изучение конкуренции».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Деятельность каждой организации осуществляется в условиях конкуренции, которая представляет собой соперничество нескольких продавцов за право продажи своего товара или услуг. Конкурентная борьба является одним из признаков рынка, а также тем фактором, который помогает отрегулировать соотношение частных и общественных интересов.

Сущность конкуренции заключается в максимизации прибыли с помощью завоевания предпочтений целевой аудитории потребителей. Преимущество конкуренции заключается в появлении у организаций стремления к наиболее полному удовлетворению потребностей покупателя. Конкуренция способствует расширению предложения на рынке товаров и услуг, появлению товаров и улучшению качества сервиса. Цель конкуренции заключается в стремлении занять наиболее прочную позицию на рынке.

Процесс анализа и изучения конкуренции – один из значимых этапов стратегического планирования в организации. Конкурентная среда является источником информации, как о состоянии рынка, так и он возможных угрозах и перспективах развития. Этап изучения и анализа конкуренции становится особенно важным при запуске нового проекта, расширении географии бизнеса и при вводе на рынок нового продукта.

Для разработки наиболее эффективных стратегических решений необходимо изучить конкурентную среду и выявить ее сильные и слабые стороны. Эти процессы позволяют обеспечить высокий уровень конкурентоспособности организации.

Так же анализ конкуренции используется при прогнозировании развития организации и для идентификации рисков, присутствующих на рынке. Определить потенциал и возможности организации, продукта или услуги помогает качественный и профессиональный подход к исследованию конкурирующих компаний, производящих подобные продукты или услуги.

Одним из основных факторов успешного анализа конкурентной среды является скорость реагирования на ее изменение. Для этого используются информационные системы, позволяющие автоматически отслеживать состояние организаций-конкурентов по открытым источникам данных: отчетах о финансовых результатах, открытии филиалов, выходе новой продукции и т.д.

Системы автоматизации конкурентного анализа направлены на решение следующих задач:

  • выявление целей и маркетинговой стратегии конкурентов;
  • выявление сильных и слабых сторон маркетинговой политики конкурента;
  • качество управления и корпоративной культуры организации;
  • выявление доступных ресурсов организации и возможности привлечения дополнительных ресурсов.

Легитимность информационных систем, предназначенных для автоматизации анализа конкурентной среды основывается на Федеральном законе №152 «О персональных данных», согласно которому обработка общедоступных персональных данных не требует письменного разрешения владельца.

Цель курсовой работы – спроектировать модель информационной системы, реализующей операции бизнес-процесса анализа и изучения конкуренции.

Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:

  1. Дать характеристику предметной области.
  2. Проанализировать бизнес-процессы анализа и изучения конкуренции.
  3. Разработать и описать информационную модель предметной области.
  4. Разработать структуру базы данных.
  5. Описать программные модули информационной системы.
  6. Рассмотреть контрольный пример реализации проектного решения.

Глава 1. Аналитическая часть

1.1 Выбор комплекса задач автоматизации

Планирование стратегии любого предприятия в условиях конкуренции неразрывно связано с изучением конкурентной среды. Задачи изучения и анализа конкурентной среды, а также формирования маркетинговой стратегии осуществляет отдел маркетинга. Организационная структура отдела маркетинга представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Организационная структура отдела маркетинга

Рассмотрим функциональные обязанности сотрудников. На основании распоряжения начальника отдела маркетинга менеджер по маркетинговым исследованиям осуществляет сбор и обработку информации о характеристиках товара, о доступной цене, об объёме потребности в товаре, о конкурентах и их товарах. Менеджер по маркетинговым исследованиям предоставляет отчет о проделанной работе менеджеру по разработке товаров и услуг [10].

На основании полученного отчета менеджер по разработке товаров и услуг осуществляет разработку нового продукта компании, тесно взаимодействуя с менеджером по планированию.

Менеджер по планированию осуществляет оценку конкурентоспособности текущих разработок и товаров фирмы, определяет ценовую политику фирмы, определяет объём производства товаров и графики их вывода на рынок, разрабатывает предложения о реструктуризации и производственного потенциала фирмы, разрабатывает варианты маркетинговой стратегии на отдаленные перспективы.


Менеджер по работе с покупателями осуществляет изучение потребностей целевой аудитории, модель совершения покупки, причины отказа от покупки и восприятие ключевых брендов в отрасли. На основании полученных данных, менеджер проводит сегментирование рынка, определяет целевую аудиторию компании.

Аналитик маркетинговой деятельности проводит анализ эффективности текущей стратегии организации, выявляет риски и разрабатывает предложения по оптимизации маркетинговой стратегии.

Менеджер по рекламе осуществляет разработку основных идей рекламы товара, выполнение заказов на изготовление и размещение рекламы в СМИ, контроль эффективности рекламной кампании.

Менеджер по сбыту осуществляет оформление заказов на отгрузку товаров, доставку товаров покупателю и сервис по проданной продукции [2].

