Файл: "Управление финансами и пути его совершенствования в России".pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные задачи и методы управления финансами.
1.1 Сущность и методы управления финансами
1.2 Основные методы и формы управления финансами
Структура и содержание механизма государственного финансового регулирования
Глава 2. Проблемы управления финансами на современном этапе
2.1 Государственный бюджет в системе управления финансами в России
2.2 Совершенствование государственного финансового контроля
Управление финансами обеспечивает устойчивый экономический рост, состоятельность национальной бюджетной системы и финансовую безопасность экономики в целом. Основная задача - стабилизация финансовых ресурсов с целью социально-экономического развития общества.
Сфера государственных финансов включает звенья: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит и др.
Главным звеном финансовой системы России является бюджетная система. Бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. В бюджете концентрируется значительная
часть финансовых ресурсов государства, основная доля национального дохода [1].
Бюджетная политика во многом зависит от динамики цен на нефть. Эта зависимость постепенно снижается, что следует из сокращения нефтегазового дефицита (до 8,3% ВВП в 2017 году: -1,5пп к уровню 2014 года) и снижение балансирующей цены на нефть с более 100 долларов США за баррель в 2014 году до 60-65 долларов США за баррель в 2017 году. По итогам 2016 года дефицит федерального бюджета составил 3,4% ВВП, а в текущем году снизился до 2,1% ВВП.
На графике представлен прогноз относительно уровня ВВП в бюджетной системе России (Рис.1). При соблюдении баланса доходов и расходов будет наблюдаться постепенное снижение процента ВВП относительно каждой из статей баланса. Однако, данный прогноз показывает, что расходы превышают доходы по всем прогнозируемым годам, что означает минимальную вероятность или полное её отсутствие относительно профицита бюджета [2].
Рис. 1 Бюджетная система России, % ВВП
Бюджет формируется благодаря НДС и поступлению акцизов на крепкий алкоголь. На представленных графиках видно, что сокращение теневого сектора и повышение собираемости позволяют устранить неравные
конкурентные условия, являющиеся одним из факторов, ограничивающих рост производительности труда (Рис.2, 3).
Рис.2 Собираемость НДС в 2014-2016 гг.
Рис.3 Поступление акцизов на крепкий алкоголь в 2014-2017 гг.
Система сбора налогов позволит обеспечить контроль движения товаров от таможенного оформления до реализации конечному потребителю и позволит повысить собираемость налогов и таможенных платежей в ближайшие годы [3]. Рациональное управление финансами обеспечит устойчивый экономический рост, состоятельность национальной бюджетной системы и финансовую безопасность экономики в целом.
По мере совершенствования рыночного механизма проблема эффективного управления ресурсами, в том числе финансовыми, становится
все более актуальной. В настоящее время очевидна общая тенденция повышения роли финансов в механизмах государственного регулирования воспроизводства [4]. Формирование и реализация эффективной бюджетной политики в масштабах всей страны и на уровне субъектов федерации имеет особую значимость, поскольку финансовая стабильность такой огромной страны, как Россия, будет гарантирована только при финансовом благополучии ее многочисленных территорий.
2.2 Совершенствование государственного финансового контроля
В области управления финансами страны финансовый контроль реализует функцию получения управленческого результата. Последующее развитие государственного финансового контроля дает возможность повысить эффективность использования финансовые активы страны.
Государственный финансовый контроль представляет собой функциональную часть управления государственными, региональными и муниципальными финансами. Он выступает как основной инструмент финансовой политики, нацеленный на обеспечение исполнения предписаний бюджетного законодательства России и прочих законодательных актов, регламентирующих бюджетные правоотношения. Такой контроль выступает специфичной формой осуществления контрольной функции финансов.
В экономических исследованиях имеется множество определений понятия государственного финансового контроля. Так, А.М. Бабич, Л.Н. Павлова под государственным финансовым контролем подразумевают совершение контрольной функции за исполнением федерального бюджета и бюджетов различных внебюджетных фондов, системой обращения денежных средств, применением кредитных активов, положением внутреннего и внешнего государственного долга, государственных резервов страны. Н.Т. Белухапод государственным финансовым контролем понимает систему наблюдения и проверки соответствия процесса деятельности управляемого объекта принятым управленческим решениям, выявление итогов управленческих воздействий на управляемый объект посредством определения отклонений, допущенных в ходе выполнения таких решений. В.В. Бурцев определяет государственный финансовый контроль как установленное соответствующими законодательными актами функционирование органов
государственной власти и управления всех уровней (должностных лиц) по обнаружению, предупреждению и предотвращению нарушений в процедурах управления государственными финансовыми средствами и финансово-хозяйственной деятельностью различных экономических субъектов.
Таким образом, государственный финансовый контроль представляет собой деятельность специализированных контрольных органов государства, которая реализуется на базе нормативноправовых актов при помощи определенных приемов и методов с целью совершенствования соблюдения предписаний законов, необходимости и эффективности формирования, расходования и использования бюджетных активов государства.
