Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 586
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И МЕСТО СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИИ
1.1. Понятие и признаки судебной власти
1.2. Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ
2.1. Показатели деятельности судебной власти РФ в 2019 г.
2.2. Проблемы функционирования судебной власти в России
ВВЕДЕНИЕ
Роль государственной политики, органов государственной власти в развитии общества никогда не подвергалась сомнению, но в последнее время в экономических, юридических, государственных кругах все чаще говорят о том, что именно эффективность реализации государственной политики в направлении судебной и системы и судебной власти может стать дополнительным драйвером развития гражданского общества и гуманизации.
Актуальность работы состоит в том, что судебная власть обеспечивает неукоснительное соблюдение основного закона страны - Конституции, совершенствование текущего законодательства, защиту законных интересов человека и общества, компетенцию институтов государственной власти. В демократическом государстве суд является независимым, что обеспечивает беспристрастное, справедливое правосудие.
Цель курсового проекта – рассмотреть методологию, теоретическую и практическую информацию по теме «Эффективность судебной власти в России». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Выявить основные термины, понятия, виды судебной власти и судебной системы в РФ;
- Рассмотреть структуру судебной власти в РФ;
- Провести анализ деятельности судебной власти в РФ и дать ей оценку;
- Рассмотреть проблематику в функционировании органов судебной власти и реализации государственной политики по ее реформированию;
Объект исследования в работе судебная власть в РФ.
Предметом исследования в работе выступает анализ и эффективность судебной власти.
В процессе написания работы и реализации поставленных задач использовалась литература следующего характера: учебная, научная, периодическая, информация сети Интернет, интервью специалистов и т.д.
В ходе написания работы использовались следующие научные методы: исторический, аналитический, исследовательский, эмпирический и т.д.
Структура работы вытекает из логики исследования и состоит из следующих частей: введения, основной части работы, заключении, списка литературы.
Практическая значимость работы состоит в том, что материал проводимого в работе исследования может быть использован другими исследователями при написании более глубоких работ, таких как монографии, научные статьи, кандидатские работы и т.д.
Таким образом обозначив общую структуру исследования перейдем непосредственно к рассмотрению материала работы и начнем с теоретического блока.
1. ПОНЯТИЕ И МЕСТО СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИИ
1.1. Понятие и признаки судебной власти
Судебная власть – это самостоятельная и независимая сфера публичной власти. Приводится в исполнение судебная власть непосредственно независимыми судами на основании закона посредством гражданского, конституционного, административного и уголовного судопроизводства.
Первые суды появились ещё во времена до н.э. параллельно со становлением государственности. Так, в Древней Греции дела публично рассматривали дикастерии – многолюдные судебные коллегии. Но уже тогда они руководствовались греческими законами.
Суд – это орган, который разрешает юридические споры на основе действующих норм права. В организационном плане он состоит из двух частей: судей (и их коллегий) и судебного аппарата.[1]
Первые, собственно, и выступают воплощением судебной власти. Они рассматривают дела на основе внутреннего убеждения и руководствуются действующим законодательством. Решения судей обязательны для исполнения и обеспечиваются силой государственного принуждения.
Формально судебная власть независима от двух других ветвей – законодательной и исполнительной.
То есть, никто из чиновников или депутатов не вправе указывать судье, какое решение принимать. У каждой ветви власти есть свои системы органов и финансирование.
Судебный аппарат – это люди, которые работают в суде, но непосредственно не осуществляют правосудие. Они решают организационные и технические задачи, то есть помогают судьям.[2]
Вот примеры лиц, которые входят в аппарат:
- секретари судебных заседаний – ведут протоколы, направляют повестки, знакомят участников процесса с материалами дела;
- специалисты управлений и отделов, советники – отвечают на обращения граждан, ведут статистику рассмотрения дел, дают консультации, участвуют в совещаниях по улучшению работы судебной системы;
- помощник председателя – готовит проекты документов, распределяет дела на судей;
- работники канцелярии и архива – принимают и направляют судебную корреспонденцию, обеспечивают сохранность дел.[3]
Эффективная работа суда – результат совместных усилий всех звеньев. Как и ошибки в рассмотрении дел нельзя списывать на отдельную личность. Часто у судьи стоит по 10-15 процессов в день из-за экономии верхов на кадрах или неграмотного распределения дел.
Это приводит к поверхностному рассмотрению споров, упущению деталей. Согласно опросу Института проблем правоприменения 2019 года, более ¾ судей постоянно задерживаются на работе.
Основная функция суда – это правосудие, то есть рассмотрение и разрешение юридических споров. Последние бывают гражданскими, уголовными, экономическими, военными и другими в зависимости от сферы нарушенных прав участников.
