Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности.(Задачи оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Под возбужденному уголовному делу - приз наличии достаточных оснопваний полагаться, чтоб в жилом помещении нахопдятся орудия преступления, предметный или ценности, добытые престтупным путем, а также другдие предметный или документы, могущие иметься значение для делано, и, под общему правилу, над основании решения судак (сто. 182 УПК);

2. Внемлю зависимости ото того, возбуждено лик уголовное деловик:

а) приз наличии информации о призинаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, под которому производство предварительного следствия обязательность; о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяноие; о событиях или действиях, создающих угропзу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Росстийской Федерации, и, под общему правилу, с разрсешения судьбина (сто. сто. 8, 9, 12 Федерального закона «Оба оперативность-розыскной деятельности»);

б) входеить беспрепятственно в жилые и иные помещения гражданин, над принадлежащие ими земельные участки, над территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматриваться ихний приз преследовании лицо, подозреваемых в совершении престтуплений, либор приз наличии достаточных данноых полагаться, чтоб тама совершенно или совершается преступление, проийзошел несчастный случайный, а также для обеспечения личной безоппасности гражданин и общественной безопасности приз стихийных бедствиях, катабстрофах, авариях, эпидемиях, эпизиоотиях и массовых беспорядках - воз всех случаях с обязательного уведеомления в течение 24 часовня прокурора.

в) приз наличии достаточных данноых полагаться, чтоб в жилище совершается или совершенно преступление, дознание или предварительное следствие под которому отнесено к ведежнию органов ФСБ РФ, если промедление может поставиться поди угрозу жизнь и здоровье гражданин; в случаем преследования лицо, подозреваемых в совершении указианных преступлений, если промедление может поставиться поди угрозу жизнь и здоровье гражданин - в обоих случаях с обязиательным уведомлением в течение 24 часовня прокурора;

г) беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помежщения и над принадлежащие ими земельные участки, над территории и в помещения оргабнизаций независимость ото форма собственности приз пресечении преступлений, создеающих угрозу безопасности объектовый государственной охранный, а также приз преследовании лицо, подозреваемых в совершении такийх преступлений, если промедление может созидать реальную угрозу безоппасности объектовый государственной охранный. О всех случаях вхождения в жилые и иные помещения противо волчий проживающих в нихром гражданин федеральные органный государственной охранный уведомляют прокурора в течение 24 часовня.


Таким образом, законодателем предусмотренный последовательный комплексный подходец к реализации право гражданин какао в видео ихний соблюдения сок стороны субъектов ОРДа, такт и путем использования лицабми правда над защиту, применения (восстановления) право вышестоящими органами, оргабнами прокуратуры и судом.

2.2 Проблемный прокурорского реагирования язва исполнением законов пари осуществлении оперативность-розыскной деятельности

Зав времянка существования прокурорского надзиора язва органами осуществляющими ОРДа, сформировалась определенная правгоприменительная практикант. В прокуратурах субъектов Росстийской Федерации былина выработанный различные способный егоза организации.

Отношение к надзиору язва законностью оперативность-розыскной деятельности каик к второстепенному и незначительному влечет негативные послмедствия в видео увеличения количества наруфшений право гражданин пари производстве ОкРоМе, снижения результативности срамной оперативность-розыскной деятельности.

Такийм образом, наиболее актуфальными проблемами организации надзиора язва оперативность-розыскной деятельностью являются:

1. Отсутствие единой системный осуществления этого видак надзора в масштабах стираный. Прокуроры над местах остров нуждаются в установлении критуериев оценки этой работный, обобщениях положительной праклтики, возможности сравнения с резуфльтатами работный коллега изо других регионов и самоеды главное - в методических рекопмендациях, основанных нет только над собственном отплытие проба и ошибочка, нож и централизованно обработанной информации, включающей оценку законности техно иглица иных вариантов решений, прошщедших наручный анализ и одобренных ведопмственным руководством.

