Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Сущность, значение и функции прибыли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня Беларусь классифицируют как государство с переходной экономикой, что определяет стремление наших предпринимателей получить максимальный доход в кратчайший срок и обеспечить сохранность заработанной прибыли. Функционирование переходной экономики характеризуется неопределенностью поведения как элементов самой системы, так и хозяйствующих «внутри нее» субъектов. Среди факторов, порождающих неопределенность в переходной экономике - отсутствие доминирования какого-либо одного механизма координации хозяйствующих субъектов: существуют элементы и рыночного механизма, и централизованного планирования.

Актуальность выбранной для курсовой работы темы обусловлена тем, что переход к рыночным отношениям требует осуществления новой финансовой политики, усиления ее воздействия на ускорение экономического развития республики, а также роста эффективности производства и укрепления финансов государства. В этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными «архитекторами» развития новых методов ведения экономики предприятия. Ведь прибыль является мощным генератором экономики. Именно стремление к увеличению прибыли лежит в основе большинства нововведений, а значит и материального прогресса. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, прибыль обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятий. Будучи источником накоплений и развития производства, материального поощрения работников, прибыль также является основой развития предприятия.

Цель работы –провести анализ прибыли на предприятии и наметить пути её максимизации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть сущность, значение и функции прибыли, определить ее роль и значение в оценке деятельности предприятия;
  • охарактеризовать механизм формирования прибыли;
  • изучить нормативно-правовую базу, регламентирующую порядок учета прибыли, а также ее формирования и распределения;

Объектом исследования является ОАО «ГОМЕЛЬКАРТ», которое производит карданные валы для автомобилей отечественного и зарубежного производства.

Предмет исследования – прибыль ОАО «ГОМЕЛЬКАРТ»в части рационализации процесса её формирования и максимизации.

Теоретической и методологической базой для исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов, по рассматриваемой теме. Начало развития экономической мысли в этой области было положено еще в XVII веке, далее исследование продолжают экономисты XVII - XIX веков: А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс. В настоящее время в развитие теории прибыли внесли вклад такие отечественные экономисты: В.Г. Базарова, Л.А. Дробозина, В.П. Иваницкий, А.Ю. Казак, В.И. Колесников, Д.С. Моляков, С.А. Мухин, В.М. Родионова, М.В. Романовский, В.К. Сенчагов, В.В. Ситнин, Н.Г., Сычев, В.П. Саморуха, М.А. Федотова, Савицкая Г.В., Ткачук М.И., Киреева Е.Ф. Тем не менее, изучение этой области экономической науки не исчерпало себя.


Информационной базой работы послужили законодательные и нормативные акты Республики Беларусь, регулирующие формирование и использование прибыли, отчетные материалы конкретных предприятий.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИБЫЛИ КАК ОСНОВНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Сущность, значение и функции прибыли

В условиях рынка каждый хозяйствующий субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен. Хозяйствующий субъект самостоятелен в выборе сферы бизнеса, формировании товарного ассортимента, определяет затраты, формирует цены, учитывает выручку от реализации, а, следовательно, выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности. В условиях рынка получение прибыли является непосредственной целью производства субъекта хозяйствования. Реализация данной цели возможна только в том случае, если субъект хозяйствования производит продукцию (работы, услуги), которые по своим потребительским свойствам соответствуют потребностям общества. Обществу нужны не рублевые эквиваленты, а конкретные товарно-материальные ценности. Акт реализации продукта (работ, услуг) означает и общественное признание. Получение выручки за произведенную и реализованную продукцию еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство и реализацию: когда выручка превышает затраты, тогда финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. При равенстве выручки и затрат удается лишь возмещать затраты — прибыль отсутствует, а следовательно, отсутствует и основа развития хозяйствующего субъекта. Когда затраты превышают выручку, субъект хозяйствования получает убытки — это область критического риска, что ставит хозяйствующий субъект в критическое финансовое положение, не исключающее банкротство. Убытки высвечивают ошибки, просчеты в направлениях использования финансовых средств организации производства, управления и сбыта продукции. Прибыль отражает положительный финансовый результат. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат. Это обеспечивает реализацию не только цели субъекта хозяйствования, но и цели общества — удовлетворение общественных потребностей. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.


Прибыль представляет собой произведенный и обязательно реализованный прибавочный продукт. Она создается на всех стадиях воспроизводственного цикла, но свою специфическую форму получает на стадии реализации.

Прибыль является основной формой чистого дохода (наряду с акцизами и НДС) [13, С. 42].

На величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий хозяйствующего субъекта.

Факторы внутренней среды изучаются и учитываются в хозяйственной практике, на них можно воздействовать в плане увеличения прибыли. К внутренним факторам относят: уровень хозяйствования, компетентность менеджера, конкурентоспособность продукции, зарплата, уровень цен на реализуемую продукцию, организации производства и труда.

Практически вне сферы воздействия находятся факторы внешней среды: уровень цен на потребляемые ресурсы, конкурентная среда, барьеры входа, налоговая система, государственные органы управления, политические, социальные, культурные, религиозные и др.

