Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ (Некоторые вопросы отражения косвенных налогов в бухгалтерском учете и отчетности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все это приводит к неоправданному росту возмещения из бюджета НДС. Кроме того, существуют также проблемы несовершенства налогового права, которые, прежде всего, выражаются в арбитражной практике, когда суды решают спорные вопросы, касающиеся налогообложения, в пользу налогоплательщиков как по вопросам незаконного возмещения НДС из бюджета, так и по другим вопросам налогообложения. [30]

В результате потери бюджета от недопоступления налоговых платежей являются значительными. Наличие всех данных проблем, несомненно, требует решения для их устранения и дальнейшего эффективного действия системы косвенного налогообложения.

В состав доходов без учѐта нефтегазовых доходов входят косвенные налоги.

Косвенные налоги являются старейшей формой налогообложения, из которых налог на добавленную стоимость является самым молодым из налогов, формирующих основную долю дохода бюджета среди акцизов и таможенных пошлин.

Часто НДС называют «европейским» налогом, отдавая должное его роли в становлении и развитии западно-европейского интеграционного процесса. Наличие НДС в налоговой системе страны является обязательным условием для вступления государства в члены ЕС.

Косвенные налоги в зарубежных странах изымаются иным, менее «заметным» образом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет. [31]

Ставки налогов в разных странах постоянно меняются. Государства, с одной стороны, стремятся повысить ставки косвенных налогов с целью увеличения доходов бюджетов, а с другой – снизить ставки налога на прибыль, чтобы привлечь инвесторов.

Консалтинговая фирма KPMG International выпустила очередное ежегодное исследование Corporate and Indirect Tax Rate Survey. Исследование показало, что средняя ставка косвенных налогов по миру увеличилась на 0,17% и достигла 15,5% при практически не изменившейся ставке налога на прибыль.

Наиболее заметным событием в 2012 г. стало введение Пилотной программы по НДС в Шанхае и ее последующее расширение еще на 10 провинций Китая. Как указывает Тим Гиллис – глава практики по косвенным налогам КПМГ: «Мы ожидаем, что средняя ставка косвенных налогов по миру в 2013 году продолжит расти, поскольку большее количество государств продолжит экономическое восстановление.

В 2013 году ставка НДС возрастет еще в ряде стран, включая Финляндию, Доминиканскую Республику и Кипр».


При этом средняя ставка налога на прибыль по миру осталась практически на прежнем уровне.

Самые высокие ставки налога на прибыль были в Объединенных Арабских Эмиратах (55%), США (40%) и Японии (38,01%).

Самые низкие ставки налога на прибыль в странах, где установлен данный налог, были в Черногории (9%), Сербии, на Кипре, в Парагвае и Катаре (10%). При этом необходимо отметить, что «номинальная налоговая ставка» может отличаться от фактической «эффективной налоговой ставки». [32]

Так, например, в Объединенных Арабских Эмиратах на практике корпоративный налог на прибыль не взимается. Что же касается косвенных налогов, то самыми высокими они были в Венгрии (27%), Исландии (25,5%), Швеции, Дании, Норвегии и Хорватии (25%).

Таким образом, страны-члены ОЭСР продолжают увеличивать ускоренными темпами ставки НДС, а также ставки акцизов на алкогольную и табачную продукцию. [33]

При этом рост акцизов на бензин и различные виды топлива относительно невысок. Проведя анализ, можно сделать вывод, что косвенные налоги составляют примерно одну вторую доходов не только в России, но и в любой другой зарубежной стране. К концу планируемого периода планируется значительно увеличить доходы от косвенных налогов. При этом наибольший доход РФ получает от налога на добавленную стоимость.

Подводя итог, можно сказать, что основную часть налоговых поступлений в Федеральный бюджет РФ составляет налог на добавленную стоимость. Эффективность и удобность взимания этого налога заключается в том, что НДС участвует практически во всех операциях реализации товаров, услуг и работ.

Второе место среди основных видов косвенных налогов занимают – акцизы. Область акцизного налогообложения распространяется на определенные – специфические виды товаров, что и ограничивает их рост в структуре налогов Федерального бюджета. [34]

Ввозные таможенные пошлины, как и акцизы, не занимают большой удельный вес в налогах Федерального бюджета. И также планируется их снижение в плановом периоде.

Анализ существующих проблем косвенного налогообложения, из-за несовершенства законодательства и нестабильности экономической обстановки, ставит в зависимость актуальность повышения эффективности системы налогового контроля и управления в России.

Устранение данных недостатков и улучшение системы администрирования налогов позволит в значительной степени устранить существующие проблемы косвенного налогообложения, увеличить собираемость косвенных налогов и не допустить рост задолженности косвенных налогов.


В частности введение НДС-счетов является одним из решений, позволяющим решить проблему неправомерного возмещения НДС из бюджета, а также позволит решить и многие другие проблемы и не только косвенного налогообложения, но и других налогов, в частности налога на прибыль.

Реформирование налоговой системы является в настоящее время необходимым условием для дальнейшего успешного экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики, уровня жизни населения за счѐт снижения налоговой нагрузки и решения других социальных задач. Система администрирования налогов должна привести к снижению уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для его граждан. Успешное решение задач налогового реформирования – залог дальнейшего устойчивого развития экономики страны.

