Файл: Кадровая стратегия в системе стратегического управления организацией (Кадровая стратегия и тактика управления персоналом организации: теоретические основы).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. КАДРОВАЯ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1. Сущность и содержание кадрового менеджмента в организации
1.2. Политика и кадровая стратегия в области персонала
1.3. Тактика управления персоналом
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ВОДОПАД»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ системы управления персоналом на ООО «Водопад»
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ООО «ВОДОПАД»
3.1. Предложения по совершенствованию кадровой стратегии и тактики управления персоналом
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время качественное разрешение вопросов, связанных с кадровой стратегией и тактикой управления персонала, имеет большое значение в развитии и процветании организаций.
Высокие темпы социальных перемен привели к эпохальным изменениям в технологиях бизнеса. Вслед за автомобилестроением, автоматизацией производства, развитием информационных технологий, приоритетным направлением развития роста стало управление персоналом. Факторы успеха на рынке стали условиями выживания предприятий, которые в свою очередь обусловлены деятельностью сотрудников.
Суть современного подхода к управлению персоналом, или менеджменту персонала, состоит в обеспечении условий адаптации человека и организации к изменениям внешней среды, обусловленным экономическими преобразованиями.
Целью данной работы является изучение кадровой стратегии в системе управления персоналом организации и направления совершенствования.
В соответствии с поставленными целями в курсовой работе ставятся следующие основные задачи:
- раскрытие сущности понятия управления персоналом, анализ основных принципов и задач в организациях, находящихся на стадии роста;
- анализ эффективности кадрового менеджмента на предприятии ООО «Водопад;
- разработка предложений по повышению эффективности менеджмента и оценка их эффективности;
- нормативно–правовое обеспечение предложений по повышению эффективности кадрового менеджмента, а именно разработка регламентов.
Предметом исследования работы является кадровая стратегия системы управления персоналом на этапе роста организации и направления ее совершенствования.
Объектом работы является предприятие ООО «Водопад», основным видом деятельности которого является оптово-розничные продажи систем отопления и водоснабжения.
Теоретической базой для написания работы послужили научные труды российских и зарубежных ученых, экономистов, законодательные и нормативные акты Российской Федерации по изучаемой проблематике.
В качестве информационно–аналитической базы использовались документы бухгалтерско–статистической отчетности ООО «Водопад».
Структурно работа состоит из введения, трех основных глав, выводов и предложений и списка используемой литературы.
Первая глава работы посвящена теоретическим аспектам кадровой стратегии и тактики управления персоналом. Изучается понятие кадрового менеджмента с точки зрения некоторых российских специалистов, имеющих неоднозначный взгляд на данное определение. Отдельное внимание уделено стратегии управления персоналом и основным их видам. Раскрывается тактика управления персоналом организации в аспекте необходимых действий. Вторая глава посвящена анализу кадровой стратегии и тактики управления персоналом на примере деятельности ООО «Водопад». Особенностью данного предприятия является его активный рост на данном этапе развития. Следовательно, подвергнута анализу организационная структура предприятия и система управления персоналом, а именно: процедуры найма, отбора, разграничения обязанностей, мотивация, аттестация и т.д. В ходе исследования выявлены основные характеристики существующего кадрового менеджмента в организации на стадии роста и даны рекомендации по улучшению, с целью эффективного и безболезненного развития ООО «Водопад» в последующие стадии жизненного цикла предприятия. Данные предложения озвучены в главе третьей, которая содержит не только перечень рекомендаций, но и оценку предложенных мероприятия повышения эффективности кадрового менеджмента в организации на стадии роста.
1. КАДРОВАЯ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1. Сущность и содержание кадрового менеджмента в организации
В современных условиях кадровый менеджмент является неотъемлемой частью управления организацией в целом. Кадровый менеджмент – это целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.
В кадровом менеджменте различают:
- оперативный уровень управления, на котором доминирует кадровая работа;
- тактический уровень управления, на котором доминирует управление персоналом;
- стратегический уровень управления, на котором доминирует управление человеческими ресурсами;
- политический уровень управления корпорацией – разработка и контроль за реализацией кадровой политики.