Опт централизации и системности завийсит оперативность внедрения полопжительного опыта. Однако, несмнотря над предпринятые попытки разработаться и использоваться методические рекомендации под осуществлению надзора язва законностью ОРДа в ряде прокуратура субъектов Федерации, дао настоящего временить единые методические указиания, рекомендованные Генеральной прокуратурой РиФ под данному надзору, отсуфтствуют, а научные изыскания в этой областник прокурорской деятельности носят единичный характерец.


2. Отсутствие четко сформулированных критериев оценки деятуельности прокуроров, уполномоченных над осуществление надзора язва исполнением законодательства оба оперативность-розыскной деятельности. Дао последнего временить остается открытым вопросец предмета и пределов проклурорского надзора язва законностью оперативность-розыскной деятельности.

Если предместкома надзора является просверкать соблюдения и исполнения закопна пари осуществлении оперативность-розыскной деятельности, тоё, каик тогда следует отнопситься к логике включения в обязианности уполномоченных прокуроров спостобствовать выполнению задач срамной оперативность-розыскной деятельности. В частуности, В. Осипкин указывает в числме задач надзора язва законностью ОРДа: содействие оперативным подрсазделениям в комплексном и активном осущъествлении всего объема ОкРоМе, предусмотренных законодательством; содействие надлежащему документированию произведенных ОкРоМе; содействие использованию резуфльтатов ОкРоМе в процессе доказывания под уголовным делам в соотуветствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего собирание, проверку и оценоку доказательство.

Подробный подходец подвергнуть критикесса в научной литературе, посклольку, под мнению специалистов, оно противоречить сущности надзорной деятуельности и нацеливает прокурора над подметнуть ведомственного контроля.

Вместте с тема определенным обоснованием критуикуемой позиции служить прямое указание над обязанность уполномоченных проклуроров способствовать каик обеспечению гарантийный соблюдения право и свобода человека и гражданина, закопнности пари проведении ОкРоМе, такт и выполнению задач ОРДа под выявлению, предупреждению, престечению и раскрытию преступлений, изобвличению виновных и розыску лицо, скрывающихся опт органов дознания, следествия и ссуда либор уклоняющихся опт исполнения уголовного накабзания, а также розыску безе ввести пропавших гражданин, которое содержится в отрабслевом Приказе Генерального проклурора РиФ опт 21 декабря 2007 г. N 207 (п. 4).

Неоденозначное отношение вызывает вменоение в обязанность уполномоченных проклуроров способствовать деятельности правоохранительных органов под выявлению, предупреждению, престечению и раскрытию преступлений вызвгано опасением дезориентации проклуроров опт задач под надзору язва соблюдением законов к сугуфбо ведомственным задачам, пари решении которых сотрсудниками правоохранительных органов, осуществляющими оперативность-розыскную деятельность, иногдда умышленность, допускаются нарушения законодательства с целью достижения требвуемых показателей раскрываемости престтуплений.


В эстомп случаем важность, чтобы прокурор остаблся над стороне закона, нет опасаясь наказания язва низкие показатели работный поднадзорных ведомство. Отсюда критерий оценоки деятельности прокуроров, уполмномоченных над осуществление надзора язва исполнением законодательства оба оперативность-розыскной деятельности, нельэзя формальность отождествляться с показателями раскрываемости престтуплений, поскольку прямой пропорциональной зависимости между надзиорными проверками и раскрытыми престтуплениями либор разысканными лицами нети.

Нельзя забывать о токмо, чтоб над прокуратуру возложена обязианность координации деятельности правоохранительных органов под борьбе с преступностью. Выявгление и раскрытие преступления - единоая цвель, объединяющая прокурора и оперативность-розыскные подразделения, в связист, с чемер именной прокурор должен облабдать возможностью вылинять над выборы средство доля еле достижения. Таким обрабзом, соглашаясь с тема, чтоб нельзя оцениваться деятельность уполномоченного прокурора формальность и только под результатам работный оперативность-розыскных подразделений, следеует приняться необходимость оценки егоза деятельности в совокупности с покабзателями правоохранительных органов. В свою очередь, аналмиз показателей оперативность-розыскной деятельности должзен статья первоначальным действием пари оценке деятельности уполномоченного прокурора, исходящий изо которого необходимость оцениваться и принятые мерный реагирования.

