Файл: НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПОЖИЗНЕННОГО ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 776

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Большая часть опрошенных сотрудников исправительных учреждений, исполняющих пожизненное лишение свободы, считают, что социальная работа с осужденными необходима на протяжении всего периода исполнения наказания, поскольку способствует:

предупреждению совершения ими новых преступлений;

улучшению психологического климата и оперативной обстановки в исправительном учреждении; формированию у осужденных навыков социально одобряемого поведения.

Основным содержанием социальной работы с осужденными, отбывающими пожизненное лишение свободы, должно быть оказание им социальной помощи и поддержки, осуществление их социальной защиты с целью создания предпосылок их исправления. Это возможно лишь при условии создания определенной микросреды в период отбывания наказания, так как наказание «тем эффективнее, чем больше в рамках его исполнения жизнь человека приближается к условиям нормального человеческого общежития».

Поскольку социальная работа с осужденными - деятельность многоотраслевая, то предполагает реализацию сотрудниками исправительного учреждения комплекса организационных, социальных, психологических, педагогических и правовых мер. В ней участвуют не только социальные работники, но и специалисты других профилей (психологи, педагоги, юристы и т. д.). Вместе с тем социальная работа в исправительном учреждении, исполняющем пожизненное лишении свободы, должна выполнять не только специфические (социальные и социально-педагогические), но и координирующие функции в обеспечении исправительного процесса.

Координирующая роль социальной работы в исправительном процессе предопределяет необходимость разработки теоретических основ исполнения пожизненного лишения свободы и совершенствования его правового регулирования. Такой подход в корне изменяет смысл и содержание данной меры наказания. Ее социально-правовая сущность должна быть связана не только с объективными ограничениями прав осужденных, обусловленными видом наказания, но и с особенностями применяемых мер исправительного воздействия.

Вместе с тем уровень правового регулирования социальной работы в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при исполнении пожизненного лишения свободы в частности, не отвечает реалиям времени. Проведение социальной работы в этих учреждениях на текущий момент вообще не урегулировано уголовно-исполнительным законодательством. Регламентация обеспечения социальной защиты, помощи и поддержки, осужденных осуществляется только нормативно-правовыми актами Министерства юстиции. В соответствии с приказом ГУИН Минюста России от 30.03.2000 г. № 41 в исправительных учреждениях (локальных участках), исполняющих пожизненное лишение свободы, созданы отделы социально-психологической работы с осужденными, куда входят старшие специалисты по социальной работе. Основные задачи и функции старшего специалиста по социальной работе определены в Положении о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы (Приказ Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 262) и одинаковы для всех видов исправительных учреждений. Безусловно, этого недостаточно для регламентации социальной работы как в исправительных учреждениях, исполняющих пожизненное лишение свободы, так и в уголовно-исполнительной системе в целом.[5]


4 Надзор в исправительных учреждениях за лицами, отбывающих наказание в виде пожизненного лишения свободы

