Файл: Защита информации в процессе переговоров и совещаний.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

2. ФУНКЦИИ, ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТА

2.1. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТА.

2.2. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОТРУДНИКОВ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

3. ПОДБОР СОТРУДНИКОВ И РАБОТА С КАДРАМИ

3.1. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ПРИЁМА НА РАБОТУ, СВЯЗАННУЮ С СОХРАНЕНИЕМ ТАЙНЫ

4. Основные требования, предъявляемые к подготовке и проведению совещаний и переговоров по конфиденциальным вопросам

4.1. Основные требования, предъявляемые к подготовке и проведению совещаний и переговоров по конфиденциальным вопросам

4.2. Подготовка программы проведения закрытого совещания

4.3. Составление списков участников совещания

4.4. Определение состава информации, используемой в ходе совещаний, переговоров

4.5. Порядок прохода приглашенных лиц на совещания или переговоры, ведение ими записей

4.6. Особенности использования технических средств при документировании информации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

Документы, составляемые при подготовке конфиденциального совещания, на которых предполагается присутствие представителей других фирм и организаций, согласовываются с секретарем-референтом и руководителем службы безопасности. Их предложения по замеченным недостаткам в обеспечении защиты ценной информации должны быть исправлены ответственным организатором совещания. После этого документы утверждаются руководителем, организующим совещание.

4.5. Порядок прохода приглашенных лиц на совещания или переговоры, ведение ими записей

Доступ участников конфиденциального совещания в помещение, в котором оно будет проводиться, осуществляет ответственный организатор совещания под контролем службы безопасности в соответствии с утвержденным списком и предъявляемыми участниками персональными документами. Перед началом обсуждения каждого вопроса состав присутствующих корректируется. Нахождение (ожидание) в помещении лиц, в том числе сотрудников данной фирмы, не имеющих отношения к обсуждаемому вопросу, не разрешается.

Целесообразно, чтобы при открытии совещания организовавший его руководитель напомнил участникам о необходимости сохранения производственной и коммерческой тайны, уточнил, какие конкретные сведения являются конфиденциальными на данном совещании.

Ход конфиденциального совещания документируется одним из готовивших его сотрудников или секретарем-стенографисткой. На особо закрытых совещаниях эту работу выполняет непосредственно ответственный организатор совещания. Составляемый протокол (стенограмма) должен иметь гриф конфиденциальности необходимого уровня и оформляться в стенографической тетради, зарегистрированной секретарем-референтом.

Целесообразность записи участниками хода совещания определяется руководителем, организовавшим совещание, исходя из содержания той информации, которая оглашается. Руководитель имеет право не разрешить участникам совещания вести какие-либо записи или санкционировать ведение этих записей на листах бумаги, зарегистрированных секретарем-референтом, с последующей сдачей их этому лицу и доставкой курьерами фирмы по месту работы участников совещания.


4.6. Особенности использования технических средств при документировании информации

Аудио- и видеозапись конфиденциальных совещаний, фотографирование ведется только по письменному указанию первого руководителя фирмы и осуществляется одним из сотрудников фирмы, готовивших совещание. Чистый магнитный или фотографический носитель информации для этих целей выдается секретарем-референтом под роспись в учетной форме и возвращается ему с зафиксированной информацией по окончании работы совещания.

Участники совещания, замеченные в несанкционированной аудио или видеозаписи, использовании средств связи, фотографировании, лишаются права дальнейшего присутствия на совещании. По факту составляется акт, копия которого направляется фирме, представителем которой является данное лицо, или передается первому руководителю фирмы-организатора совещания, если это лицо является сотрудником этой фирмы. Одновременно носитель несанкционированно записанной информации отдается секретарю-референту для учета и хранения (или уничтожения). Устройство записи возвращается владельцу.

Обеспечение безопасности при проведении совещаний с участием представителей сторонних организаций имеет ряд особенностей, вызванных большим ущербом в случае утечки информации, разнородностью состава и относительно большим количеством участников, высокой степенью концентрации и обобщения сведений, большой вероятностью проноса диктофонов и радио закладок участниками совещания.

Данные особенности предъявляют повышенные требования к подготовке помещения, способам и средствам защиты информации в ходе совещания.

На основании результатов проведенной работы можно сделать следующие выводы:

  1. Информацию, циркулирующую в рассматриваемом помещении, можно разделить на речевую и на магнитных носителях;
  2. В качестве основных угроз безопасности информации во время проведения совещания выступают:
  • подслушивание и несанкционированная запись речевой информации с помощью закладных устройств, систем лазерного подслушивания, стетоскопов, диктофонов;
  • регистрация на неконтролируемой территории с помощью радиомикрофонов участниками, выполняющими агентурное задание;
  • перехват электромагнитных излучений при работе звукозаписывающих устройств и электроприборов.

Для предотвращения утечки информации предлагается комплекс организационных и технических мер перед проведением совещания и в ходе совещания.

В качестве основных организационных мер рекомендуется:

  • проверка помещения перед проведение совещания, с целью оценки состояния обеспечения безопасности информации;
  • управление допуском участников совещания в помещение;
  • организация наблюдения за входом в выделенное помещение и окружающей обстановкой в ходе проведения совещания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе развития общества наибольшую ценность приобретает не новый, но всегда ценный, ресурс, называемый информацией. Информация становится сегодня главным ресурсом научно-технического и социально-экономического развития мирового сообщества.

