Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Сущность, значение и функции прибыли).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИБЫЛИ КАК ОСНОВНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность, значение и функции прибыли
1.2 Механизм формирования прибыли и ее максимизация
2.АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ В ОАО «ГОМЕЛЬКАРТ» И ПУТИ ЕЁ МАКСИМИЗАЦИИ
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ процесса формирования показателей прибыли предприятия
Средний разряд рабочих-специалистов – 4,52, а основных рабочих – 2,62.
По образовательному уровню рабочие распределяются следующим образом: высшее образование имеют – 11%, среднее специальное – 27%, среднее – 52%, базовое – 10%.
Основные финансово-производственные показатели работы предприятия за 2014-2018 гг. отображены в ПриложенииБ.
Основным обобщающим показателем деятельности предприятия является прибыль, которая до налогообложения составила за 2018 г.6148 млн. руб. и снизилась по сравнению с прошлым годом на 1967 млн.руб.
Финансовое состояние ОАО «ГОМЕЛЬКАРТ» за 2017-2018 гг. характеризуется следующими показателями, рассчитанными на основании данных бухгалтерского баланса предприятия и отображены в таблице 2.3.
Представленная в таблице 2.3 динамика показателей, указывает на небольшое снижение ликвидности предприятия, однако на ОАО «ГОМЕЛЬКАРТ» имеется достаточно оборотных средств для погашения краткосрочных обязательств.
Нормативное значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами составляет 0,15. По ОАО «ГОМЕЛЬКАРТ» значение этого показателя можно оценить как недостаточное (0,048 - на начало 2017 г. и 0,09 – на конец 2018 г.). Это говорит о том, что к концу 2017 г. предприятию удалось улучшить свое финансовое положение, а к концу 2018г.из-за инновационных внедрений предприятие не смогло приблизиться к нормативу, определяющему достаточное количество собственных средств в оборотных активах.При расчете коэффициента текущей ликвидности допускается условие, что все оборотные активы могут быть быстро переведены в наличные деньги.
Показатели, приведенные в таблице 2.3, свидетельствуют о том, что имеющаяся в организации возможность превращать оборотные активы в наличные деньги составляет 107% на начало 2017 г. и 128 % — на конец 2017 г., к концу 2018 г. данный показатель составляет 122 % и также оказывается не ниже допустимого значения. По ОАО «ГОМЕЛЬКАРТ» значение показателя банкротства (коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами) не превышает норматив, но показатель возрос к концу 2017 года, что является настораживающей тенденцией.
Таблица 2.3
Показатели финансового состояния ОАО «ГОМЕЛЬКАРТ»
Показатели |
Нормативное значение |
2017 г. |
2018 г. |
Абсолютное отклонение на кон., +,- |
Темп роста на кон.,% |
||
На начало отчетного периода |
На конец отчетного периода |
На начало отчетного периода |
На конец отчетного периода |
||||
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
0,15 |
0,048 |
0,216 |
0,216 |
0,09 |
-0,126 |
41,7 |
[(III П + IV П – I А) / II А] |
|||||||
Коэффициент текущей ликвидности |
1,1 |
1,07 |
1,28 |
1,28 |
1,22 |
-0,06 |
95,3 |
[II А / (VП – строка 720)] |
|||||||
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами |
Не более 0,85 |
0,207 |
0,26 |
0,26 |
0,34 |
0,08 |
130,8 |
[V П / ВБ] |
|||||||
Коэффициент финансовой устойчивости |
0,25 |
0,79 |
0,75 |
0,75 |
0,69 |
-0,06 |
92 |
[(III П + IV П + строка 720) / ВБ] |
Коэффициент финансовой устойчивости характеризует долю постоянного (перманентного) капитала в общей сумме баланса. Он отражает удельный вес тех средств, которые предприятие может использовать в своей деятельности длительное время. По ОАО «ГОМЕЛЬКАРТ» данный показатель является достаточным (>0,25), но несколько снизился к концу 2018 г.
