Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права (Понятие предпринимательского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Предпринимательское право - одна из новых учебных дисциплин для современного российского правоведения. В нынешних экономических условиях актуальность проблем правового регулирования экономической и, в частности, предпринимательской деятельности не вызывает никаких сомнений. Именно поэтому «Предпринимательское право» представляет собой учебную дисциплину, предусмотренную государственным образовательным стандартом. Следует подчеркнуть, что и в зарубежных странах изучению предпринимательской деятельности уделяется большое внимание, издается учебная и методическая литература, посвященная этой проблематике.

Вопрос о месте предпринимательского права в правовой системе является весьма неоднозначным.

Учитывая изложенное, следует сказать, что это и определяет актуальность темы исследования.

ЦЕЛЬ данной работы: Анализ предмета, метода и принципов предпринимательского права

Для достижения этой цели необходимо решить такие задачи, как:

1. Раскрыть понятие предпринимательского права;

2. Определить предмет и метод предпринимательского права в системе права.

3. Раскрыть принципы предпринимательского права.

Объект исследования. Предпринимательское право.

Предмет исследования. Нормы, регулирующие отношения в рамках предпринимательского права. 

1. Понятие предпринимательского права

Российское предпринимательское право можно рассматривать в трёх аспектах:

а) как комплексная отрасль права - совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающаяся в сфере организации, а также государственного регулирования предпринимательской деятельности;

б) как наука-совокупность концепций идей, теорий, изучающих правовые вопросы осуществления предпринимательской деятельности и направленных на совершенствование современного законодательства.

в) как учебная дисциплина - совокупность знаний, составляющих часть учебной программы образовательных учреждений, необходимых для подготовки специалистов в области юриспруденции.

Определение предпринимательской деятельности дано в ст. 2 ГК РФ это:

во-первых-самостоятельная деятельность;

во-вторых - деятельность, направленное на систематическое получение прибыли.

Предпринимательское право может быть определено как совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения. Анализ данного определения показывает три формы проявления отрасли права: правовая концепция, нормы права и правоотношения.


К первой форме относятся правовые идея, заложенные в соответствующей доктрине. Такие идеи и доктрины вместе составляют правовую концепцию. Опираясь на концепцию, можно определить содержание правовых норм. Нормы предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности субъекта. Эти нормы обычно содержатся в законах и других нормативных актах и образуют в целом отрасль законодательства - хозяйственное законодательство. Основные виды хозяйственных норм: регулятивные и правоохранительные. Основная масса норм предпринимательского права носит регулятивный характер.

Сравнивая коммерческое и предпринимательское право, нужно отметить, что они схожи по своему предмету. Тем не менее, коммерческое право и предпринимательское право - разные отросли права.

Предпринимательское право регулирует отношения, складывающиеся в сфере предпринимательской деятельности, такой деятельности, которая направлена на получение прибыли. Торговая деятельность является частью предпринимательской деятельности. Понятие предпринимательской деятельности намного шире торговой деятельности. К предпринимательской деятельности относится, кроме торговли , оборот ценных бумаг, банковская деятельность, организация юридических лиц и другие. Так как понятие торговли более узкое , чем понятие предпринимательства, то коммерческое право имеет и более узкий предмет правового регулирования, чем предпринимательское право.

Предпринимательские отношения подразделяются на две группы:

  1. Собственно предпринимательские отношения (горизонтальные отношения, то есть отношения предприниматель-предприниматель).
  2. Некоммерческие отношения (вертикальные отношения, то есть отношения предприниматель-орган управления).

Вместе эти группы образуют хозяйственно-правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот.

В основе горизонтальных (имущественных) отношения предпринимателей лежит юридическое равенство сторон. Права и обязанности сторон, как правило, возникают из договора.

Во вторую группу входят отношения некоммерческого характера, но тесно связанные с предпринимательскими. В эту группу отношений включены отношения по государственному регулированию рыночной экономики. Это отношения по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельностью, правового регулирования ценообразования.

В сфере экономики эти две группы отношения тесно взаимодействуют , что обусловливает взаимосвязь и взаимозависимость нормативных актов и нормативных предписаний, регулирующих отношения хозяйствования и управления ими.


Объекты предпринимательских правоотношений - это то, на что направленны предпринимательские права и обязанности субъектов правоотношений. К объектам предпринимательских прав относятся:

  1. Вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество;
  2. Действие обязанных субъектов;
  3. Собственная деятельность субъекта предпринимательского права;
  4. Нематериальные блага, используемые при ведении предпринимательской деятельности (фирменное наименование, товарный знак, коммерческая тайна и другие).

Основание возникновения предпринимательских правоотношений служат юридические акты, то есть предусмотренные нормами предпринимательского права действия или события, вызывающие изменение или прекращение у отдельно взятых юридических или физических лиц хозяйственных прав и обязанностей . Если нормами предпринимательского права регулируется прежде всего предпринимательская деятельность, то правопорождающими фактами в предпринимательских правоотношениях являются преимущественно действия участников хозяйственных правоотношений.