Можно обозначить следующие базовые виды государственного финансового контроля:
- реализация бюджетного контроля -контроль за исполнением предписаний Бюджетного кодекса и прочих правовых актов на разных стадиях бюджетного процесса, при образовании и зачислении доходной части в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, при обслуживании и управлении государственным долгом;
- осуществление налогового контроля -контроль за соблюдением законодательных актов о налогах и сборах при вычислении и взносе обязательных платежей в государственный бюджет и бюджеты субъектов федерации [4].
Бюджетное законодательство РФ в качестве объектов государственного финансового контроля предусматривает:
1) основные распорядители бюджетных активов, главные администраторы доходной части бюджета, главные администраторы источников покрытия дефицита бюджета;
2) финансовые органы в части соблюдениями ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы России;
3) государственные учреждения всех видов;
4) органы координации государственными внебюджетными фондами;
5) различные предприятия и организации, которым предоставляются средства из государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;
6) кредитные учреждения, реализующие определенные операции с бюджетными средствами в части соблюдениями ими условий договоров о предоставлении средств из бюджета.
Государственный финансовый контроль можно разделить на внешний и внутренний.
Внешний государственный финансовый контроль осуществляют Счетная палата Российской Федерации и контрольно-счетные органы субъектов России. Внутренний контроль выполняется Федеральной службой казначейства, органами государственного финансового контроля, выступающими органами исполнительной власти субъектов государства, (финансовыми органами субъектов страны). Такое разделение обуславливается разграничением подчиненностью и функциями указанных органов, а также объектом государственного финансового контроля.
Объектами внутреннего государственного финансового являются исключительно финансовые ресурсы и имущество государства, их формирование, расходование и использование. Объект внешнего государственного финансового контроля не ограничивается сферой государственных финансов и включает в себя экспертизу проектов законодательных актов и итогов исполнения бюджета.
По мнению Н.Н. Бойко организационная система финансового контроля в Российской Федерации сегодня характеризуется как неэффективной системой.
На наш взгляд эффективность осуществления государственного финансового контроля зависит от следующих основных факторов: доступности всей необходимой информации о реальном положении контролируемого объекта; стабильности нормативно-правовой базы; комплексного характера контроля, реализуемого на постоянной основе и имеющего установленную периодичность; тесного сотрудничества и координации органов, реализующих государственный финансовый контроль; профессионализма и квалификации представителей органов государственного финансового контроля.
Главнейшим направлением дальнейшего развития государственного финансового контроля выступает обеспечение стандартизации контрольной деятельности с учетом стандартов государственного контроля, которые определены Комитетом по аудиторским стандартам Международной организации высших контрольных органов (INTOSAI). Важно сформировать единый классификатор бюджетных нарушений, который даст возможность установить вид бюджетных нарушений и степень ответственности за их совершение.
Таким образом, предназначение государственного финансового контроля:
- гарантия эффективной реализации функций государства по обеспечению процесса формирования и эффективного расходования финансовых ресурсов страны. Для любого государства наличие эффективно действующей системы государственного финансового контроля
- это главный инструмент, который дает возможность эффективно реализовывать внешнюю и внутреннюю политику, осуществлять достижение целей и задач социально-экономических программ. Совершенствование государственного финансового контроля - главнейшее направление в процессе противодействии коррупции.
2.3 Пути совершенствования управлением финансами в РФ
Одним из приоритетных направлений укрепления финансов является разрешение проблем, связанных с их управлением. Управление финансами является одними из главных составляющих эффективности развития государства. Они служат для понимания того, какую финансовую политику ведёт государство и каким образом оно развивается.
Улучшение финансового управления сегодня является одной из главных целей развития государства. С помощью финансовых рычагов может ограничиваться деятельность монополий, происходит смягчение потери просчетов при определении рыночной стратегии, обеспечивается первоочередное развитие прогрессивных звеньев экономики, регулируется уровень безработицы и производства.
Управление представляет собой сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов достижения определенного результата. Управление основывается на знании объективных закономерностей развития общества. В дополнении с этим на управление оказывает очень серьёзное влияние государство, в лице соответствующих управленческих структур.
Управление финансами является одной из главных частей общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на улучшение системы отношений, которые призваны стабилизировать финансовые ресурсы, необходимые для социальноэкономического развития общества.
Целью управления финансами является финансовая устойчивость и финансовая независимость, которая выражена в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты.
В управлении финансами можно выделить такие важнейшие функциональные элементы, как планирование, оперативное управление, контроль.
Планирование занимает одно из важнейших мест в системе управления финансами. При планировании каждый субъект хозяйствования полноценно оценивает состояние финансов, раскрывает возможности увеличения финансовых ресурсов, определяет направления их более эффективного использования. Плановые решения принимаются на основе анализа финансовой информации, базирующейся на различных видах отчетности.
Оперативное управления представляет собой ряд связанных между собой мер, которые вырабатываются на основе оперативного анализа текущей финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме за затрат, с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Рациональное использование финансовых ресурсов с целью улучшения хозяйственной деятельности является основным содержанием оперативного управления.