Файл: "Управление финансами и пути его совершенствования в России".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управление финансами обеспечивает устойчивый экономический рост, состоятельность национальной бюджетной системы и финансовую безопасность экономики в целом. Основная задача - стабилизация финансовых ресурсов с целью социально-экономического развития общества.

Сфера государственных финансов включает звенья: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит и др.

Главным звеном финансовой системы России является бюджетная система. Бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. В бюджете концентрируется значительная

часть финансовых ресурсов государства, основная доля национального дохода [1].

Бюджетная политика во многом зависит от динамики цен на нефть. Эта зависимость постепенно снижается, что следует из сокращения нефтегазового дефицита (до 8,3% ВВП в 2017 году: -1,5пп к уровню 2014 года) и снижение балансирующей цены на нефть с более 100 долларов США за баррель в 2014 году до 60-65 долларов США за баррель в 2017 году. По итогам 2016 года дефицит федерального бюджета составил 3,4% ВВП, а в текущем году снизился до 2,1% ВВП.

На графике представлен прогноз относительно уровня ВВП в бюджетной системе России (Рис.1). При соблюдении баланса доходов и расходов будет наблюдаться постепенное снижение процента ВВП относительно каждой из статей баланса. Однако, данный прогноз показывает, что расходы превышают доходы по всем прогнозируемым годам, что означает минимальную вероятность или полное её отсутствие относительно профицита бюджета [2].

Рис. 1 Бюджетная система России, % ВВП

Бюджет формируется благодаря НДС и поступлению акцизов на крепкий алкоголь. На представленных графиках видно, что сокращение теневого сектора и повышение собираемости позволяют устранить неравные

конкурентные условия, являющиеся одним из факторов, ограничивающих рост производительности труда (Рис.2, 3).

Рис.2 Собираемость НДС в 2014-2016 гг.

Рис.3 Поступление акцизов на крепкий алкоголь в 2014-2017 гг.

Система сбора налогов позволит обеспечить контроль движения товаров от таможенного оформления до реализации конечному потребителю и позволит повысить собираемость налогов и таможенных платежей в ближайшие годы [3]. Рациональное управление финансами обеспечит устойчивый экономический рост, состоятельность национальной бюджетной системы и финансовую безопасность экономики в целом.


По мере совершенствования рыночного механизма проблема эффективного управления ресурсами, в том числе финансовыми, становится

все более актуальной. В настоящее время очевидна общая тенденция повышения роли финансов в механизмах государственного регулирования воспроизводства [4]. Формирование и реализация эффективной бюджетной политики в масштабах всей страны и на уровне субъектов федерации имеет особую значимость, поскольку финансовая стабильность такой огромной страны, как Россия, будет гарантирована только при финансовом благополучии ее многочисленных территорий.

2.2 Совершенствование государственного финансового контроля

В области управления финансами страны финансовый контроль реализует функцию получения управленческого результата. Последующее развитие госу­дарственного финансового контроля дает возможность повысить эффективность использования финансовые активы стра­ны.

Государственный финансовый кон­троль представляет собой функциональ­ную часть управления государственны­ми, региональными и муниципальными финансами. Он выступает как основной инструмент финансовой политики, на­целенный на обеспечение исполнения предписаний бюджетного законодатель­ства России и прочих законодательных актов, регламентирующих бюджетные правоотношения. Такой контроль высту­пает специфичной формой осуществле­ния контрольной функции финансов.

В экономических исследованиях име­ется множество определений понятия государственного финансового контро­ля. Так, А.М. Бабич, Л.Н. Павлова под го­сударственным финансовым контролем подразумевают совершение контрольной функции за исполнением федерального бюджета и бюджетов различных внебюд­жетных фондов, системой обращения денежных средств, применением кредит­ных активов, положением внутреннего и внешнего государственного долга, го­сударственных резервов страны. Н.Т. Белухапод государственным финансовым контролем понимает систему наблюдения и проверки соответствия процесса дея­тельности управляемого объекта приня­тым управленческим решениям, выявле­ние итогов управленческих воздействий на управляемый объект посредством определения отклонений, допущенных в ходе выполнения таких решений. В.В. Бурцев определяет государственный фи­нансовый контроль как установленное соответствующими законодательными актами функционирование органов


государственной власти и управления всех уровней (должностных лиц) по обнару­жению, предупреждению и предотвра­щению нарушений в процедурах управ­ления государственными финансовыми средствами и финансово-хозяйственной деятельностью различных экономических субъектов.

Таким образом, государственный финансовый контроль представляет со­бой деятельность специализированных контрольных органов государства, ко­торая реализуется на базе нормативно­правовых актов при помощи опреде­ленных приемов и методов с целью совершенствования соблюдения предпи­саний законов, необходимости и эффек­тивности формирования, расходования и использования бюджетных активов го­сударства.

Можно обозначить следующие базо­вые виды государственного финансового контроля:

- реализация бюджетного кон­троля -контроль за исполнением пред­писаний Бюджетного кодекса и прочих правовых актов на разных стадиях бюд­жетного процесса, при образовании и зачислении доходной части в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, при обслуживании и управлении государ­ственным долгом;

- осуществление налогового кон­троля -контроль за соблюдением законо­дательных актов о налогах и сборах при вычислении и взносе обязательных пла­тежей в государственный бюджет и бюд­жеты субъектов федерации [4].

