Файл: Выбор стиля руководства в организации (Стили руководства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Идеальным для каждого менеджера считается делегирующий стиль. Чтобы его достичь, необходимо повышать степень зрелости коллектива, что требует от руководителя затрат времени и обладания определенными навыками.

3.3. Модель принятия решений Врума – Йеттона –Яго

Идея данной модели заключается в том, что не существует единственного верного способа принятия решений. Разработчики предлагают концентрировать внимание на проблеме, которую нужно решить, и на ситуации, в условиях которой проблема возникла. Существует пять стилей принятия решений, которые руководитель должен использовать в зависимости от сложившейся ситуации:

Автократический АI (решение принимает сам руководитель)

Автократический АII (руководитель получает информацию от подчиненных и на основе ее анализа принимает решение, подчиненные участвуют в процессе принятия решения только на этапе сбора информации).

Консультативный KI (руководитель в индивидуальном порядке обсуждает проблему с подчиненными, имеющими к ней непосредственное отношение, не собирая их в группу; решение принимает сам руководитель, учитывая или не учитывая мнения подчиненных).

Консультативный КII (руководитель обсуждает проблему с подчиненными в форме общего совещания, затем принимает решение с учетом или без учета мнения подчиненных).

Групповой ГII (руководитель обсуждает проблему в рабочей группе, совместно вырабатываются пути и методы ее решения, при этом руководитель не пытается оказать влияние на подчиненных, скорее, играя роль председателя собрания).

Факторы, влияющих на выбор стиля, выражены в форме восьми вопросов с выбором по каждому из них ответа: высокий или низкий.

Каков уровень требований к методу принятия решения (ТМ)?

Каков уровень обязательств подчиненных в предполагаемом решении (СП)?

В какой степени лидер обладает необходимой информацией для принятия решения (ТО)?

Каков уровень структурированности проблемы (ИЛ)?

С какой вероятностью можно ожидать, сто подчиненные возьмут на себя обязательства по выполнению единоличного решения (ВП)?

В какой степени подчиненные согласны с тем, что решение данной проблемы в интересах всей группы или организации (ОЦ)?

В какой степени существует вероятность конфликта между подчиненными в случае принятия данного решения (ВК)?


В какой степени подчиненные обладают необходимой информацией для принятия данного решения (ИП)?

Отвечая на эти вопросы, руководитель движется по «дереву решений» (Приложение 4), получая на выходе рекомендуемый стиль поведения. При этом метод предполагает владение руководителя каждым из пяти предлагаемых стилей принятия решений, что требует от руководителя определенных навыков и гибкости.

В заключение хочется отметить, что ранние классические теории стилей предлагали в качестве основополагающего фактора выбора того или иного стиля качества руководителя или его поведение по отношению к подчиненным, не делая привязки к ситуации. Ситуационный менеджмент наоборот, пытается выбор определить только условиями принятия решений, не взяв в расчет качества самого руководителя. Так что проблема выбора единственного правильного стиля управления остается актуальной и в наши дни и является основанием для дальнейших исследований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стиль управления – это тактика влияния руководителя на подчиненных для достижения целей организации. Эта тактика представляет собой систему элементов, тесно связанных между собой и оказывающих влияние друг на друга.

Классически выделяют три стиля руководства:

Авторитарный стиль (Власть всецело сосредоточена в руках руководителя, равно как и право принятия решений. Подчиненный не интересен как личность, общение с ним происходит только в форме приказов).

Демократический стиль (Противовес авторитарному стилю, руководитель-демократ охотно делегирует полномочия по принятию решений подчиненным, оставляя за собой право принимать только самые сложные решения).

Либеральный (попустительский) (Руководитель безынициативен и безучастен к делам коллектива, уходит от всякой ответственности за принятие решений посредством перекладывания своих полномочий на других).

В современной интерпретации выделяют следующие модификации авторитарного стиля, основанные на специфике взаимоотношений руководителей и подчиненных: автократический, бюрократический, харизматический и патриархальный. Кооперативный стиль в большей степени отражает суть демократического стиля в современных практических реалиях.

