Файл: Защита чести, достоинства и деловой репутации лица по гражданскому законодательству (Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 1316
Скачиваний: 92
СОДЕРЖАНИЕ
1. Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации
1.1 Понятие чести, достоинства и деловой репутации в российском гражданском праве
1.2 Разграничение понятий «право на защиту чести, достоинства и деловой репутации» и «свобода слова»
1.3 Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации
2. Особенности доказывания по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации
Введение
На современном этапе построения в России гражданского общества и правового государства требуется повышенное внимание к правам и свободам человека и гражданина, в числе которых не последнее место занимает честь, достоинство и деловая репутация.
Актуальность выбранной темы курсовой работы не вызывает сомнения, так как будущее общества немыслимо без уважения в нём прав и свобод личности, в том числе права на честь, достоинство и деловую репутацию. Честь, достоинство и деловая репутация — это такие морально-правовые категории, которым присущи специфические свойства. Они влияют на оценку и значимость человека для общества, связаны с существованием человека в социальной среде. И любое общество должно обладать этими важнейшими социально — правовыми ценностями.
Мы не можем не согласиться с мнением Р.В. Шульгиной, которая говорит о том, что одним из признаков общественного прогресса является защита прав человека, где приоритет отдается общечеловеческим ценностям. Обеспечение этих ценностей — необходимая характеристика любого демократического государства. Но будучи наделенным сознанием, умеющим чувствовать и проявлять свою волю, сам человек представляет собой эту ценность. И ничто не может служить причиной для умаления его достоинства и чести[1].
В.С. Толстой пишет о том, что в современных условиях вопросы о защите чести, достоинства и деловой репутации как личных нематериальных благ вызывают в науке гражданского права и в правоприменительной практике самый живой интерес [2].
В теоретическом и практическом плане честь, достоинство и деловая репутация могут рассматриваться как социальные нематериальные блага, охраняемые законом, и как особые субъективные права.
А.Р. Гусалова придерживается мнения, что осознание необходимости защиты чести, достоинства и деловой репутации позволяет определенному физическому или юридическому лицу правильно и последовательно осуществлять свою предпринимательскую и иную деятельность не в ущерб интересам других физических и юридических лиц. Это способствует дальнейшему развитию и укреплению государства и общества[3].
Категории «честь» и «достоинство» нередко исследуются как некое единое понятие, в то время как между ними нет неразрывной связи, и каждая из этих категорий имеет самостоятельное значение. Честь – это оценка, которую человек получает в процессе общения и совместной деятельности с другими субъектами. Достоинство – это прежде всего плод внутренней мыслительной деятельности человека, его представление о самом себе, которое, разумеется, формируется под влиянием оценки его другими лицами.
В. С. Толстой подчеркивает, что право на достоинство – это право человека на самооценку, на формирование представления о самом себе[4]. Если честь человека может быть ущемлена распространением порочащих его сведений, не соответствующих действительности, то достоинство может «пострадать» в результате сообщения таких сведений самому человеку, а также оскорбительных оценок со стороны других лиц, что может привести к изменению его самооценки в сторону ее снижения. Таким образом, с юридической точки зрения понятия «честь» и достоинство» могут восприниматься как единое правовое понятие, хотя по своей сути они, как отмечалось, различны.
Понятие «деловая репутация» применяется прежде всего в активной коммерческой деятельности и распространяется не только на граждан, но и на юридических лиц. В частности, на деловую репутацию предпринимателя влияет его платежеспособность, для банкира важное значение приобретает кредитоспособность и т. п.
Цель работы – рассмотреть право на защиту чести, достоинства и деловой репутации в современных экономических условиях.
В соответствии с поставленной целью, были решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие чести, достоинства и деловой репутации в российском гражданском праве;
- рассмотреть разграничение понятий «право на защиту чести, достоинства и деловой репутации» и «свобода слова»;
- исследовать право на защиту чести, достоинства и деловой репутации;
- проанализировать особенности доказывания по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации.
1. Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации
1.1 Понятие чести, достоинства и деловой репутации в российском гражданском праве
Субъекты права не только должны быть уверены в том, что их поступки и образ действий не будут ущемлены распространением в отношении их ложных порочащих сведений, но, и иметь возможность требовать, чтобы общественная оценка их поведения соответствовала тому, как они поистине выполняют требования закона, морали и правил поведения.
Честь, достоинство и деловая репутация — это защищаемые законом, социальные блага, нарушение которых наносит серьезный моральный вред свободе действий и общественному положению посредством создания неблагоприятного впечатления.
Однако до настоящего времени законодательно и доктринально не разрешены ключевые и базовые проблемы реализации права на защиту чести, достоинства и деловой репутации.
В частности, отсутствует законодательное определение понятий правовых категорий: «честь», «достоинство» и «деловая репутация», вследствие чего продолжает оставаться неопределенным четко круг субъектов права на защиту. При этом современное российское гражданское право всё ещё находится на этапе своего формирования. И проблемы защиты чести, достоинства и деловой репутации в нынешних условиях приобретают особое значение.
Рассматривая содержание понятий честь, достоинство и деловая репутация представляется необходимым отметить, что как фундаментальные и базовые категории института нематериальных благ они характеризуется с точки зрения содержания значительной долей абстракции и субъективными критериями.
