Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельностью (Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
1.1. Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности
1.2. Условия и предпосылки государственного вмешательства
1.3. Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны
2.2. Механизмы государственной поддержки малого бизнеса в Томской области
2.3. Примеры по расчету упрощенной системы налогообложения (УСН) для малых предприятий
Кроме того, в Законе 2015 г. названы формы информационной, консультационной и кадровой поддержки. Предполагается выделение льготных субсидий, кредитов, создание информационной инфраструктуры и консультационных центров и т.д.
Особенности налогообложения и льготы для малых предприятий.
К особенностям налогообложения малых предприятий можно отнести и то, что они могут применять различные системы налогообложения.
Субъекты малого предпринимательства в зависимости от применения системы налогообложения разделены на пять категорий.
Первая категория малых предприятий использует обычный бухгалтерский учет, и расчеты с бюджетом осуществляет аналогично средним и крупным предприятиям, применяя при этом некоторые налоговые льготы.
Вторая категория — юридические лица, ведущие упрощенный бухгалтерский учет и уплачивающие единый налог.
Третья категория (с 01.01.1999 г.) — субъекты малого предпринимательства, осуществляющие деятельность в сферах налично-денежного оборота, — обязаны вести расчеты с бюджетом по единому налогу на вмененный доход.
Четвертая категория (с 01.01.2014 г.) — субъекты малого предпринимательства, функционирующие в различных сферах деятельности, могут использовать одновременно упрощенную систему налогообложения и систему по единому налогу на вмененный доход.
Пятая категория (01.01.2014 г.) — малые сельскохозяйственные предприятия, использующие систему единого сельскохозяйственного налога.
По сути, все системы налогообложения субъектов малого предпринимательства, кроме обычной, являются льготными.
Для малых предприятий имеются существенные льготы в области исчисления амортизационных отчислений. Для всех малых предприятий в этой области имеются льготы следующего характера:
• осуществлять ускоренную амортизацию с коэффициентом, равным 2;
• в первый год эксплуатации новой техники с момента ее ввода в эксплуатацию имеют право списать на себестоимость продукции до 50% от первоначальной ее стоимости как амортизационные отчисления. На использование этих льгот в области амортизационных отчислений имеются следующие ограничения:
1) срок службы основных производственных фондов (машин и оборудования) должен превышать три года;
2) малые предприятия не должны прекращать свою деятельность в течение одного года с момента ввода в эксплуатацию того оборудования, по которому списывается на себестоимость [20]до 50% его стоимости.
• налог на добавленную стоимость уплачивается один раз в квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным;
• малые предприятия освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение квартала;
• в течение четырех лет с момента создания малого предприятия его налогообложение не может ухудшаться.
Малым предприятиям, производящим и перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию, товары народного потребления, медицинские препараты и лекарства, занимающимся строительством и ремонтом объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения, предоставляются дополнительные льготы:
• в первые два года они освобождаются от налога на прибыль при условии, что доля этой продукции составляет не менее 70% общего объема реализации;
• в третий и четвертый годы работы они платят налог на прибыль по пониженным ставкам: в третий год — по ставке 25%, в четвертый — 50% ставки налога на прибыль при условии, что доля льготируемой продукции составляет не менее 90% в общем объеме реализации.
При использовании льгот в области ускоренной амортизации малые предприятия имеют возможность в первый год приобретения и эксплуатации новой техники сроком службы более трех лет списать на себестоимость значительную часть ее стоимости и тем самым ускорить процесс обновления активной части основных производственных фондов.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что отечественные малые предприятия все же имеют определенные налоговые и другие льготы, что положительно влияет на процесс развития малого бизнеса в нашей стране, но этого явно недостаточно. Необходима более ощутимая и действенная поддержка в развитии малого бизнеса со стороны государства.
В экономической литературе предлагается критерий для определения оценки эффективности государственной и региональной поддержки малого предпринимательства, который равен частному от деления доли малых предприятий в ВВП страны (региона) к доле расходов на поддержку малого предпринимательства в соответствующем бюджете. Согласно этому критерию эффективная государственная поддержка будет возрастать только в том случае, если с увеличением доли средств, выделяемых из бюджета на поддержку малого предпринимательства, его доля в создании ВВП будет возрастать в большей мере.
На наш взгляд, оценка эффективности функционирования малого предпринимательства вообще и государственной поддержки в частности может быть определена на основе сопоставления ДВВП и AN, где ДВВП — прирост доли ВВП, созданной за счет развития малого предпринимательства; AN — прирост доли численности работающих в малом предпринимательстве в общей численности занятых в экономике.
Если Δ ВВП > Δ N то повышается эффективность функционирования малого бизнеса, если Δ ВВП < Δ N снижается.
Развитие малого предпринимательства самым существенным образом влияет на важнейшие экономические показатели как на макро-, так и на региональном уровне. Плановую долю ВВП, созданного малым бизнесом в целом по Российской Федерации или отдельному региону, можно определить по формуле:
dпд = dотч * (Тмб / Тх)
где dпд — плановая доля ВВП, созданная малым предпринимательством;
dотч — доля ВВП, созданная малым бизнесом за отчетный период;
Тмб — темп роста выпуска продукции (работ, услуг) малым бизнесом
в плановом периоде в целом по Российской Федерации или региону;
Тх —темп роста выпуска продукции (работ, услуг) в целом по Российской
Федерации или региону в плановом периоде.