В рамках работы будет автоматизирована не вся деятельность сотрудников отдела маркетинга, а только те функции, которые связаны с анализом конкурентной среды:

  1. Анализ pr-активности организаций-конкурентов.
  2. Выявление слабых и сильных сторон pr-политики конкурента.
  3. Осуществление анализа доступных ресурсов конкурентов, их возможностей в области привлечения дополнительных ресурсов в области распространения информации.
  4. Анализ ключевых слов, использующихся в Интернет-рекламе.
  5. Построение отчетов.

Входными информационными потоками будут являться перечни организаций, услуг или продуктов, географическое положение, временной период. Выходными информационными потоками будут отчет о pr-активности организаций, анализ сильных и слабых сторон маркетинговой политики, анализ ресурсов организации, анализ ключевых слов, статистические отчеты по заданным объектам.

Создаваемая информационная система будет использоваться менеджером по разработке товаров и услуг, менеджером по маркетинговым исследованиям, менеджером по рекламе, аналитиком маркетинговой деятельности [1].

1.2 Характеристика существующих бизнес-процессов

Бизнес-процессы анализа и изучения конкурентной среды входят в группу процессов по разработке маркетинговой стратегии. На рисунке 2 представлена контекстная диаграмма бизнес-процесса по разработке маркетинговой стратегии.


Рисунок 2 – Контекстная диаграмма бизнес-процесса

На рисунке 3 представлена декомпозиция бизнес-процесса разработки маркетинговой стратегии. После определения направлений развития организации менеджер по планированию передает план направлений развития менеджеру по маркетинговым исследованиям, который занимается изучением и анализом конкурентной среды [9].

Рисунок 3. Модель бизнес-процесса «Разработка маркетинговой стратегии»

Процесс изучения и анализа конкурентной среды основан на методике SWOT-анализа и состоит из нескольких задач (см. рис. 4).

Рисунок 4. Декомпозиция процесса изучения конкурентной среды

Для выявления действующих и потенциальных клиентов используют несколько источников (см. рис. 5).

Рисунок 5. Модель процесса выявления действующих конкурентов

Такой способ охватывает все источники информации о конкурентной среде, но требует от специалиста больших временных затрат, которые увеличиваются с расширением деятельности организации и географического охвата.

Анализ показателей деятельности конкурентов проводится на основании данных, полученных на предыдущем этапе. Для точности результатов анализа используются несколько методик: SWOT-анализ, метод Портера, анализ по Котлеру. Специалист отдела маркетинга анализирует самостоятельно, на что уходит значительная часть рабочего времени. Модель этого бизнес-процесса представлена на рисунке 6 [3].

Рисунок 6. Модель процесса анализа показателей деятельности конкурентов

1.3 Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи

В результате анализа конкурентной среды специалист формирует отчет, который обязательно содержит разделы, представленные в таблице 1.

Отчет формируется ежеквартально, но по распоряжению руководства может составляться чаще. Отчет составляется менеджером по маркетинговым исследованиям и передается напрямую руководителю отдела маркетинга.

Основным недостатком являются высокие временные затраты на составление отчета и подготовительную работу.


Все задачи рассматриваемого бизнес-процесса базируются на поиске информации об организациях-конкурентах в СМИ и информационных базах с открытым доступом. Такой подход к решению задачи имеет ряд недостатков:

  1. Большие временные затраты на поиск информации.
  2. Недостоверность данных, полученных из СМИ.
  3. Отсутствие доступа к отчетам о показателях деятельности конкурирующих организаций.
  4. Возможность ошибки специалиста при проведении анализа [8].

Таблица 1

Содержание отчета анализа конкурентной среды

Раздел

Частота формирования

Количество символов

Временные затраты на составление

Анализ по Портеру

Раз в 3-5 лет

30 000

40 часов

Анализ по Котлеру

Раз в год

60 000

60 часов

Перечень конкурентов

По требованию руководства

10 000

40 часов

Матрица SWOT

3 000

10 часов

Анализ цен на рынке

20 000

20 часов

Прогноз развития конкурентной ситуации

20 000

20 часов

Анализ стратегий развития конкурентов

30 000

30 часов

Итого

163 000

220 часов

На основании выявленных «узких мест» было принято решение разработать информационную систему с учетом следующих деталей:

  1. В системе будет осуществлен автоматический сбор данных по организациям из открытых информационных источников.
  2. В системе будет возможен поиск по ряду параметров (отрасль, ОКВЭД, географическое положение и т.д.).
  3. Система будет формировать отчеты по параметрам, заданным пользователем (сравнительная справка по конкурентам, анализ сильных и слабых сторон и т.д.) [3].

1.4 Обоснование проектных решений по информационному обеспечению

Поскольку система анализа конкурентной среды будет работать online, для доступа к ней необходима авторизация пользователя. Без авторизации пользователю, как потенциальному клиенту, будет доступен ограниченный функционал: неполный список конкурентов, две методики анализа конкурентной среды и один отчет.