Практически любая деятельность в нынешнем обществе тесно связана с получением, накоплением, хранением, обработкой и использованием разнообразных информационных потоков. Целостность современного мира как сообщества обеспечивается в основном за счет интенсивного информационного обмена.

Поэтому в новых условиях возникает масса проблем, связанных с обеспечением сохранности и конфиденциальности коммерческой информации как вида интеллектуальной собственности.

В условиях рынка и конкуренции коммерческая тайна выступает как элемент маркетинга и предприимчивости, как способ увеличения прибыли предприятия, либо как способ нанесения ущерба конкурентам. Утечка коммерческих секретов может привести к снижению доходов предприятия или его банкротству.

В процессе работы над поставленными задачами были сделаны следующие выводы: под документами, отнесёнными законом к категории конфиденциальной подразумевается информация, используемая предпринимателем в бизнесе и управлении предприятием, банком, компанией или другой структурой, является его собственной, или частной информацией, представляющей значительную ценность для предпринимателя. Эта информация составляет его интеллектуальную собственность. Такая информация в законодательстве именуется конфиденциальной.

Эта информация отражает приоритетные достижения в сфере экономической, предпринимательской и другой деятельности, разглашение которой может нанести ущерб интересам её собственнику (в том числе фирме, предприятию).

Документы ограниченного доступа делятся на "несекретные" и "секретные". Обязательным признаком секретного документа является наличие в нём сведений, отнесённых законодательством к государственной тайне.


Несекретные документы ограниченного доступа входят в перечень сведений конфиденциального характера, утверждённый Указом Президента РФ от 6 марта 1997 года № 188.

Под конфиденциальным документом, т.е. документом, к которому ограничен доступ персонала, понимается необходимым образом, оформленный носитель документированной информации, содержащий сведения, которые не относятся к государственной тайне и составляют интеллектуальную собственность юридического и физического лица.

Коммерческая тайна - научно-техническая, коммерческая, организационная или иная другая используемая в предпринимательской деятельности информация, которая обладает реальной или потенциальной экономической ценностью в силу того, что она не является общеизвестной и не может быть легко получена законным путём другими липами, которые могли бы получить экономическую выгоду от её разглашения или использования.

Угроза безопасности информации предполагает незаконный доступ конкурента к конфиденциальной информации и использования её конкретности для нанесения вреда предприятию.

Необходимо знать, что в отличие от открытых документов, процесс исполнения конфиденциальных документов представляет собой достаточно насыщенную различными технологическими этапами и процедурами технологию.

Специалисты выделяют следующие основные направления деятельности на законодательном уровне:

    1. Разработка новых законов с учетом интересов всех категорий субъектов информационных отношений;
    2. Обеспечение баланса созидательных и ограничительных (в первую очередь преследующих цель наказать виновных) законов;
    3. Интеграция в мировое правовое пространство;
    4. Учет современного состояния информационных технологий

Список литературы

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Право, 2002. - 39 с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации: офиц. текст: по состоянию на 30.12.2004/М-во юстиции Рос.Федерации. - М.: Юристъ, 2005. - 159 с.
  3. Российская Федерация. Законы. Об акционерных обществах: по состоянию на 27.07.2006 // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств. - № 5. - 2006. - 125 с.
  4. ГОСТ Р 51141. - 98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. - М.: Изд-во стандартов, 2003.
  5. ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. - М.: Изд-во стандартов, 2003.
  6. ГОСТ РВ 50600-93. Защита секретной информации от технической разведки. Система документов. Общие положения. - М.: Изд-во стандартов, 1993.
  7. ГОСТ Р 1.5-2002. Государственная система стандартизации РФ. Стандарты. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2003.
  8. ГОСТ Р 52292-2004. Информационная технология. Электронный обмен информацией. Термины и определения. - М.: Изд-во стандартов, 2004.
  9. ГОСТ Р 50922-96. Защита информации. 
  10. Сенчагов, В.К. Экономическая безопасность, геополитика, глобализм, самосохранение и развитие / В.К. Сенчагов. - М.: Финстатинформ, 2003. - 120 с.
  11. Синецкий, Б.И. Основы коммерческой деятельности / Б.И. Синецкий. - М.: Юрист, 2005. - 122 с.
  12. Служебная и профессиональная тайна / О.Э. Говорухин // Делопроизводство. - 2006. - № 3. - С.78 - 86.
  13. Степанов, Е.А. Информационная безопасность и защита информации: учеб. пособие / Е.А. Степанов, И.К. Корнеев. - М.: Инфра-М, 2003.
  14. Снытников, А.А. Обеспечение и защита права на информацию / А.А. Снытиков, Л.В. Туманова. - М.: "Городец-издат", 2003. - 195 с.
  15. Технология работы с конфиденциальными документами / А.В. Пшенко // Секретарское дело. - 2003. - № 2. - С.7 - 11.
  16. Бугров, А. Международные стандарты для построения системы информационной безопасности / А. Бугров // Финансовая газета. - март 2007. - №10.
  17. Бедрань, А. Согласованная методика проведения аудита информационной безопасности / А. Бедрань // Финансовая газета. - февраль 2007. - № 9