Бюджетное законодательство РФ в качестве объектов государственного фи­нансового контроля предусматривает:

1) основные распорядители бюджетных ак­тивов, главные администраторы доходной части бюджета, главные администраторы источников покрытия дефицита бюджета;

2) финансовые органы в части соблюде­ниями ими целей и условий предостав­ления межбюджетных трансфертов, бюд­жетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Рос­сии;

3) государственные учреждения всех видов;

4) органы координации государ­ственными внебюджетными фондами;

5) различные предприятия и организации, которым предоставляются средства из го­сударственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхова­ния;

6) кредитные учреждения, реализу­ющие определенные операции с бюджет­ными средствами в части соблюдениями ими условий договоров о предоставлении средств из бюджета.

Государственный финансовый кон­троль можно разделить на внешний и внутренний.

Внешний государственный финан­совый контроль осуществляют Счет­ная палата Российской Федерации и контрольно-счетные органы субъектов России. Внутренний контроль выполняет­ся Федеральной службой казначейства, органами государственного финансового контроля, выступающими органами ис­полнительной власти субъектов государ­ства, (финансовыми органами субъектов страны). Такое разделение обуславлива­ется разграничением подчиненностью и функциями указанных органов, а также объектом государственного финансового контроля.


Объектами внутреннего государствен­ного финансового являются исключитель­но финансовые ресурсы и имущество государства, их формирование, расходо­вание и использование. Объект внешнего государственного финансового контроля не ограничивается сферой государствен­ных финансов и включает в себя экспер­тизу проектов законодательных актов и итогов исполнения бюджета.

По мнению Н.Н. Бойко организаци­онная система финансового контроля в Российской Федерации сегодня характе­ризуется как неэффективной системой.

На наш взгляд эффективность осущест­вления государственного финансового контроля зависит от следующих основных факторов: доступности всей необходи­мой информации о реальном положении контролируемого объекта; стабильности нормативно-правовой базы; комплексно­го характера контроля, реализуемого на постоянной основе и имеющего установ­ленную периодичность; тесного сотруд­ничества и координации органов, реа­лизующих государственный финансовый контроль; профессионализма и квалифи­кации представителей органов государ­ственного финансового контроля.

Главнейшим направлением дальней­шего развития государственного финан­сового контроля выступает обеспечение стандартизации контрольной деятельно­сти с учетом стандартов государственного контроля, которые определены Комите­том по аудиторским стандартам Междуна­родной организации высших контрольных органов (INTOSAI). Важно сформировать единый классификатор бюджетных нару­шений, который даст возможность устано­вить вид бюджетных нарушений и степень ответственности за их совершение.

Таким образом, предназначение го­сударственного финансового контроля:

- гарантия эффективной реализации функций государства по обеспечению процесса формирования и эффективно­го расходования финансовых ресурсов страны. Для любого государства наличие эффективно действующей системы го­сударственного финансового контроля

- это главный инструмент, который дает возможность эффективно реализовы­вать внешнюю и внутреннюю политику, осуществлять достижение целей и задач социально-экономических программ. Совершенствование государственного финансового контроля - главнейшее на­правление в процессе противодействии коррупции.

2.3 Пути совершенствования управлением финансами в РФ


Одним из приоритетных направлений укрепления финансов является разрешение проблем, связанных с их управлением. Управление финансами является одними из главных составляющих эффективности развития государства. Они служат для понимания того, какую финансовую политику ведёт государство и каким образом оно развивается.

Улучшение финансового управления сегодня является одной из главных целей развития государства. С помощью финансовых рычагов может ограничиваться деятельность монополий, происходит смягчение потери просчетов при определении рыночной стратегии, обеспечивается первоочередное развитие прогрессивных звеньев экономики, регулируется уровень безработицы и производства.

Управление представляет собой сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов достижения определенного результата. Управление основывается на знании объективных закономерностей развития общества. В дополнении с этим на управление оказывает очень серьёзное влияние государство, в лице соответствующих управленческих структур.

Управление финансами является одной из главных частей общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на улучшение системы отношений, которые призваны стабилизировать финансовые ресурсы, необходимые для социально­экономического развития общества.

Целью управления финансами является финансовая устойчивость и финансовая независимость, которая выражена в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты.

В управлении финансами можно выделить такие важнейшие функциональные элементы, как планирование, оперативное управление, контроль.

Планирование занимает одно из важнейших мест в системе управления финансами. При планировании каждый субъект хозяйствования полноценно оценивает состояние финансов, раскрывает возможности увеличения финансовых ресурсов, определяет направления их более эффективного использования. Плановые решения принимаются на основе анализа финансовой информации, базирующейся на различных видах отчетности.

Оперативное управления представляет собой ряд связанных между собой мер, которые вырабатываются на основе оперативного анализа текущей финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме за затрат, с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Рациональное использование финансовых ресурсов с целью улучшения хозяйственной деятельности является основным содержанием оперативного управления.