Таким образом, рассчитанные в таблице показатели указывают на устойчивость финансового состояния ОАО «ГОМЕЛЬКАРТ», в течение 2018г. суммарный денежный приток предприятия превышал его денежный отток, и это не замедлило сказаться на характеристике платежеспособности предприятия.
Несмотря на определенные инвестиционными внедрениями трудности, ОАО «ГОМЕЛЬКАРТ» на протяжении 2017 г.и 2018 г. проводило определенную финансовую политику, направленную на укрепление и развитие устойчивого финансового положения предприятия. В течение всего 2018 г. вовремя проводились все расчеты с бюджетом по начисленным налогам и другим платежам, своевременно осуществлялись расчеты с внебюджетными фондами, не допускалось наличие задолженности и несвоевременность в выплате заработной платы персонала общества.
2.2 Анализ процесса формирования показателей прибыли предприятия
Размер прибыли зависит от производственной, снабженческой, маркетинговой, сбытовой, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Поэтому данный показатель характеризуют все стороны хозяйствования.В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, такому объему прибыли, который бы позволил предприятию не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и услуг, но и обеспечивать динамическое развитие его производства в условиях конкуренции. Для этого необходимо знание источников формирования прибыли.
Основными задачами анализа прибыльности деятельности предприятия являются:
- изучение возможностей получения прибыли в соответствии с имеющимся ресурсным потенциалом предприятия и конъюнктурой рынка;
- систематический контроль за процессом формирования прибыли и изменением ее динамики;
- определение влияния как внешних, так и внутренних факторов на финансовые результаты и оценка качества прибыли;
- выявление резервов увеличения суммы прибыли;
- оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли;
- выработка рекомендаций по повышению эффективности системы управления прибылью [27, С. 180].
Основными источниками информации при анализе финансовых результатов прибыли служат накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов, финансовой отчетности форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», а также соответствующие таблицы плана предприятия.
В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру,
В формировании прибыли стоит подчеркнуть характерную для последних лет тенденцию: прибыль от основной деятельности увеличивает общую сумму прибыли, тогда как от операционной деятельности и от внереализационных операций предприятие получает убыток.
Как свидетельствует динамика чистой прибыли, уровень налогового изъятия прибыли по ОАО «ГОМЕЛЬКАРТ» также изменился: в сравнении с 2014 годом в 2017 году удельный вес налогов и санкций из прибыли возрос на 97,8%, а удельный вес налогов и санкций в общей сумме налогооблагаемой прибыли по сравнению с 2017 годом в 2018 году возрос на 13,5%.
Чистая прибыль за 2018 год снизилась на 2010 млн.руб. или на 41,4 % по сравнению с 2017 годом (2845: 4855 х 100 - 100).
Анализируя состав и динамику прибыли, следует иметь в виду, что ее размер во многом зависит и от учетной политики предприятия. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VPП); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi);уровня среднереализационных цен (Цi) [31, С. 267]:
П = Σ [VPПобщ х Удi х Цi- Сi)] (2.1)
Объем реализации продукцииможет оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Себестоимость продукции и прибыльнаходятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
На ОАО «ГОМЕЛЬКАРТ» индекс объема продаж составляет:
IVPП= ΣVPП i1 : ΣVPПi0 = 71571 : 74854= 0,956.
Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы увеличиться на 0,956 % и составить 10195 млн. руб. (10665 x 0,956).
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и базовом уровне цен. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:
Σ (VPПi1 х Цi 0) - Σ (VPПi1 х Сi 0) = 75453 – 65602 = 9851 млн. руб.
Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
Σ (VPПi1 х Цi 1) - Σ (VPПi1 х Сi 0) = 71571 – 65602 = 5969 млн. руб.
Рассчитанные данные оформим в таблице 2.6.
По данным таблицы 2.6 можно установить, как изменилась сумма прибыли ОАО «ГОМЕЛЬКАРТ» за счет каждого фактора.