Основным способом, обеспечивающим порядок и безопасность в исправительных учреждениях при исполнении уголовных наказаний, является надзор за осужденными. Именно в его совершенствовании выражается основное содержание проводимой реформы уголовно-исполнительной системы, осуществляемой в Российской Федерации на принципах законности, гуманизма, всемерного расширения демократических начал в деятельности мест лишения свободы. Это принципиальное положение является надежным фундаментом организационно-структурных изменений в уголовно-исполнительной системе. Эффективность этого процесса определяется комплексом карательно-воспитательного воздействия, в состав которого входит служба безопасности исправительных учреждений, функции которой постоянно совершенствовались на протяжении всего периода существования пенитенциарной системы Российского государства. Несмотря на происходящие изменения в социальной и государственной сферах, эта служба обеспечивала прежде всего предупреждение преступлений, поддержание правопорядка в местах лишения свободы, изоляцию осужденных, надзор за ними. Надзор в колонии - это система мер, направленных на обеспечение порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы путем постоянного наблюдения и контроля за поведением осужденных в местах их размещения и работы, предупреждение и пресечение их противоправных действий, обеспечение изоляции, а также безопасности осужденных и персонала (Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях. Утверждена Приказом Минюста России от 7 марта 2001 года № 83). Контроль за поведением осужденных является обязанностью всех работников колонии. Повседневные задачи по надзору за осужденными возлагаются на дежурную смену, в состав которой входят:- оперативный дежурный, он же начальник смены;- инспектор-дежурный по жилой зоне;- инспектор-дежурный по производственной зоне;- помощник оперативного дежурного;- младшие инспектора по жилой зоне;- младшие-инспектора по производственной зоне;- младшие инспектора по выдаче посылок, передач, бандеролей, проведению длительных и краткосрочных свиданий;- младшие инспектора по ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО, одиночным камерам колоний особого режима;- младшие инспектора по надзору за осужденными в запираемых помещениях для содержания осужденных, содержащихся в строгих условиях;- младшие инспектора по надзору за осужденными, пользующимися правом передвижения без конвоя, а также осужденными, освобожденными из-под стражи под надзор администрации колонии;- работники колонии - представители администрации на закрепленных за ними объектах работы осужденных;- работники колонии по сопровождению транспортных средств на территории охраняемых объектов, обеспечению погрузо-разгрузочных работ;- работники колонии, назначенные ответственными за осуществлением надзора за осужденными в изолированном участке, на иных объектах размещения или трудового использования осужденных;- оперативная группа (ее численность и состав определяются начальником колонии на сутки в зависимости от складывающейся оперативной обстановки и варианта несения службы);- группы сотрудников по осуществлению патрулирования в районе дислокации колонии, в состав которых могут входить сотрудники, бойцы отряда специального назначения территориального органа УИС. (По согласованию с городскими, районными органами внутренних дел к патрулированию могут привлекаться сотрудники милиции и представители общественности); - дежурный водитель оперативной машины. Для поддержания должного порядка в исправительной колонии особого режима используются возможности самодеятельных организаций осужденных. Задачи сил надзора достаточно обширны и включают: - постоянное наблюдение за поведением осужденных в местах их размещения и работы с целью предотвращения и пресечения совершения ими преступлений, других нарушений порядка отбывания наказания. В процессе наблюдения разрешается использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля, о чем под расписку уведомляются осужденные;- обеспечение выполнения осужденными Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, своих прав и обязанностей;- осуществление установленного пропускного режима между жилой и производственной зонами, изолированными участками, цехами и другими объектами, контроль за соблюдением осужденными порядка передвижения, ношения предусмотренной формы одежды, нагрудных и нарукавных знаков и пропусков установленного образца для лиц, пользующихся правом передвижения без конвоя или проживания за пределами колонии;- проведение проверок наличия осужденных;- использование технических средств надзора и контроля, инженерных заграждений, средств блокировки в подземных коммуникациях и сооружениях, изолированных участках, просматриваемых коридорах;- контроль за состоянием внутренней запретной зоны и прилегающей к ней территории шириной 15 метров, возведение зданий, сооружений и выполнение других работ на которой осуществляется только по согласованию с отделом безопасности колонии;- пресечение использования осужденными не по назначению промышленного оборудования, рабочего инструмента, электроэнергии, сырья, материалов, а также предотвращение самовольного возведения ими различных строений, оборудования шкафов, хранилищ и т.п.[6]Надзор за осужденными при перевозке их железнодорожным, автомобильным, морским, речным и воздушным транспортом, а также при конвоировании возлагается на личный состав караулов и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Минюста России. План надзора состоит из схем, табеля постам, инструкции должностным лицам по осуществлению надзора, расчета сил и средств для действий при чрезвычайных обстоятельствах. На схемы надзора наносятся изолированные участки, иные объекты, за которыми закрепляются сотрудники, жилые, бытовые, производственные и другие помещения, подземные сооружения и коммуникации, прилегающая к колонии территория, на которой установлены режимные требования, места погрузочно-разгрузочных работ, площадки для стоянки автотранспорта и маршруты движения транспортных средств, посты несения службы по осуществлению надзора, места нахождения средств связи и сигнализации, места построения осужденных, а также места возможных подкопов, побегов осужденных ухищренными способами и на таран, места работы и проживания осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя, а также осужденных, проживающих за пределами колонии. Условные знаки и сокращенные обозначения на планы и схемы наносятся согласно требованиям Инструкции по охране исправительных учреждений Уголовно-исполнительной системы Минюста России.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Осужденные к пожизненному лишению свободы с первого дня содержатся в строгих условиях. Перевод в обычные условия производится по отбытии не менее 10 лет в строгих, если у осужденного нет взысканий за нарушения порядка отбывания наказания. По отбытии 10 лет в обычных условиях осужденные могут быть переведены в облегченные. Основания - те же, что и при переводе из строгих условий в обычные. Однако если осужденный признается злостным нарушителем режима, администрация переводит его из облегченных в обычные или строгие условия содержания, т.е. последовательность перевода "облегченные - обычные - строгие" может не соблюдаться. А вот обратный перевод будет только поэтапным, причем в каждом виде условий осужденный должен пробыть не менее 10 лет. Статья 79 УК разрешает условно-досрочное освобождение лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, по отбытии не менее 25 лет. Данная норма создала хотя и отдаленную, но определенную перспективу для указанной категории осужденных. Формулировка ч.5 ст.79 УК не предусматривает в качестве основания для решения вопроса об условно-досрочном освобождении исправления осужденного к пожизненному лишению свободы.

Основанием здесь является уверенность, что осужденный для своего исправления не нуждается в дальнейшем отбывании наказания. Складывается она на основе анализа различных обстоятельств, характеризующих личность осужденного, например, утрата им общественной опасности, достижение преклонного возраста после отбытия длительного срока лишения свободы, тяжелая хроническая болезнь и т.д. Как и любое наказание, пожизненное лишение свободы нельзя рассматривать по упрощенной схеме отношений исключительно государства в лице его исполнительных органов и личности, совершившей преступление. Социальная взаимосвязь при его применении носит более сложный характер и реализуется, по меньшей мере, в триаде: государство - личность - общество. Она проявляет себя в участии многих государственных и общественных структур в сфере исполнения уголовного наказания, влияет на судьбу конкретного осужденного, затрагивает не только его личные интересы, но и интересы окружающей его социальной среды и, несомненно, общества в целом. Введение института пожизненного лишения свободы является реальной альтернативой назначения наказания в виде смертной казни, практической реализацией положений статьи 20 Конституции Российской Федерации.