Величина прибыли зависит от направлений деятельности хозяйствующего субъекта: производственного, коммерческого, технического, финансового и социального [13, С. 42].

Прибыль как результат финансовой деятельности выполняет определенные функции. Прибыль отражает экономический эффект, полученный в результате деятельности субъекта хозяйствования. Она составляет основу экономического развития субъекта хозяйствования. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального характера трудового коллектива. За счет прибыли выполняются обязательства предприятий (фирм) перед бюджетом, банками и другими организациями. Прибыль является не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов. Отсюда следует, что прибыль выполняет воспроизводственную, стимулирующую и распределительную функции. Она характеризует степень деловой активности и финансового благополучия предприятия. По прибыли определяют уровень отдачи авансированных средств в доходность вложений в активы [13, С. 48].

В условиях рыночных отношений субъект хозяйствования должен стремиться если не к получению максимальной величины прибыли, то к той величине прибыли, которая обеспечит динамичное развитие производства в условиях конкуренции, позволит ему удержать позиции на рынке данного товара, обеспечить его выживаемость. Решение данных задач предполагает не только знание источников формирования прибыли, но и определение методов оптимального их использования. Управление прибылью выступает в качестве одного из двух базовых направлений финансовой политики и ставит своей задачей максимизацию доходов по имеющимся источникам финансовых результатов с одновременным расширением общей номенклатуры этих источников.


Получение прибыли возможно за счет монопольного положения или уникальности продукта на рынке того или иного товара. Реализация данного источника возможна за счет постоянного обновления продукта и удержания доли производства и сбыта. Однако следует учитывать влияние таких факторов, как растущая конкуренция со стороны других субъектов хозяйствования и антимонопольная политика государства [36, С. 109].

Получение прибыли, касающееся практически всех предприятий и фирм, связано с производственной и предпринимательской деятельностью. Реализация данного источника возможна только при соответствующих маркетинговых исследованиях рынка. Величина прибыли в данном случае зависит от правильности выбора бизнеса, от создания конкурентоспособных условий продажи товаров, от объемов производства, от величины и структуры издержек производства.

В современных условиях важнейшим источником увеличения прибыли является инновационная деятельность. Реализация данного источника предполагает постоянную работу по изменению потребительских свойств продукции, работ и услуг.

1.2 Механизм формирования прибыли и ее максимизация

Показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности. Основным показателем прибыли в Российской Федерации и Республике Беларусь является валовая прибыль (раньше ее называли балансовой прибылью) [23, С. 119].

Выручка от реализации характеризует общий финансовый результат (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг). По выручке от реализации определяют рейтинг субъекта хозяйствования.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) включает: выручку от реализации готовой продукции, полуфабрикатов собственного производства, работ и услуг, строительных, научно-исследовательских работ; товаров в торговых, снабженческих и сбытовых предприятиях; услуг по перевозке грузов и пассажиров на предприятиях транспорта. Субъект хозяйствования может определять выручку от реализации по моменту отгрузки и по моменту поступления денежных средств на счета в банке или в кассу [23, С. 120].

Разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство реализованной продукции (работ, услуг) характеризует прибыль от реализации. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) является важным финансовым результатом. Этот результат используется при принятии управленческих решений.


Субъект хозяйствования может иметь доходы и расходы, как связанные, так и не связанные с основной деятельностью, что учитывается при определении общего финансового результата валовой прибыли.

В валовую прибыль включают три основных элемента:

• прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;

• прибыль (убыток) от прочей реализации;

• прибыль (убыток) от внереализационных операций. [35, С. 246]

В валовую прибыль по составу включают:

• прибыль (убыток) от реализации продукции, работ, услуг;

• прибыль (убыток) от реализации товаров;

• прибыль (убыток) от реализации материальных оборотных средств;

• прибыль (убыток) от реализации и прочего выбытия основных средств;

• доходы и потери от валютных курсовых разниц;

• доходы от ценных бумаг и других долгосрочных финансовых вложений, включая вложения в имущество других предприятий;

• доходы от сдачи имущества в аренду;

• расходы (потери), связанные с финансовыми операциями;

• суммы, полученное и уплаченные в виде экономических санкций. [35, С. 247]

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) получают от основной деятельности, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в Уставе и не запрещенных законодательством. Она представляет собой разницу между реализованной продукцией (РП) и ее себестоимости (S) (1.1):

Преал = РП – S = ∑ (Ц – С) х Q, (1.1)

где: Ц – цена единицы продукции (услуги, работы);

С – себестоимость единицы продукции;

Q – количество продукции (услуг, работ);

S – себестоимость всей реализуемой продукции, работ и услуг [15, С. 69].

Прибыль (убыток) от прочей реализации (Ппр) представляет собой финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыль (убыток) от прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе субъекта хозяйствования. Она также определяется по разности выручки и затрат, связанных с этими операциями.

Финансовые результаты от внереализационных операций (Пв) — это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности и не связанным с реализацией продукции, работ, услуг. В состав внереализационных прибылей (убытков) включается сальдо полученных и уплаченных штрафов, пеней, неустоек и других санкций, а также доходы:

• от дооценки товаров,

• прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году,