Предпринимательские правоотношения по их конструкции, объектом и содержанию можно классифицировать следующим обратом:

  1. Абсолютные вещные правоотношения.

Абсолютным вещным правом, не корреспондирующим ни с одним конкретным субъектом, является право собственности. Право собственности даёт его субъекту возможность владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с законом. Оно используется для осуществления хозяйственной деятельности на базе собственного имущества государством, муниципальными образованиями, субъектами частной собственности.

  1. Абсолютно- относительные вещные правоотношения.

К их числу относятся право хозяйственного ведения, право оперативного управления. Они являются абсолютно – относительными, потому что субъект такого права владеет, пользуется и распоряжается имуществом «Абсолютно», не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении.

  1. Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности.

Для таких правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая и выступает как объект правоотношения. У субъекта ведущего хозяйственного по установленным законам правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью ведения им предпринимательской деятельности и не препятствовать ее реализации. Если нормальное течение предпринимательства прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведение такой деятельности самим субъектом права, абсолютное правоотношение превращается в относительное.


  1. Неимущественные предпринимательские правоотношения; хозяйственные обстоятельства.

Такие правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в сфере деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименований места происхождения товара, коммерческая тайна и так далее. В ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающееся правоотношения является абсолютным. При нарушении таких прав возникает конкретное обязательства по их защите от нарушения и из неимущественного правоотношения трансформируется в имущественное. Потерпевший, защищая свои неимущественные права, может требовать от нарушителя возмещения убытков.

Подведя итог, под предпринимательскими отношениями понимаются, урегулированные номами предпринимательского права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с ней связанной деятельности организационно- имущественного характера, а так же отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности.

2. Предпринимательское право в системе Российского права

Есть все основания полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Россия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика, будет и роль государственного регулирования в экономике. При этом одной из характерных черт переходной экономики России является тесное переплетение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит, и государственного предпринимательства. Одновременно с этим сохраняется сильная зависимость частных предпринимателей (как сохранивших свои позиции прежних директоров приватизированных государственных предприятий, так и новых менеджеров, возглавивших вновь созданные коммерческие структуры) от органов государственного управления и их многочисленных чиновников, имеющих огромные возможности для контроля за деятельностью частного бизнеса, его разрешения или запрещения, часто небескорыстно.

Нельзя не отметить специфику состава формирующегося российского предпринимательского класса. Согласно проведенным исследованиям, 61% российской бизнес элиты являются выходцами из прежней советской номенклатуры (партийной, комсомольской, хозяйственной) со всеми присущими ей традициями клановой закрытости, специфической моралью и привычкой функционировать в контролируемой государством высокомонополизированной экономике. Часть этих кадров сумела адаптироваться к требованиям рынка, успешно осваивает новые знания и стиль поведения, другая продолжает руководить предприятиями и фирмами во многом по старинке, полагаясь главным образом на личные связи и покровительство государственных чиновников.


Довольно пестрым является и «не номенклатурный» сегмент российского предпринимательства: здесь и рядовые граждане, прежде всего молодежь, активно работающая в бизнесе (в основном в мелкорозничной и «челночной» торговле, не требующей значительного первоначального капитала, в посреднических услугах), и высококвалифицированные специалисты, открывающие консультативные фирмы, например, в области управления, программного обеспечения. Расширяется малый бизнес в сфере ремонта, строительства и технического обслуживания. К сожалению, немалая часть нового предпринимательства вышла из прежнего «теневого» бизнеса и находится под прямым контролем криминальных структур. Криминальные структуры втягивают в свою орбиту и вполне «чистый» бизнес, облагая его всевозможными поборами. Рэкет стал почти неотъемлемой частью российского предпринимательства 90-х гг.

Таким образом, исходные рубежи для формирования российского предпринимательского класса являются далеко не самыми благоприятными. Потребуется немало лет и усилий для выращивания не только умелых и опытных, но и «цивилизованных» предпринимателей. Пожалуй, одним из ключевых факторов, наряду с продолжением либеральных экономических реформ, является система образования, способная дать нынешним и будущим российским предпринимателям не только современные управленческие знания, но и привить определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику, широко распространившуюся в развитых странах. Учитывая весьма высокий образовательный и квалификационный уровень российских трудовых ресурсов, развитую систему образования, возможности для этого имеются.

Другой ключевой фактор - осознание предпринимателями своей социальной ответственности. В такой стране, как Россия, где чувство социальной справедливости обострено, а от руководителя ожидают решения социальных проблем его подчиненных, предприниматели могут стать потенциально более важным элементом общественно-политической жизни, чем в некоторых странах с развитой рыночной экономикой.

Еще одна важная задача - перевести большинство старых российских предприятий (фирм) на рельсы рыночной экономики за счет учета воздействия рынка не только на его внешние условия хозяйствования, но и на внутренние, т. е. перестроить отношения в рамках компаний, внедрить современную систему управления, расширить экономическую демократию. Чрезвычайно важной представляется также задача формирования на приватизированных и акционированных предприятиях новой культуры отношений между работниками, многие из которых стали одновременно и собственниками, и управляющими, осознания акционерами своих прав и обязанностей. предпринимательство право