В большинстве организаций, особенно среди представителей малого бизнеса, активно развивается лишь оперативный уровень. Остальные же либо отсутствуют вовсе, либо только начинают зарождаться. Между тем, для эффективной кадровой политики важны все уровни в совокупности
Содержание кадрового менеджмента основано на некоторых понятиях, которые необходимо раскрыть.
В первую очередь это относится к понятию кадры. По мнению Журавлева П.В., кадры (от фр. сadres) – социально–экономическая категория, обозначающая постоянный (штатный) состав работников, т.е. трудоспособных граждан, состоящих в трудовых отношениях с государственными, кооперативными, частными и т.д. предприятиями, фирмами, организациями, учреждениями [9, с.256].
Персонал является одним из важнейших ресурсов организации, необходимым для достижения всех ее целей и задач. Именно от персонала непосредственно зависят экономические и другие возможности организации.
Журавлева П.В., считает, что персонал (от лат. рersonalis – личный) – категория работников, объединенных по признаку принадлежности к организации (аппарату, отделу, службе, лаборатории, кафедре и т.д.) или к профессии (управленческий, административный, инженерный, технический и т.д.).
Следующим немаловажным понятием является термин человеческие ресурсы. Человеческие ресурсы (ЧР) – термин, характеризующий с качественной, содержательной стороны кадровый состав или весь персонал предприятия (фирмы, учреждения, организации), рабочую силу или трудовые ресурсы отрасли, территории региона, страны в целом.
Таким образом, указанные понятия соответствуют каждому уровню кадрового менеджмента, будь то оперативный, тактически либо стратегический уровень управления персоналом.
Все мероприятия по управлению персоналом должны быть целенаправленными и ориентированными на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, стоящих перед организацией.
Таким образом, под кадровым менеджментом понимается деятельность руководства направленная на развитие и эффективное использование кадрового потенциала организации для достижения целей предприятия, включая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.
Основными задачами кадрового менеджмента являются: удовлетворение потребности предприятия в кадрах; обеспечение рациональной расстановки, профессионально–квалификационного и должностного продвижения кадров; эффективное использование трудового потенциала предприятия.
1.2. Политика и кадровая стратегия в области персонала
Под управленческой стратегией понимается общая концепция того, как достигаются главные цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы.
Обычно организация имеет не одну, а несколько стратегия на все случаи жизни. Главная из них – генеральная стратегия, отражающая осуществление миссии организации. Для особых случае разрабатываются специальные стратегии. Однако основными рабочими стратегиями являются так называемые функциональные, которые отражают достижение специфических целей организации, стоящих перед ее подразделениями и службами.
Стратегия управления человеческими ресурсами относится к разряду функциональных, подчиненных генеральной стратегии, вытекает из нее, развивает и детализирует [4, с.43].
Если объект, на который направлена функциональная стратегия, представляет собой нечто целое, не разделенное на отдельные части, то говорят о концентрированной стратегии. Если разделение существует и стоит задача обеспечить независимое развитие частей при их взаимной поддержке, речь идет о диверсифицированной стратегии.
С помощью персонал-стратегии решаются задачи:
-
- своевременного обеспечения компании работниками заданной квалификации и в необходимом количестве;
- оптимизация структуры персонала;
- наращивания кадрового потенциала, его рационального использования для реализации бизнес-стратегии;
- формирования и совершенствования механизмов управления человеческими ресурсами;
- изменения поведения сотрудников;
- определения моделей оплаты труда, материального и морального стимулирования работников;
- обучения, повышения квалификации, развития человеческих ресурсов, привития навыков стратегического мышления;
- формирования корпоративной культуры, привязки человека к фирме;
- создания условий для реализации прав и обязанностей персонала, предусмотренных трудовым законодательством;
- преобразования служб управления человеческими ресурсами;
- создания благоприятных условий труда.