Классические стили и их модификации относятся к одномерным стилям, т.е. основаны на одном критерии оценки поведения руководителя. Многомерные стили учитывают целый ряд критериев. Классическим примером многомерных стилей является управленческая сетка Блейка – Моутона. Сетка представляет собой матрицу, вертикальная ось которой градирует интерес к сотрудникам по шкале от 1 до 9, горизонтальная – интерес к производству по такой же шкале. Стиль руководства при таком подходе учитывает оба этих критерия.


Дальнейшие исследования показали, что стиль управления во многом зависит от ситуации, в которой принимаются решения. Появились предпосылки к определению нового стиля управления – ситуационного. Основатель теории ситуационного лидерства Фред Фидлер первым предложил свою модель, которая заключалась в следующем: руководитель со сформированным индивидуальным стилем управления не может в одночасье изменить его, значит, его необходимо поставить в ту ситуацию, в которой его стиль руководства будет наиболее эффективным. Модель Херси –Бланшара базируется на том, что стиль руководства, как это не странно, не должен зависеть от руководителя; он должен определяться степенью зрелости подчиненных. Идея модели принятия решений Врума – Йеттона - Яго заключается в том, что не существует единственного верного способа принятия решений. Разработчики предлагают концентрировать внимание на проблеме, которую нужно решить, и на ситуации, в условиях которой проблема возникла. Для выбора наиболее подходящего стиля руководства по континууму Танненбаума - Шмидта необходимо оценить индивидуальные особенности руководителя, поведение подчиненных и непосредственно ситуацию, в условиях которой принимается решение.

Классические теории стилей предлагали в качестве основополагающего фактора выбора того или иного стиля личностные характеристики руководителя или его поведение по отношению к подчиненным, не делая привязки к ситуации. Ситуационный менеджмент наоборот, пытается выбор определить только условиями принятия решений, не взяв в расчет качества самого руководителя. Так что проблема выбора единственного правильного стиля управления остается актуальной и в наши дни и является основанием для дальнейших исследований.

В итоге системного влияния объективных и субъективных факторов формируется индивидуальный стиль управления конкретного руководителя в рамках отдельно взятой организации. Стиль относительно устойчив, но обладает динамизмом, как реакцией на изменения окружающей среды.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Азимов Т.А., Безнощук Л.Ю. Сравнение стилей руководства. // Молодой ученый, 2016, № 11(115) – 184 с.
  2. Андреев А. Магия и культура в науке управления: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 190 с.
  3. Барков С.А. Управление персоналом. М., 2011. – 465 с.
  4. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М.: Наука, 2010. – 532 с.
  5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, - М.: Экономистъ, 2003. – 528 с.
  6. Гапоненко А. Л. Теория управления. М.: Издательство РАГС, 2014г. – 558 с.
  7. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, Таганрог, 2003
  8. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА,2013. – 479 с.
  9. Коротков Э.М. Исследование систем управления: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 176 с.
  10. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2012. – 493 с.
  11. Омаров А.М. Менеджмент. Управление – древнейшее искусство, новейшая наука: Учебное пособие. – М.: Экономика, 2009. – 264 с.
  12. Основы менеджмента: учеб. пособие для нач. проф. образования / В.Д. Сухов, С.В. Сухов, Ю.А. Москвичев. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 346 с.
  13. Руководство персоналом организации: Учебник/В. П. Пуга-
    чев. — М.: Аспект Пресс, 2002.— 279 с.
  14. Стратегический менеджмент / Под ред. Петрова А. Н. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с.
  15. Теория управления: Учебник /Под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. - 2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 608 с.
  16. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 608 с.
  17. Гуманитарно-правовой портал. URL: http://psyera.ru/2819/ponyatie-lider-i-liderstvo
  18. Менеджмент. Версия 1.0 [Электронный ресурс] : курс лекций /М. М. Дворяшина, О. Н. Шилина, Л. К. Витковская и др. – Электрон. дан.(3 Мб). – Красноярск : ИПК СФУ, 2008. – (Менеджмент : УМКД № 85-2007 /рук. творч. коллектива М. М. Дворяшина). – 1 электрон. опт. диск (DVD).
  19. Основы менеджмента – Вачугов. ULR: http://www.studfiles.ru/preview/1099282/page:2