2.2. ЗНАЧЕНИЕ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА РФ

Важнейшими характеристиками оптимизации политики регулирования доходов являются: полнота сбора налогов, соотношение между видами налогов и уровнями бюджетных отношений. [35]

Основу федерального бюджета составляют легко контролируемые и собираемые косвенные налоги налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы.

Высокая доля косвенного налогообложения ограничивает спрос на товары и оказывает относительное налоговое давление на законопослушных налогоплательщиков. Поэтому перед российской налоговой системой стоит задача постепенного ограничения доли косвенного налогообложения.

По мнению профессора М.В. Романовского, в качестве стратегии налоговых преобразований должен быть выбран вариант, при котором «налоговая реформа не должна ставить целью кардинальное изменение действующей налоговой системы, более реалистичным является ее эволюционное преобразование, обеспечивающее устранение присущих ей недостатков и перекосов, и направленное на создание рациональной, справедливой, стабильной и предсказуемой налоговой системы».

Исследование косвенного налогообложения на современном этапе имеет особое значение, поскольку налоги выражают фискальные интересы государства.

Разумное их применение может позитивно воздействовать на процесс ценообразования и влиять на структуру потребления. [36]


Одной из главнейших проблем в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости налогов. Налоги являются основным инструментом, с помощью которого образуются государственные и муниципальные денежные фонды. [37]

Для любого государства, на какой бы ступени своего социально – экономического развития оно ни находилось, необходимость увеличения доходов бюджетов является одной из актуальнейших задач.

Нахождение правильного решения этой задачи чрезвычайно важно и для России.

К факторам, негативно влияющим на сбор косвенных налогов можно отнести:

- спад производства,

- тяжелое финансово – экономическое положение предприятий, рост неплатежей предприятий,

- предоставление большого количества льгот и отсрочек,

- введение «зон экономического благоприятствования», уклонение от уплаты налогов.[38]

Перспективы развития акцизов в РФ связаны с уточнением перечня подакцизной продукции, дифференциацией ставок и исчислением и уплатой акцизов на спиртосодержащую продукцию и нефтепродукты. [39]

Таким образом, косвенное налогообложение в современных условиях имеет ключевое значение в экономике.

В России косвенное налогообложение связано с определенными проблемами, для реализации которых органами государственной власти разрабатываются и реализуются определенные меры.

Рассмотрим поступления косвенных налогов в федеральный бюджет.

Так, в частности, на налога на добавленную стоимость приходится около 50 % налоговых доходов. Учитывая, что доходы федерального бюджета поступает 8 видов налогов, столь значительная роль налога на добавленную стоимость свидетельствует о достаточно высоком фискальном значении данного налога. [40]

При этом поступления по НДС в целом имеют тенденцию к росту. Таким образом, на акцизы приходится от 5,7 % до 7,5 налоговых доходов федерального бюджета. Поступления по данному налогу выросли соответственно со 395,3 до 592,4 млрд. руб. [41]

Наибольший удельный вес косвенных налогов приходится на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, которые составляли более 59 %.

При том НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ в 2014 году приходится 48 % косвенных налогов. Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ составляют в 2014 году 11,5 %.


Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ, составляют соответственно 40,3 % косвенных налогов. В том числе налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территории РФ – 38,7 %.

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ не превышали 1,6 % косвенных налогов.[42]

Наибольшее влияние на увеличение акцизов оказала индексация ставок акцизов по подакцизным товарам, в том числе, по табачным изделиям.

Косвенные налоги на 87 % состоят из НДС. Тем самым можно отметить наибольшую фискальную значимость налога на добавленную стоимость.

Акцизы занимают до 13 %, при этом их значение имеет тенденцию роста за весь анализируемый период.[43]

Однако удельный вес данного налога в рассматриваемом периоде сократился с 90 % до 87 %. Удельный вес акцизов соответственно имеет положительную динамику и вырос с 10 % до 13 %, что обусловлено индексацией ставок акцизов на отдельные подакцизные товары в том числе бензин, сигареты и многое другое.

По мнению Счетной палаты, целесообразно рассмотреть вопрос о включении в состав подакцизных товаров трансмиссионных масел, которые используются в транспортных средствах наряду с моторными маслами для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, однако налогообложению не подлежат.

Внесение соответствующих изменений в НК РФ позволит обеспечить дополнительные поступления акцизов в бюджет, а также минимизировать риски неуплаты акцизов в случае недостоверного декларирования моторных масел под видом трансмиссионных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях существенного снижения бюджетных доходов, основанных на сырьевой экспортно ориентированной экономике, вопросы децентрализации налоговой системы России приобретают особую актуальность.

По мнению Роя Бахла и Ричарда Бёрда, децентрализация налоговых систем имеет ряд положительных последствий.

В частности, передача полномочий по установлению и взиманию налогов из федерального центра на региональный и (или) местный уровень повышает политическую ответственность региональных и местных властей и, следовательно, способствует более эффективному использованию публичных финансов.

Традиционные источники доходов региональных и местных бюджетов, такие как налоги на имущество (в Российской Федерации - налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог), недостаточны для финансирования выполнения задач регионального и местного значения.