Файл: "Управление финансами и пути его совершенствования в России".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контроль как элемент управления происходит в процессе его планирования и оперативного исполнения. Это позволяет не только сравнивать фактические результаты по использованию финансовых ресурсов с плановыми, но и помогает выявлять резервы роста финансовых ресурсов и более эффективного их использования, избегая выявленных потерь. [4].

Говоря об объектах управления финансами, следует отметить, что основным объектом является финансовая система.

Построение финансовой системы базируется на следующих принципах:

  • Функциональное значение - состоит в выполнении каждым звеном финансовой системы своих задач, которые способствуют развитию финансового управления.
  • Единство финансовой системы представляет собой единую экономическую и политическую основу государства. Это утверждается единой финансовой политикой, которую проводит государство через централизованные финансовые органы и единые цели. Управление всеми звеньями происходит на основании единых законодательных и нормативных актах.
  • Территориальность - каждый регион имеет свою финансовую систему со своими территориальными особенностями.

Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации являются высшие федеральные органы власти - Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.

Президент РФ - регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право "вето" на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.

Федеральное Собрание РФ - устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство.

Правительство РФ - рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

Как отмечалось ранее, одной из важнейших функций управления финансами, выступает контроль, который обеспечивает реализацию на практике контрольной функции финансов.

Финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.


Говоря о статистических показателях в финансовой сфере, можно отметить, что по данным Счётной палаты за 2015 год следует:

ВВП по итогам 2015 г. составил 80,8 трлн руб. Темп роста ВВП по сравнению с 2014 г. составил 96,3% (в 2014 г. по сравнению с 2013 г. - 100,7%). Динамика ВВП по итогам 2015 г. снизилась на 3,7%, что наблюдается впервые с 2015 г., когда спад ВВП составил 7,8%. В 2015 г. ухудшилась динамика большинства основных макроэкономических показателей.

Уровень инфляции по итогам 2015 г. составил 12,9%, что на 1,5 проц. пункта выше показателя 2014 г.

Доходы федерального бюджета в 2015 г. без учета некассовых операций от уменьшения имущественного взноса Российской Федерации в имущество ГК «Агентство по страхованию вкладов» (в сумме 162 млрд руб.) составили 13,5 трлн руб., что на 0,2 трлн руб., или на 1,9% больше прогнозного объема (13,3 трлн руб.).

Расходы составили 15,62 трлн руб., или на 1,5%, меньше показателя, установленного сводной бюджетной росписью с изменениями. [5].

Данная статистика говорит, о том, что в России за последний год ухудшилась финансовая ситуация.

Поэтому в данной ситуация важно найти пути выхода из сложившейся ситуации. В связи с этим большое значение приобретает необходимость совершенствования финансового контроля с целью повышения его действенности и эффективности.

Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться следующим образом: происходить создание методологических основ финансового контроля в РФ как важнейшей составляющей общенационального контроля, что позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения и реализации своих задач и функций.

В современных условиях отсутствует эффективный механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля и законодательной и исполни тельной власти, разработка которого является ключевым вопросом организации государственного финансового контроля в РФ.

В целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования.

Также следует отметить, что использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения совершенствования эффективности государственного финансового контроля. Информатизация деятельности органов государственной власти и государственного финансового контроля на основе передовых технологий открывает перспективы повышения эффективности использования государственных ресурсов.


Из всего вышесказанного следует, что благодаря вышеперечисленным мерам удалось снизить инфляцию, остановить спад производства, а в ряде отраслей наблюдается рост производства (в оборотно-промышленном комплексе, сельском хозяйстве, информационных коммуникациях), уменьшить экономическую зависимость от продажи углеводородов. Также следует отметить, что при дальнейшем совершенствовании в сфере управления финансами, есть серьёзные основания полагать, что эти тенденции будут развиваться.

Заключение

Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.

Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы.

Финансовая система представляет собой финансовые отношения, существующие в рамках данной экономической формации.

В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат.

Важную роль в обеспечении качества финансового контроля играет уровень организации учета в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация – главный объект финансового контроля. Успешное и эффективное проведение финансового контроля зависит от уровня организации и видов контроля, форм и методов его проведения.

В настоящее время в России осуществляются беспрецедентные меры по осуществлению управления финансами, а именно: налоговое стимулирование, поддержка реального сектора экономики, модернизация налоговых сборов и т.д.

Из всего вышесказанного следует, что благодаря вышеперечисленным мерам удалось снизить инфляцию, остановить спад производства, а в ряде отраслей наблюдается рост производства (в оборотно-промышленном комплексе, сельском хозяйстве, информационных коммуникациях), уменьшить экономическую зависимость от продажи углеводородов. Также следует отметить, что при дальнейшем совершенствовании в сфере управления финансами, есть серьёзные основания полагать, что эти тенденции будут развиваться.


Список использованных источников

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017)//Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3823
  2. Конституция Российской Федерации, 1993г. – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2010.- 32с.
  3. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 (ред. от 07.06.2017)"О Министерстве финансов Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3258
  4. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (ред. от 15.03.2017) "О Федеральном казначействе"//Собрание законодательства РФ", 06.12.2004, N 49, ст. 4908
  5. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 07.02.2017)"О Счетной палате Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ", 08.04.2013, N 14, ст. 1649
  6. Бочаров В.В. Финансы 2-е издание. - СПБ.: Питер, 2015. - 192с.
  7. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов. – М.: Информационно-внедрический центр «Маркетинг», 2016. - 502с.
  8. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов. – 3-е изд.– М.: 2013. – 532с.
  9. Горловская И.Г. Финансы: Курс лекций (для студентов экономических специальностей): 2 ч. – Омск: Омск. Госуниверситет, 2015. – Часть 1. - 208 с.
  10. Иткин Ю.М. Организация финансового контроля - М.: Финансы и статистика, 2015.-254с.
  11. Коняев А.И. Финансовый контроль - М.: Госфиниздат, 2014. – 156с.
  12. Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2015. – 345с.
  13. Управление финансами: Учебное пособие / Жариков В.В., Жариков В.Д. - М.: Кнорус, 2008. - 400с.
  14. Финансы: учебник-2-е изд, перераб. и доп./ под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велебн, изд-во Проспект, 2015. - 634с.
  15. Финансы: учебник для студентов вузов обучающихся по спец-тям «Финансы и кредит», «Гос. мун. управление» / Л.М. Подъяблонская. – М.: Юнити, 2016.- 407с.
  16. Финансы: учебник / Под. ред. проф. М.В. Романовского, О.В. Врубелевской-2-е изд.-М.: Юрант-издат, 2014.- 462с.
  17. Финансы: учебное пособие / С.Ф. Федунова. – 2-е изд.- М.: Кнорус, 2015.-400с.
  18. Финансы: учебник / Под ред. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В. - М.: Финансы, Юнити, 2015. - 504с.
  19. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 504с.
  20. Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. - М.: Финансы и статистика, 2015. – 255с.
  21. Шохин C.O., Шлейников В.И. Правовое регулирование государственного финансового контроля в субъектах Российской Федерации. М.: Прометей, 2014. – 421с.
  22. Сазонов А.С. К вопросу о совершенствовании государственного финансового контроля // Финансы и кредит – 2015.- №20 -с.- 52-58
  23. Пенюгалова А.В., Чумаков А.С. Управление государственными финансами в условиях экономического кризиса // Финансы и кредит – 2015.- №2 -С. 2-6