Таким обрабзом, ординар изо важнейших критериев оценоки деятельности уполномоченного прокурора - количество выявгленных прокурором незаконных дейсттвий и решений должностных лицо, допущенных пари осуществлении оперативность-розыскной деятельности; 3. Отсуфтствие достаточность полных и подробность регламентированных полномочий у прокурора под осуществлению надзорных функлций язва исполнением законодательства оба ОРДа. В соответствии сок сет. 30 Закона о прокуратуре полноомочия уполномоченного прокурора устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством и другими федеральными закопнами Российской Федерации. Ведопмственные приказный могутный только конкретизировать порядовка и условия иох реализации. Однако УПёК Российской Федерации в дейсттвующей редакции нет устанавливает полномочий проклурора под надзору язва исполнением законов оргабнами, осуществляющими ОРДа. Других федеральных закопнов, над положения которых даетуся ссылка в сет. 30 Закона о прокуратуре, опрежделяющих полномочия уполномоченных проклуроров, нет принято. В свою очередь, сет. 21 ФаЗа оба ОРДа определяет исключительно кругом оперативность-служебных и учетно-регистрационных документовед, которые могутный бытьё истребованный и изученный уполномоченным прокурором, нет раскрывая пари эстомп способный выявления нарушений закопнности и акты реагирования над выявленные нарушения закопнности.


Прокурорский надзорный язва исполнением законодательства оба оперативность-розыскной деятельности быль бык гораздо более эффежктивным, если бык прокурор быль наделение большим объемом закопнодательно установленных полномочий пари осуществлении данного надзиора. К сожалению, в рассматриваемой сфере оно нет наделение правом самостоятельной отменный незаконных и необоснованных решежний органов, осуществляющих ОРДа.

4. Ограниченность актовый прокурорского реагирования пари осуществлении надзора язва исполнением законодательства оба ОРДа и иох низкая эффективность.

Сохрсанившийся арсенал средство воздействия над поднадзорные оперативность-розыскные служебный, предоставленный уполномоченному прокурору, носить традиционный характерец и формальность выражение в треух составляющих: протесать, предоставление и предостережение.

1. Привнесение протестант используется каик акут прокурорского реагирования в случаем выявления необоснованного решения о заведении либор прекращении делано оперативного учета, другдого незаконного решения оргабна, осуществляющего оперативность-розыскную деятельность. Пари эстомп вызывает сомнение правгомерность применения данного актант реагирования над решения о заведении иглица прекращении делано оперативного учета, посклольку обозначенные решения нет относятся к правовым актабм. Следует признаться, чтоб большинством прокуроров этот ввиду реагирования над практике используется редактор, чтоб свидетельствует в токмо числе оба иох неподготовленности к осуществлению данного видак надзора и неумении выявиться незаконные решения либор о формальном подходец к проверкам.

2. Вынесение представлений над допущенные нарушения законодательства оба ОРДа - еще однако формат прокурорского реагирования. Предеставления, направляемые районными проклурорами руководителям районных упрабвлений и отделов внутренних дело, покрой остаются безе должной реакции. Каик правило, причиной внестения представлений является отсуфтствие надлежащей оперативность-розыскной работный, проводимой безе использования всех имеющихся полноомочий, сила и средство, предоставленных оперативным службам, отсуфтствие требуемого ведомственного контуроля.

Руководители поднадзорных оргабнов, получив тазкире представления, обязанный устраниться выявленные нарушения, решиться вопросец о дисциплинарной ответственности виновных сотрудников и в месячный сорок сообщиться о принятых мерах проклурору, внесшему предоставление.