Это обстоятельство повлекло то, что ни гражданское право, ни иные отрасли права не содержат законодательного определения чести, достоинства и деловой репутации. По этим же причинам и в доктрине гражданского права и отраслевых научных течениях нет обобщенных, и неоспариваемых определений этих юридических и социальных категорий.
Такие понятия как честь, достоинство и деловая репутация в современной научной литературе толкуется разнообразно и неоднозначно.
Можно разделить все точки зрения относительно понятий честь, достоинство и деловая репутация на три вида: первый, в соответствии с которым честь, достоинство и деловая репутация, абсолютно разные категории; вторая концепция, когда эти нематериальные блага рассматриваются как смежные категории, обладающие взаимной согласованностью, и третья — отсутствует какое-либо разграничение понятий. Второго варианта придерживается большинство авторов.
Многие рассматривают категорию чести опосредованно через призму смежных, но не идентичных категорий достоинства и репутации.
Второго варианта придерживается большинство авторов. Многие рассматривают категорию чести опосредованно через призму смежных, но не идентичных категорий достоинства и репутации.
Так, в частности, Ю. В. Молочков считает, что честь необходимо понимать как определенное внешнее отношение к человеку, как «грань его положительной репутации»[5].
Дается соприкасающееся с деловой репутацией определение, согласно которому, честь рассматривается как элемент (и только положительный элемент) репутации. При этом репутация трактуется в широком смысле, не ограничиваясь понятием деловая репутация. М. Н. Малеина полагает, что честь — это общественная оценка личности, мера духовных, социальных качеств гражданина[6]. В этом случае честь трактуется как субъективное восприятие личностью своих положительных свойств с точки зрения мнения общества.
Представляется, что, по мнению М. Н. Малеиной, понятие чести существует отдельно от других категорий.
В свою очередь, к третьему виду можно отнести мнение А. М. Эрделевского. Он проводит разграничение между понятием честь и правом на честь, оперируя термином «право чести».
Честь, по его мнению, субъективное право человека на положительную оценку своей личности, как в своих собственных глазах, так и в глазах окружающих.
Поэтому у права чести есть два аспекта: субъективный и объективный. Субъективный аспект чести — это достоинство, право человека, не зависящее от его действий и мыслей и охраняемое государством безотносительно к правовому статусу любого человека, даже если это преступник. Объективный, или точнее интерсубъективный аспект чести — это доброе имя и репутация человека, с юридической точки зрения — это субъективное право человека своим поведением формировать представление о себе у окружающих»[7].
Таким образом, по мнению этого автора, субъективный аспект чести есть достоинство. Как видится, налицо полное отсутствие разграничения понятий чести и достоинства.
Представляется необходимым выделить мнение А. А. Власова, который, условно говоря, объединил перечисленные суждения и пришел к выводу что честь — это и общественная оценка личности и одновременно осознание и собственная интерпретация самой личностью такой оценки, то есть самооценка. Следовательно, и само понятие чести слагается из двух компонентов (объективного и субъективного) и имеет как бы два аспекта — внешний или, как его иначе называют, объективный и внутренний или субъективный.
В этом тезисе и во многих других фигурирует понятие «самооценка», через которое многие авторы, в зависимости о какой стороне самооценки идет речь, определяют честь и достоинство. Соответственно можно выделить природу самооценки как признак, по которому можно определить честь и достоинство.
Еще более сложно, разнообразно, неоднозначно и неопределенно исследователями трактуется вопрос о понятиях «достоинство», «репутация», «деловая репутация» в соотношении с понятиями «честь» и «достоинство».
В частности, С. В. Нарижний понимает «под достоинством — общественную оценку человека», «под честью — его личную самооценку». В чем заключается разграничение этих понятий, автор не указывает»[8].
Л. О. Красавчикова под достоинством подразумевает «известную самооценку личностью своих моральных, деловых и иных социальных качеств»[9].
По мнению А. М. Эрделевского, достоинством является «сопровождающееся собственной положительной оценкой отражение качеств лица в его сознании»[10].
Н. К. Рудый считает, что достоинство — это «самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения. Самооценка должна основываться на социально значимых критериях оценки моральных и иных качеств личности. Достоинство определяет субъективную оценку личности»[11].
Таким образом, ключевое значение имеет природа самооценки, субъективная они или объективная от этого зависит, какую категорию она характеризует.
Для легального определения чести и достоинства необходимо указать на первоначальный субъект оценки качеств и способностей конкретной личности. Так, честь представляет собой социальную оценку конкретной личности (непосредственную оценку обществом). В свою очередь достоинство, можно было бы закрепить, через такую категорию как самооценка, внутренняя самооценка личностью своих качеств. При этом оценка обществом этих качеств учитывается индивидом, но не играет первоначальную роль для восприятия.
В части понятия деловая репутация вопрос не столь спорный как с определением понятий честь и достоинство. Термин «репутация» русским языком заимствовано от французского reputation и латинского reputatio (размышление, рассуждение) и подразумевает: добрая или худая слава о человеке; общественное мнение о человеке, об учреждении. В Словаре русского языка С. И. Ожегова под репутацией понимается приобретаемая кем-нибудь или чем-нибудь общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-нибудь или чего-нибудь[12]. В Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля — слава человека, добрая и дурная, как и чем кто слывет, общее мнение о ком-либо [9, с. 581]. Таким образом, репутация может быть как хорошей, так и плохой и представляет общее мнение о ком-либо.