Изменение суммы прибыли за счет:
• объема реализации продукции:
ΔПVPП = Пусл1- П0 = 10195 - 10665 = - 470млн. руб.;
• структуры товарной продукции:
ΔПстр= Пусл2– Пусл1 = 9851–10195 =- 344млн. руб.;
• средних цен реализации:
ΔПц= Пусл3– Пусл2 = 5969–9851 = - 3882 млн. руб.;
Таблица 2.4
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции ОАО «ГОМЕЛЬКАРТ»
Показатель |
Условия расчета |
Порядок расчета |
Сумма прибыли, млн. руб. |
|||
объем реализации |
структура товарной продукции |
цена |
себестоимость |
|||
П0 |
t0 |
t0 |
t0 |
t0 |
В0 – З0 |
10665 |
Пусл.1 |
t1 |
t0 |
t0 |
t0 |
П0 х IVPП |
10195 |
Пусл.2 |
t1 |
t1 |
t0 |
t0 |
Bусл - Зусл |
9851 |
Пусл.3 |
t1 |
t1 |
t1 |
t0 |
В1 - Зусл |
5969 |
П1 |
t1 |
t1 |
t1 |
t1 |
В1 – З1 |
9579 |
• себестоимости реализованной продукции:
ΔПс= П1– Пусл3 = 9579–5969 = +3610 млн. руб.;
Итого баланс факторов: 3610-3882-344-470= -1086 млн. руб.
Из произведенных расчетов видно, что из-за снижения объема продаж произошло снижение прибыли от реализации продукции на 1086млн.руб., снижение себестоимости реализованной продукции повлекло за собой рост прибыли от реализации продукции, работ и услуг на 3610 млн. руб., за счет изменения цен на продукцию по сравнению с предыдущим годом прибыль от реализации продукции, работ и услуг в отчетном году снизилась на 3882 млн. руб.; влияние структурного фактора оказалось также весомым, за счет изменений в структуре продукции произошлоснижение прибыли от реализации продукции, работ и услуг на 344млн. руб.
По результатам факторного анализа можно оценить качество прибыли. Качество прибыли от основной деятельности признается высоким, если ее увеличение обусловлено ростом объема продаж, снижением себестоимости продукции. Низкое качество прибыли характеризуется ростом цен на продукцию без увеличения физического объема продаж и снижения затрат на рубль продукции.
На анализируемом предприятии ОАО «ГОМЕЛЬКАРТ» сумма прибыли возросла за счет изменения структуры продукции и за счет снижения себестоимости, но также был снижен объем продаж. В связи с чем, однозначно сказать о качестве прибыли предприятия невозможно.
Из приведенных выше данных можно сделать вывод, что темпы роста цен на продукцию предприятия выше темпов роста цен на потребленные ресурсы. Соотношение индекса роста цен на продукцию и индекса роста цен на ресурсы обычно называют дефлятором цены, который характеризует финансовую производительность, то есть меру возмещения роста цен на ресурсы в цене реализуемой продукции.
На данном предприятии индекс цен на продукцию составляет 0,95 (71571:75453), а на ресурсы - 0,945 (61992 :65602). Значит, дефлятор цены положительный его величина равна 1,005 (0,95 :0,945).
Качественный анализ факторов позволяет сделать вывод о том, что прибыль от реализации товарной продукции на ОАО «ГОМЕЛЬКАРТ» возрастает и за счет структурного фактора, и за счет снижения себестоимости, что указывает на влияние предприятия на конъюнктуру рынка.
Однако необходимо заметить, что цены на ряд товарных позиций, реализуемых ОАО «ГОМЕЛЬКАРТ» регулируются конкуренцией, и, следовательно, не могут адекватно меняться вслед за изменениями себестоимости, так как предприятие приобретает сырье и материалы по свободным ценам. А если учесть, что тарифы на энергию, газ, воду диктуются монополиями, то становится очевидным, что предприятие попало в своеобразные тиски: с одной стороны — регулируемые государством цены, а с другой — необходимость закупки сырья и материалов по нерегулируемым ценам.