Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Развитие и подготовка сотрудников.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Выбор комплекса задач автоматизации
1.2. Характеристика существующих бизнес-процессов
1.3. Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи
1.4. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению
1.5. Обоснование проектных решений по программному обеспечению
2.1. Информационная модель и её описание
2.2. Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации
2.3. Характеристика результатной информации
2.4. Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
2.5. Характеристика базы данных
2.6. Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)
ВВЕДЕНИЕ
Целью данной работы является проектирование информационной системы, предназначенной для проведения программ развития и переподготовки сотрудников
Задачи работы:
- анализ теоретических аспектов использования программ развития и переподготовки сотрудников для повышения квалификации персонала организации;
- анализ бизнес-процессов в технологии развития и подготовки сотрудников, определение задач автоматизации;
- обоснование проектных решений по видам обеспечения;
- разработка информационной модели в рамках поставленных задач;
- рассмотрение контрольного примера.
Объектом исследования в рамках сданной работы является технический отдел ПАО НПП «ВНИИГИС».
Предмет исследования: использование информационных технологий в процессе подготовки и развития сотрудников.
Актуальность тематики работы обусловлена тем, что в современных условиях к персоналу предприятий предъявляются жесткие требования к квалификации, связанные с тем, что в компаниях появляется большое количество технических средств российского и зарубежного производства, обслуживание которых требует наличия специальных знаний, для получения которых необходимо проходить процедуру сертификации, либо аттестацию на знание основных параметров обслуживаемого оборудования. При этом специалисты – инженеры и технологи, даже окончившие специальные учебные заведения, не всегда имеют представления о специфике обслуживания того или иного вида оборудования, а в случае ошибок при проведении ремонта или обслуживания возможны длительные простои, а также вызванные ими прямые материальные потери компании. Разработка систем поддержки процесса переподготовки сотрудников позволит оценивать уровень подготовки специалистов и возможность их допуска к работе по обслуживанию и ремонту оборудования (в контексте данной работы - нефтяного). Также автоматизация процесса тестирования сотрудников по результатам прохождения переподготовки позволит снизить коррупционные риски, возникающие при работе с персоналом.
1. Аналитическая часть
1.1. Выбор комплекса задач автоматизации
В рамках данной работы проведено исследование технологии аттестации работников ПАО НПП "ВНИИГИС". Приведем общую характеристику компании.
ПАО НПП "ВНИИГИС" представляет собой научно-производственное предприятие, создающее специальные и уникальные методы и технологии геофизических исследований скважин, дополняющие стандартные комплексы ГИС и позволяющие существенно повысить эффективность геофизического сопровождения всех этапов строительства, освоения и эксплуатации нефтяных и газовых скважин.
За более чем 55-летнюю деятельность в институте создан широкий набор технических и методических средств, который позволяет обеспечить проведение ГИС практически на всех этапах строительства скважин, заложения, проводки, исследования и освоения с высоким качеством результатов и контролем экологической обстановки.
ПАО НПП "ВНИИГИС" располагает развитой лабораторной базой, представленной 12-ю научными отделами и 8-ю лабораториями, метрологическим и испытательным центром, опытным производством и специальными подразделениями для проведения геофизических работ. Созданные при ВНИИГИС малые предприятия способствуют сокращению сроков разработок и ускорению процесса передачи и освоения их на производстве.
В ПАО НПП "ВНИИГИС" работают высококвалифицированные кадры: 1 академик РАЕН, 4 члена-корреспондента и 1 академик Международной академии наук по экологии, безопасности человека и природы (МАНЭБ), 5 докторов и 30 кандидатов наук.
ПАО НПП "ВНИИГИС" выполняет работы по прямым договорам с нефтяными компаниями и их структурами, горнодобывающими, геофизическими и другими предприятиями России и стран СНГ, зарубежными компаниями и фирмами.
Схема организационной структуры исследуемого предприятия приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Схема организационной структуры ПАО НПП «ВНИИГИС»
В таблице 1.1 приведены организационно-экономические параметры ООО ПАО НПП «ВНИИГИС» за 2016г.
Таблица 1
Организационно-экономические параметры ПАО НПП «ВНИИГИС» за 2016г.
№ п\п |
Наименование характеристики (показателя) |
Значение |
1 |
Количество контролируемых организаций |
116 |
2 |
Количество сотрудников, чел. |
98 |
3 |
Количество офисов |
1 |
4 |
Количество постоянно действующих договоров технического обслуживания и диагностики нефтегазового оборудования |
102 |
5 |
Количество комплектов поставленного нефтегазового оборудования |
5614 |
6 |
Прибыль предприятия, тыс.руб. |
145123 |
Входными информационными потоками в технологии развития и переподготовки сотрудников являются данные, связанные с квалификацией персонала, требования к объему знаний при работе с оборудованием, кадровая информация, связанная с прохождением аттестации сотрудниками предприятия.