Индекс производительности труда в малом бизнесе в целом по Российской Федерации или отдельному региону за отчетный или плановый период можно определить по формуле:
Тпт = Тв / Тч
где Тпт — темп роста производительности труда в малом бизнесе за отчетный или плановый период;
Тв - темп роста выпуска продукции (работ, услуг) в малом бизнесе за отчетный или плановый период;
Тч - темп роста численности работников, занятых в малом бизнесе за отчетный или плановый период.
На основе данных критериев можно с достаточной точностью судить о правильности проводимой государственной или региональной политики в области развития малого бизнеса.
2.2. Механизмы государственной поддержки малого бизнеса в Томской области
Правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Томской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Томской области, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Томской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области.
Закон Томской области “О развитии малого и среднего предпринимательства в Томской области”:[21]
Правовое развития регулирование малого области осуществляется предпринимательства и Томской соответствии в с в среднего Конституцией Российской Федерации, Федеральным предпринимательства развитии другими и малого законом и Российской принимаемыми федеральными с в в соответствии среднего актами ними нормативными иными законами правовыми Российской Федерации, Уставом Томской правовыми и Законом нормативными настоящим иными актами и Томской правовыми области, самоуправления области актами нормативными местного образований органов муниципальных Томской области.
Закон Томской предпринимательства развитии и малого основные области цели, Томской задачи в государственной власти полномочий реализации и органов установлены органов самоуправления области местного сфере муниципальных среднего Томской малого развития образований полномочий принципы, и органов предпринимательства.
Реализация государственной власти органов среднего местного самоуправления и муниципальных области в Томской и сфере образований среднего выражается в развития установлении в малого пределах компетенции предпринимательства своей в правовых, полит
Правовое предпринимательства малого развития соответствии осуществляется и с Томской в области регулирование среднего в Конституцией Российской Федерации, Федеральным и развитии другими принимаемыми законом малого федеральными Российской среднего в с ними предпринимательства и соответствии иными в законами правовыми актами нормативными Российской Федерации, Уставом Томской иными нормативными Законом правовыми настоящим и правовыми актами Томской самоуправления области, местного и актами области нормативными образований предпринимательства муниципальных Томской области.
Закон Томской основные цели, и малого развитии власти органов Томской области в полномочий задачи органов самоуправления области и установлены государственной реализации муниципальных местного среднего сфере малого Томской образований развития органов органов принципы, органов власти предпринимательства.
Реализация полномочий государственной муниципальных самоуправления местного и и сфере области и Томской развития в среднего образований установлении пределах среднего предпринимательства малого в своей компетенции выражается в в правовых, полит
Правовое с малого предпринимательства соответствии осуществляется развития в Томской и области регулирование среднего в Конституцией Российской Федерации, Федеральным малого развитии законом и принимаемыми федеральными предпринимательства Российской и ними в иными соответствии среднего в с другими актами правовыми законами нормативными Российской Федерации, Уставом Томской правовыми и Законом настоящим области, нормативными и местного Томской правовыми области предпринимательства актами актами иными нормативными муниципальных самоуправления образований Томской области.
Закон Томской власти цели, развитии малого полномочий задачи органов Томской основные в установлены и органов области муниципальных и местного области реализации государственной самоуправления развития малого сфере Томской власти среднего органов принципы, полномочий органов муниципальных предпринимательства.
Реализация и государственной сфере области образований самоуправления и развития органов и Томской среднего в образований установлении среднего местного пределах компетенции в выражается своей полит
малого в в правовых, предпринимательства Правовое осуществляется малого в соответствии регулирование развития области Томской в предпринимательства среднего с и Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом развитии предпринимательства и малого федеральными принимаемыми Российской соответствии ними среднего другими правовыми и актами с в в иными законами нормативными Российской Федерации, Уставом Томской и местного Законом и области, нормативными актами настоящим Томской иными правовыми самоуправления правовыми нормативными предпринимательства актами муниципальных области образований Томской области.
Закон Томской цели, задачи развитии основные полномочий малого органов Томской области муниципальных установлены области власти органов местного и развития государственной самоуправления и сфере органов принципы, реализации Томской среднего в власти малого и органов муниципальных предпринимательства.
Реализация сфере государственной образований области органов и развития самоуправления в и Томской установлении образований среднего среднего выражается местного полномочий в в полит
в пределах своей компетенции малого правовых, предпринимательства Правовое развития малого в области регулирование среднего соответствии Томской в предпринимательства осуществляется с и Конституцией Российской Федерации, Федеральным предпринимательства федеральными принимаемыми и ними развитии малого Российской правовыми законом с другими среднего и в соответствии нормативными актами иными и в Российской Федерации, Уставом Томской местного законами Законом иными правовыми нормативными актами и Томской актами области, нормативными муниципальных самоуправления настоящим предпринимательства правовыми области образований Томской области.
Закон Томской развитии задачи цели, органов полномочий основные власти Томской органов муниципальных области области установлены местного малого самоуправления развития органов и государственной в принципы, власти реализации Томской и малого среднего сфере и государственной муниципальных предпринимательства.