Файл: Защита чести, достоинства и деловой репутации по гражданскому законодательству.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Российская Федерация стоит на пути построения правового государства и демократического общества. Для правового государства характерно наличие высокого уровня гарантий прав и свобод человека, главенство права и закона во всех сферах жизни общества.

Конституция Российской Федерации, как Основной закон, гарантирует право каждого на защиту своей чести и доброго имени (часть 1 статья 23 Конституции РФ), достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (часть 1 статьи 21 Конституции РФ).[1]1

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (статья 2 Конституции РФ).[2]2

Согласно пункта 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.[3]3

На российском рынке товаров, работ и услуг каждый день увеличивается число его участников, а также увеличивается и стаж работы в условиях рыночной экономики субъектов с уже известными именами и устоявшейся деловой репутацией. Вместе с тем увеличивается и противоправное умаление деловой репутации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, умаление чести и достоинства граждан особенно в случаях распространения порочащих сведений средствами массовой информации. В связи с этим повышается актуальность проблем обеспечения защиты чести, достоинства и деловой репутации физических и юридических лиц.

Не только из теории права, но и из судебной практики я вижу много проблем, возникающих при определении размера компенсации морального вреда, и с установлением момента возникновения права на защиту нематериальных благ субъекта, и с отнесением сведений, содержащих мнение или оценку к институту деловой репутации и так далее. В последние годы значительно вырос интерес к институту защиты чести, достоинства и деловой репутации как физических лиц, так индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Нематериальные блага характеризуют социально-правовое положение личности в обществе. Объектом моего исследования являются отношения, возникающие в связи с нарушением таких нематериальных благ как честь, достоинство и деловая репутация субъекта гражданского права.


В своей работе я затрагиваю комплекс проблем, связанных с реализацией права гражданина и субъекта хозяйственной деятельности на защиту нематериальных благ, в частности, на порядок и способы осуществления защиты нарушенных прав, на компенсацию морального вреда как способа защиты чести, достоинства субъекта права.

О важности института деловой репутации говорит и Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». Так, в пункте 5 статьи 16 указанного закона одним из оснований в отказе в государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций является «неудовлетворительная деловая репутация учредителя (участника) кредитной организации, приобретающего более 10 процентов акций (долей) кредитной организации».[4]1

Эти и другие проблемы повлияли на выбор темы курсовой работы. Предметом данной работы выступает совокупность правовых норм, которые посвящены институту правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации физических и юридических лиц, правоприменительная практика, определение момента возникновения права на защиту чести, достоинства и деловой репутации у субъектов права, определение размера компенсации морального вреда и другие наиболее важные, на мой взгляд, вопросы по данной теме.

В своей работе я использовала различные источники: нормативно-правовые акты, работы российских ученых-цивилистов.

Глава 1. Честь, достоинство и деловая репутация как правовая категория 

1.1. Понятие чести, достоинства и деловой репутации

Объектом гражданского правоотношения является все то, по поводу чего возникают конкретные права и обязанности его субъектов. От объекта определенного правоотношения зависит и объем возникающих прав и обязанностей. В статье 128 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту – ГК РФ) среди объектов гражданско-правовых отношений указываются нематериальные блага. Честь, достоинство и деловая репутация являются, в частности, разновидностью нематериальных благ.


Законодатель в пункте 1 статьи 150 ГК РФ к нематериальным благам относит «Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом».[5]1

С.В. Потапенко считает, что нематериальные блага нельзя ни оценить, ни продать, ни подарить, сдать в наем, а также нельзя оценить в денежном выражении. Он выделяет два неразрывно связанных между собой признака, которые позволяют «отнести объект к нематериальным благам:

1) отсутствие материального (имущественного) содержания;

2) неразрывная связь с личностью носителя, предопределяющая неотчуждаемость и непередаваемость этого блага».[6]1

В пункте 1 статьи 152 ГК РФ говорится о том, что «гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности».[7]2 Эта же статья в пункте 7 предусматривает, что по отношению к юридическим лицам также действуют правила о защите деловой репутации. Вряд ли возможно применить нормы Гражданского кодекса РФ, которые устанавливают правила защиты личных неимущественных благ, без раскрытия содержания защищаемого блага.

Для того чтобы оценить, подверглись честь, достоинство или деловая репутация субъекта умалению, необходимо иметь четкое представление о том, что законодатель понимает под этими объектами. Правильное решение данного вопроса имеет огромное значение для обеспечения единства подходов в судебной практике при разрешении дел о защите чести, достоинстве и деловой репутации, а также для повышения уровня законности и обоснованности судебных решений.

К сожалению, законодатель не дает легального определения понятий «чести», «достоинства» и «деловой репутации».

Так, понятия «чести», «достоинства» и «деловой репутации» являются между собой достаточно близкими нравственными категориями и различаются в субъективном или объективном подходе при оценке этих благ.

Честь, достоинство и деловая репутация определяются как нематериальные блага, защита которых может осуществляться в судебном порядке. Этим законодатель и ограничился. Поэтому данный пробел в праве восполняется в многочисленных определениях, приводимых в научной литературе.


«Гражданская честь состоит в признании за человеком доброго имени, того достоинства, которое считается принадлежностью всякого гражданина, не запятнавшего себя никакими неблаговидными деяниями».[8]1

Честь и достоинство неразрывно связаны между собой, поскольку в их основе лежит единый критерий нравственности. Однако между честью и достоинством существуют различия, заключающиеся в том, что честь – это оценка личности именно обществом, то есть объективная оценка личности, определяющая отношение общества к личности или юридическому лицу, социальная оценка моральных и иных качеств личности. Достоинство, в свою очередь, – это субъективная оценка личности, внутренняя самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного знания.