Специалисты, задействованные в данном процессе: главный инженер, специалисты по работе с персоналом, руководители подразделений, сотрудники технического профиля.
1.2. Характеристика существующих бизнес-процессов
Проведем анализ бизнес-процессов развития и подготовки сотрудников в методологии IDEF0. Контекстная диаграмма приведена на рисунке 2.
Рисунок 2 — Контекстная диаграмма
Как показано на рисунке 2, входящими информационными потоками в систему являются:
- приказы на проведение переподготовки сотрудников;
- данные о сотрудниках.
Результирующие информационные потоки представляют собой данные о результатах проведения переподготовки сотрудников. На рисунке 3 показана диаграмма декомпозиции основного бизнес-процесса.
Рисунок 3 — Диаграмма декомпозиции основного бизнес-процесса
Как показано на рисунке 3, основной бизнес-процесс включает в себя:
- разработку программ развития и переподготовки;
- определение списка сотрудников для проведения программ переподготовки;
- осуществление программы развития и переподготовки;
- отчетность по результатам реализации программы.
На рисунке 4 показана диаграмма декомпозиции процесса разработки программ развития и переподготовки, на рисунке 5 — диаграмма декомпозиции процесса определения списка сотрудников. На рисунке 6 показана диаграмма декомпозиции процесса осуществления программ развития и переподготовки.
Рисунок 4 - Диаграмма декомпозиции процесса разработки программ развития и переподготовки
Рисунок 5 - Диаграмма декомпозиции процесса определения списка сотрудников для проведения программ развития и переподготовки
Рисунок 6 - Диаграмма декомпозиции процесса осуществления программ развития и переподготовки
В настоящее время в условиях исследуемого предприятия отсутствует возможность автоматизированного учета прохождения сотрудниками курсов повышения квалификации и переподготовки, а в результате многочисленности персонала возникает проблема, связанная с ошибками при отборе списка сотрудников, подлежащих прохождению курсов. Также в ряде случаев при назначении на должность необходимыми требованиями являются наличие перечня сертификатов о прохождении соответствующей подготовки. Отсутствие возможности автоматизированного отбора данных приводит к ошибкам, либо значительным временным затратам при подготовке данных о сотрудниках, имеющих все необходимые сертификаты для назначения на должность или допуска к тем или иным работам. Таким образом, в условиях рассматриваемого предприятия актуальна разработка системы, позволяющей:
- автоматизировать ведение списка всех видов подготовки, необходимых при работе с оборудованием на предприятии;
- вести перечень сотрудников с учетом пройденной подготовки;
- вести учет фактически проведенных занятий по видам подготовки;
- обеспечить возможность оперативного получения информации о квалификации сотрудников.
1.3. Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи
На рисунке 7 показана схема документооборота задачи учета подготовки и развития сотрудников.
Руководитель |
|||
Специалист по кадрам |
|||
Преподаватель |
Рисунок 7 - Схема документооборота задачи учета подготовки и развития сотрудников
Как показано на рисунке 7, в процессе развития и подготовки сотрудников задействованы: руководство, специалист по кадрам, преподаватели. Документация в рамках указанного процесса включает в себя: приказы о проведении подготовки, аттестации, по ее итогам, а также текущие документы: отметки о проведении занятий, а также оценки сотрудников.
1.4. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению
К информационному обеспечению в рамках проектируемой системы относится комплекс документов, данные которых используются в рамках функционирования информационной системы (приказы, отчеты, личные карточки сотрудников).
В рамках анализа информационной системы по развитию и подготовке сотрудников определим ключевые сущности автоматизированной системы, их атрибуты, установим связи между ними. На рисунке 8 приведена диаграмма «Сущность — Связь» проектируемой системы.
Рисунок 8 — Диаграмма «Сущность - Связь»
Как показано на рисунке 8, в качестве сущностей проектируемой информационной системы определены следующие:
- Сотрудники;
- Приказы об обучении;
- Виды занятий;
- Аттестация;
- Занятия.
1.5. Обоснование проектных решений по программному обеспечению
В рамках проектирования системы автоматизации учета подготовки и развития сотрудников планируется использовать программные средства:
- MS Visio — для построения диаграмм;
- ERWin Data Modeller — для построения моделей данных;
- ERWin Process Modeller — для построения моделей бизнес-процессов.
2. Проектная часть
2.1. Информационная модель и её описание
На рисунке 9 приведена информационная модель проектируемой системы.
Рисунок 9 — Информационная модель
Как показано на рисунке 9, разрабатываемая система содержит следующие области:
- функционал администратора, включающий в себя работу со справочниками сотрудников, видов занятий;
- функционал оператора, включающий работу с оперативной информацией (ввод приказов, данных о занятиях, а также об итогах аттестации по их итогам);