Файл: Виды и состав угроз информационной безопасности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отказоустойчивость – это свойство КС сохранять работоспособность при отказах отдельных устройств, блоков, схем. Известны три основных подхода к созданию отказоустойчивых систем: простое резервирование (использование устройств, блоков, узлов, схем, только в качестве резервных); помехоустойчивое кодирование информации (рабочая информация дополняется специальной контрольной информацией-кодом, которая позволяет определять ошибки и исправлять их); создание адаптивных систем, предполагающих сохранение работоспособного состояния КС при некотором снижении эффективности функционирования в случаях отказов элементов.

Блокировка ошибочных операций. Ошибочные операции в работе КС могут быть вызваны не только случайными отказами технических и программных средств, но и ошибками пользователей и обслуживающего персонала. Для блокировки ошибочных действий используются технические и аппаратно-программные средства, такие как блокировочные тумблеры, предохранители, средства блокировки записи на магнитные диски и другие.

Оптимизация. Одним из основных направлений защиты информации является сокращение числа ошибок пользователей и персонала, а также минимизация последствий этих ошибок. Для достижения этих целей необходимы: научная организация труда, воспитание и обучение пользователей и персонала, анализ и совершенствование процессов взаимодействия человека и КС.

Минимизация ущерба. Предотвратить стихийные бедствия человек пока не в силах, но уменьшить последствия таких явлений во многих случаях удается. Минимизация последствий аварий и стихийных бедствий для объектов КС может быть достигнута путем: правильного выбора места расположения объекта (вдали от мест, где возможны стихийные бедствия); учета возможных аварий и стихийных бедствий при разработке и эксплуатации КС; организации своевременного оповещения о возможных авариях; обучение персонала борьбе со стихийными бедствиями и авариями, методам ликвидации их последствий.

Управление доступом – метод защиты информации регулированием использования всех ресурсов компьютерной информационной системы (элементов баз данных, программных и технических средств). Управление доступом включает следующие функции защиты:

  • идентификацию пользователей, персонала и ресурсов системы (присвоение каждому объекту персонального идентификатора);
  • опознание (установление подлинности) объекта или субъекта по предъявленному им идентификатору;
  • проверку полномочий (проверка соответствия дня недели, времени суток, запрашиваемых ресурсов и процедур установленному регламенту);
  • разрешение и создание условий работы в пределах установленного регламента;
  • регистрацию (протоколирование) обращений к защищаемым ресурсам;
  • регистрацию (сигнализация, отключение, задержка работ, отказ в запросе) при попытках несанкционированных действий.

Маскировка – метод защиты информации путем ее криптографического закрытия. Этот метод широко применяется за рубежом как при обработке, так и при хранении информации, в том числе на дискетах. При передаче информации по каналам связи большой протяженности данный метод является единственно надежным.

Регламентация – метод защиты информации, создающий такие условия автоматизированной обработки, хранения и передачи защищаемой информации, при которых возможности несанкционированного доступа к ней сводились бы к минимуму.

Принуждение – метод защиты, при котором пользователи и персонал системы вынуждены соблюдать правила обработки, передачи и использования защищаемой информации под угрозой материальной, административной или уголовной ответственности.

Побуждение – метод защиты, который побуждает пользователя и персонал системы не нарушать установленный порядок за счет соблюдения сложившихся моральных и этических норм (как регламентированных, так и неписаных).

Рассмотренные методы обеспечения безопасности реализуются на практике за счет применения различных средств защиты, таких, как технические, программные, организационные, законодательные и морально-этические. К основным средствам защиты, используемым для создания механизма обеспечения безопасности, относятся следующие:

  • технические средства реализуются в виде электрических, электромеханических и электронных устройств. Вся совокупность технических средств делится на аппаратные и физические;
  • под аппаратными средствами принято понимать технику или устройства, которые сопрягаются с подобной аппаратурой по стандартному интерфейсу. Например, система опознания и разграничения доступа к информации (посредством паролей, записи кодов и другой информации на различные карточки);
  • физические средства реализуются в виде автономных устройств и систем. Например, замки на дверях, где размещена аппаратура, решетки на окнах, источники бесперебойного питания, электромеханическое оборудование охранной сигнализации;
  • программные средства представляют собой программное обеспечение, специально предназначенное для выполнения функций защиты информации. В такую группу средств входят: механизм шифрования (криптографии – специальный алгоритм, который запускается уникальным числом или битовой последовательностью, обычно называемым шифрующим ключом; затем по каналам связи передается зашифрованный текст, а получатель имеет свой ключ для дешифрования информации), механизм цифровой подписи, механизмы контроля доступа, механизмы обеспечения целостности данных, механизмы постановки графика, механизмы управления маршрутизацией, механизмы арбитража, антивирусные программы, программы архивации (например, zip , rar, arj и др.), защита при вводе и выводе информации и т.д.;
  • организационные средства защиты представляют собой организационно-технические и организационно-правовые мероприятия, осуществляемые в процессе создания и эксплуатации вычислительной техники, аппаратуры телекоммуникаций для обеспечения защиты информации. Организационные мероприятия охватывают все структурные элементы аппаратуры на всех этапах их жизненного цикла (строительство помещений, проектирование компьютерной информационной системы банковской деятельности, монтаж и наладка оборудования, использование, эксплуатация);
  • морально-этические средства защиты реализуются в виде всевозможных норм, которые сложились традиционно или складываются по мере распространения вычислительной техники и средств связи в обществе. Эти нормы большей частью не являются обязательными как законодательные меры, однако несоблюдение их обычно ведет к потере авторитета и престижа человека;
  • законодательные средства защиты определяются законодательными актами страны, которыми регламентируются правила пользования, обработки и передачи информации ограниченного доступа и устанавливаются меры ответственности за нарушение этих правил.

Все рассмотренные средства защиты разделены на формальные (выполняющие защитные функции строго по заранее предусмотренной процедуре без непосредственного участия человека) и неформальные (определяются целенаправленной деятельностью человека либо регламентируют эту деятельность).

3.3 Защита КС от несанкционированного вмешательства

Основным способом защиты от злоумышленников считается внедрение так называемых средств ААА, или 3А (аутентификация, авторизация, администрирование).

Авторизация (санкционирование, разрешение) – процедура, по которой пользователь при входе в систему опознается и получает права доступа, разрешенные системным администратором, к вычислительным ресурсам (компьютерам, дискам, папкам, периферийным устройствам).

Авторизация выполняется программой и включает в себя идентификацию и аутентификацию.

Идентификация – предоставление идентификатора, которым может являться несекретное имя, слово, число, для регистрации пользователя в КС. Субъект указывает имя пользователя, предъявленный идентификатор сравнивается с перечнем идентификаторов. Пользователь, у которого идентификатор зарегистрирован в системе, расценивается как правомочный (легальный). Синонимом идентификатора является логин – набор букв и цифр, уникальный для данной системы.

Аутентификация – проверка подлинности, то есть того, что предъявленный идентификатор действительно принадлежит субъекту доступа. Выполняется на основе сопоставления имени пользователя и пароля. После аутентификации субъекту разрешается доступ к ресурсам системы на основе разрешенных ему полномочий.

Наиболее часто применяемыми методами авторизации являются методы, основанные на использовании паролей (секретных последовательностей символов). Пароль можно установить на запуск программы, отдельные действия на компьютере или в сети. Кроме паролей для подтверждения подлинности могут использоваться пластиковые карточки и смарт-карты.

Администрирование – это регистрация действий пользователя в сети, включая его попытки доступа к ресурсам. Для своевременного пресечения несанкционированных действий, для контроля за соблюдением установленных правил доступа необходимо обеспечить регулярный сбор, фиксацию и выдачу по запросам сведений о всех обращениях к защищаемым компьютерным ресурсам. Основной формой регистрации является программное ведение специальных регистрационных журналов, представляющих собой файлы на внешних носителях информации.