Честь возникла с появлением гражданского общества, и поэтому зависит от общественной оценки. При этом общественная оценка не зависит от воли и желания гражданина. В основе представления о чести лежит определенный критерий нравственности, и в этом проявляется ее объективный характер.

В свою очередь достоинство, как и честь, сочетает в себе и социальную, и индивидуальную стороны. Так социальный характер достоинства проявляется в том, что моральная ценность и общественно значимое качество личности достоинство определяется существующими общественными отношениями и часто не зависит от человека. В то же время данная категория нематериальных благ выступает еще и как чувство собственного достоинства, представляющее собой осмысление и переживание человеком своей моральной ценности и общественной значимости, которые обуславливаются общественными отношениями и зависят от них.

Что касается понятия «деловой репутации», то первоначально надо выяснить, что же понимают под самой репутацией? «Репутацию (от лат. «reputatio» - обдумывание, размышление) можно определить как сложившееся о лице мнение, основанное на оценке его общественно значимых качествах».[9]1 В «Словаре русского языка» под редакцией С.И. Ожегова репутация определяется как «создавшееся общее мнение о достоинствах и недостатках кого-чего-нибудь».[10]2 Но это общее понятие репутации, нас же интересует понятие репутации в более узком смысле, только один из ее видов, а именно, деловая репутация.

Перейдя к понятию деловой репутации, я столкнулась с огромным количеством ее толкований. Анализируя эти понятия, данные различными авторами, можно сделать вывод, что под деловой репутацией понимают «…оценку профессиональных качеств гражданина или юридического лица»[11]3 или «…сложившееся в предпринимательской среде мнение о деловых качествах юридического лица».[12]4 А.Л. Анисимов расширил субъектный состав, имеющий право на защиту деловой репутации: «Под деловой репутацией понимается сложившееся мнение о качествах (достоинствах и недостатках) коллектива, организации, предприятия, учреждения, конкретного физического лица в сфере делового оборота, в том числе в сфере предпринимательства».[13]1 Из вышеприведенных определений, очевидно, что деловой репутацией могут обладать граждане, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, и юридические лица – как коммерческие, так и некоммерческие (в соответствии с пунктом 3 статьи 50 ГК РФ) имеют право заниматься предпринимательской деятельностью, если это требуется для достижения поставленной цели. Но как быть с врачами, учителями и преподавателями, государственными служащими и многими другими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями. Ведь распространенные о них ложные сведения также могут порочить, помимо чести и достоинства, и их деловую репутацию? В этом случае более уместно определение, данное Богатых Е.А.: «Деловая репутация – сложившиеся на рынке (службе) мнения потребителей, конкурентов, коллег и других лиц о деловых качествах, достоинствах лица, фирмы».[14]2 В. Плотников считает, что законодатель должен внести изменения в статью 152 ГК РФ. А именно: «… разумно на практике расширить понятие деловой репутации, включив в нее и профессиональную, и служебную».[15]3 Из данных определений не понятно, кто же должен оценивать деловую репутацию предпринимателя или юридического лица – просто граждане-потребители или субъекты предпринимательских отношений – партнеры по бизнесу, клиенты, контрагенты? Я думаю, что мнение граждан, не занимающихся предпринимательской деятельностью, о деловых качествах предпринимателей и юридических лиц так же важно, как и мнение субъектов предпринимательских отношений, поэтому деловая репутация определяется как общественная оценка деловых качеств субъекта. В подтверждение этого мнения я приведу определение деловой репутации, данное помощником судьи Арбитражного суда Орловской области Н.А. Рогожина: «К деловой репутации относится мнение окружающих о достоинстве и недостатках товаров, работ и услуг, производимых, выполняемых и оказываемых юридическим лицом».[16]3 В этой дефиниции автор исключил из субъектного состава индивидуальных предпринимателей, так как свою работу он посвятил исключительно юридическим лицам. Но я думаю, что это определение относится и к ним.


Определения деловой репутации можно цитировать до бесконечности. Какие бы дефиниции не давались авторами, все они не имеют юридической силы, так как в самом ГК РФ нет ее легального закрепления. Обобщая приведенные выше понятия деловой репутации можно сделать вывод о том, что:

- деловая репутация – это общественная оценка деловых, профессиональных качеств субъекта;

- субъект института деловой репутации – это граждане, а также субъекты предпринимательской деятельности, к которым относятся как индивидуальные предприниматели и юридические лица. Причем имеются ввиду юридические лица всех организационно-правовых форм: как коммерческие, так и не коммерческие, а также государственные и муниципальные предприятия, учреждения.

Исходя из вышеизложенного можно выделить два основных отличия понятий «честь и достоинство» от понятия «деловая репутация»:

  1. По субъектному составу правоотношений. Носителем деловой репутации может быть не только субъект экономических (хозяйственных) отношений, но и гражданин.
  2. По связи нематериального блага с лицом. Честь – оценка личности обществом, в доктрине понимают положительную общественную оценку социальных и духовных качеств личности, достоинство – самооценка личности, предполагает также положительную субъективную самооценку человека, тогда как деловая репутация – связана с определенным сектором хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, может быть как отрицательной, так и положительной.

1.2. Определение момента возникновения права на защиту чести, достоинства и деловой репутации

Гражданин имеет право на защиту своих нематериальных благ. В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 150 ГК РФ в случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на материальное благо.[17]1