К стратегическим направлениям работы с персоналом, по мнению английского профессора С. Лиза, можно отнести:
-
- снижение удельного веса заработной платы в себестоимости, для чего предполагается разделять персонал на 2 группы: высококвалифицированное ядро с высокой оплатой и малоквалифицированная периферия – с низкой;
- максимальную реализацию возможностей работников как ресурса;
- увязку стратегии управления персоналом с типом предприятия;
- развитие культуры;
- минимизацию числа уровней управления, введение гибкой формы организации труда.
Рассмотрим некоторые виды кадровых стратегий. Свое видение соотношения стратегии фирмы и стратегий управления персоналом предлагает О.Н. Громова.
-
-
- Для реализации предпринимательской стратегии с высокой степенью финансового риска в условиях дефицита ресурсов требуется быстрота реакции. Поэтому необходимы инициативные, контактные, решительные, ориентированные на партнеров люди, для которых организован подбор рабочих мест с учетом их интересов, а оценка деятельности происходит на основе конкретных результатов.
- Стратегия динамического роста предполагает ориентацию на отдаленную перспективу и сопряжена с высокой степенью риска. Она требует привлечения работников с гибким проблемно-ориентированным мышлением, их оценку на основе четко оговоренных критериев с акцентом на качество работы.
- Стратегия прибыльности, нацеленная на сохранение ее сегодняшего уровня, во главу угла ставит краткосрочный наем, жесткий подход к отбору и расстановке персонала, оценку по текущей эффективности и качеству работы, поощрение соперничества, учет заслуг. Она делает акцент на узкую специализацию и высокую компетентность работников в своей области.
- Стратегия ликвидации основывается на краткосрочном найме сотрудников узкой специализации, строгой формальной оценке, оплате на основании заслуг. Развитие персонала здесь ограничено, а продвижение связано с наличием необходимых навыков.
- Стратегия резкого изменения курса требует внутреннего перераспределения специалистов, привлечения недостающих на основе лизинга, их оценки на основе полученных финансовых результатов, привлечения персонала к участию в управлении [4, с.48].
-
Таким образом, в современных условиях возрастает необходимость стратегического управления персоналом. Стратегическое управление персоналом предполагает решение следующих задач: обеспечение компании работниками, оптимизация структуры персонала, наращивания кадрового потенциала, совершенствования механизмов управления человеческими ресурсами.
1.3. Тактика управления персоналом
Когда осознана стратегия кадровой политики, становится возможным устанавливать индивидуальные (функции управления персоналом и решать тактические задачи. Тактика представляет собой теорию и практику подготовки и ведения процесса функционирования организации.
Тактика работы с персоналом включает:
-
- во-первых, проведение анализа и оценки выполняемых работ и потенциальных возможностей работников;
- во-вторых, осуществление подбора, найма персонала и создание дееспособных коллективов;
- в-третьих, непосредственное руководство трудовыми процессами, оценку выполнения заданий, материальное поощрение, продвижение и перемещение кадров, планирование карьеры, обеспечение возможности повышения квалификации;
- в-четвертых, совершенствование организации и управления трудовыми процессами, разработку альтернативных вариантов выполнения работ;
- в-пятых, учет изменений в области труда, реализацию программ по переподготовке персонала, осуществление качественных изменений в системе управления персоналом [13].
Для того чтобы управление было эффективным, необходима увязка этих компонентов в единую, целостную систему.
Перед началом анализа работы желательно выяснить взаимосвязи трудовых процессов, число автономных работ, которые реально существуют; точные границы задач, обязанностей, ответственности, которые входят в состав работы. Анализ начинается с составления полного перечня работ. Затем тщательно изучается их содержание путем расчленения работы на отдельные элементы, решаемые задачи, логические ступени их выполнения, круг обязанностей. Изучаются приемы и методы, материалы, инструменты и оборудование, с помощью которых выполняется работа; выявляются условия труда, в которых она совершается. После этого устанавливаются объем знаний, мастерство и способности, необходимые для выполнения работы на требуемом уровне.
Существуют три основных метода анализа работы, которые в отдельности или совокупности могут быть применены к процессам сбора информации: наблюдение; собеседование; вопросники.