Чаще всего утечка информации происходит путем несанкционированного копирования информации. Эта угроза блокируется:

  • методами, затрудняющими считывание скопированной информации. Основаны на создании в процессе записи информации на соответствующие накопители таких особенностей (нестандартная разметка, форматирование, носителя информации, установка электронного ключа), которые не позволяют считывать полученную копию на других накопителях, не входящих в состав защищаемой КС. Другими словами, эти методы направлены на обеспечение совместимости накопителей только внутри данной КС;
  • методами, препятствующими использованию информации. Затрудняют использование полученных копированием программ и данных. Наиболее эффективным в этом отношении средством защиты является хранение информации в преобразованном криптографическими методами виде. Другим методом противодействия несанкционированному выполнению скопированных программ является использование блока контроля среды размещения программы. Он создается при инсталляции программы и включает характеристики среды, в которой размещается программа, а также средства сравнения этих характеристик. В качестве характеристик используются характеристики ЭВМ или носителя информации.

Для защиты КС от разнообразных вредительских программ (вирусов) разрабатываются специальные антивирусные средства.

Антивирусная программа – часть программного обеспечения, которая устанавливается на компьютер, чтобы искать на дисках и во входящих файлах компьютерные вирусы и удалять их при обнаружении.

Программа обнаруживает вирусы, предлагая вылечить файлы, а при невозможности удалить. Существует несколько разновидностей антивирусных программ:

  • сканеры или программы-фаги – это программы поиска в файлах, памяти, загрузочных секторах дисков сигнатур вирусов (уникального программного кода именно этого вируса), проверяют и лечат файлы;
  • мониторы (разновидность сканеров) – проверяют оперативную память при загрузке операционной системы, автоматически проверяют все файлы в момент их открытия и закрытия, чтобы не допустить открытия и запись файла, зараженного вирусом; блокирует вирусы;
  • иммунизаторы – предотвращают заражение файлов, обнаруживают подозрительные действия при работе компьютера, характерные для вируса на ранней стадии (до размножения) и посылают пользователю соответствующее сообщение;
  • ревизоры – запоминают исходное состояние программ, каталогов до заражения и периодически (или по желанию пользователя) сравнивают текущее состояние с исходным;
  • доктора – не только находят зараженные вирусами файлы, но и «лечат» их, то есть удаляют из файла тело программы-вируса, возвращая файлы в исходное состояние;
  • блокировщики – отслеживают события и перехватывают подозрительные действия (производимые вредоносной программой), запрещают действие или запрашивают разрешение пользователя.

Электронная коммерция, продажа информации в режиме on-line и многие другие услуги становятся основными видами деятельности для многих компаний, а их корпоративные информационные системы – главным инструментом управления бизнесом и, фактически, важнейшим средством производства.

Для того чтобы обеспечить надежную защиту ресурсов корпоративных информационных систем должны быть реализованы самые прогрессивные и перспективные технологии информационной защиты. К ним относятся:

  • криптографическая защита данных для обеспечения конфиденциальности, целостности и подлинности информации;
  • технологии аутентификации для проверки подлинности пользователей и объектов сети;
    • технологии межсетевых экранов для защиты корпоративной сети от внешних угроз при подключении к общедоступным сетям связи;
    • технологии виртуальных защищенных каналов и сетей VPN для защиты информации, передаваемой по открытым каналам связи;
    • гарантированная идентификация пользователей путем применения токенов (смарт-карт, touch-memory, ключей для USB-портов и т.п.) и других средств аутентификации;
    • управление доступом на уровне пользователей и защита от несанкционированного доступа к информации;
    • поддержка инфраструктуры управления открытыми ключами РКІ;
    • технологии обнаружения вторжений (Intrusion Detection) для активного исследования защищенности информационных ресурсов;
    • технологии защиты от вирусов с использованием специализированных комплексов антивирусной профилактики и защиты;
    • централизованное управление СИБ на базе единой политики безопасности предприятия;
    • комплексный подход к обеспечению информационной безопасности, обеспечивающий рациональное сочетание технологий и средств информационной защиты.[2]

3.4 Криптографические методы защиты информации

Эффективным средством противодействия различным угрозам информационной безопасности является закрытие информации методами криптографического (от греч. Kryptos – тайный) преобразования. В результате такого преобразования защищаемая информация становится недоступной для ознакомления и непосредственного использования лицами, не имеющими на это полномочий. По виду воздействия на исходную информацию криптографические методы разделены на следующие виды.