Дополнительно учёные-правоведы выделяют следующие функции судебной власти:
- Контрольная. Включает проверку законности действий дознавателя, следователя, прокурора и других лиц из правоохранительных органов. Также к судебному контролю относится рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб на решения нижестоящих инстанций, анализ качества доказательств.
- Корректирующая. Охватывает рассмотрение вопросов, касающихся исполнения решения. Например, судья может его отсрочить или освободить осуждённого от отбывания наказания.
- Организационная. Предполагает выполнение судьёй полномочий по руководству судебным заседанием. Например, разъяснение процессуальных прав и обязанностей участников, определение последовательности выступлений.
- Воспитательная. Формирование у граждан уважения к судебной власти и законам. Внешне проявляется в строгом соблюдении участниками процесса «ритуальных» норм (например, использование обращения «Ваша Честь»).[4]
Также в ряде источников можно встретить упоминания и о других функциях: правоохранительной, правоприменительной, регулятивной, компенсационной, восстановительной, превентивной, толкования права.
Основные споры учёных сводятся к тому, считать ли такие направления деятельности самостоятельными или относить к правосудию.
Таким образом, суд – это и воплощение судебной власти, и коллектив людей, и организационный процесс в зале заседания. Это последнее место, где можно отстоять свои права и добиться справедливости.
Однако качество правосудия зависит от многих факторов, на которые судьи не всегда могут повлиять.
1.2. Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации
Судебная система – это совокупность всех органов, осуществляющих правосудие на территории государства. Судебная система построена с учетом административно-территориального деления страны на субъекты. Также она представляет всю ветвь судебной власти в РФ.
В своей деятельности все органы судебной системы РФ опираются на Федеральный Конституционный закон «О судебной системе РФ». При этом они не должны противоречить данному закону.
Рисунок 1- Характеристики судебной власти
Вся судебная власть Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:
- Законность. Судьи в своей работе руководствуются только Конституцией РФ [5] и Федеральными законами.
- Самостоятельность и независимость. Органы судебной системы и судьи действуют самостоятельно по отношению к другим ветвям власти, а гарантии их независимости приведены в Конституции и Федеральном законе «О судебной системе». [6]
- Гласность судопроизводства. Во всех судах судебной системы РФ разбирательство всегда открытое. Закрытое судебное заседание допускается только в отдельных случаях, установленных Федеральным законом.
- Государственный язык судопроизводства. Судебные разбирательства во всех судах РФ ведутся на государственном русском языке. Также допустимо вести судебное заседание на языке республики, в которой оно проводится. Лицам, не владеющим государственным языком, дается право на пользование услугами переводчика.
- Презумпция невиновности. Этот принцип означает, что никто не может быть признан виновным до тех пор, пока его вина не доказана в судебном порядке.
- Равноправие и состязательность. Суды не могут поддерживать определенных лиц, участвующих в судебном разбирательстве, по принципу их половой, возрастной или расовой принадлежности и социального статуса. Согласно данному принципу, все равны перед судом. [7]
Структура судебной системы РФ является централизованной системой судов, независимых друг от друга, в полномочиях которых находятся дела различной направленности. Из чего состоит судебная система РФ?
Верховный суд РФ. Это высший орган, в компетенции которого присутствует рассмотрение как гражданских, так и уголовных дел, а также дел, связанных с административными правонарушениями.
Также в его юрисдикцию входят экономические споры. В своей деятельности он подчиняется Федеральному конституционному закону «О судебной системе РФ» и другим федеральным законам о судопроизводстве.
Также осуществляет апелляционные и кассационные судебные разбирательства по делам, входящим в его компетенцию.
Конституционный суд РФ. Главной задачей Конституционного суда РФ является проверка соответствия всех принятых нормативно-правовых актов Конституции РФ и исключение противоречий между ними. Также существуют региональные конституционные суды, которые тоже отвечают за соответствие нормативных актов субъектов Конституции РФ.[8]
Суды общей юрисдикции. Данные суды осуществляют деятельность по обеспечению правосудия в гражданских, уголовных делах и спорах об административных правонарушениях. К судам общей юрисдикции относятся суды субъектов РФ, в том числе районные и городские суды.
Также в ведении судов данной категории находится система Военных судов РФ. Суды общей юрисдикции решают около 90% всех судебных споров в РФ. Проще говоря, они решают все споры, за исключением тех, что решаются специализированными судами.
Военные суды. Официально они находятся в ведомстве судов общей юрисдикции, однако это все же отдельная система со своим направлением. Военные суды решают споры, которые связаны с осуществлением военной службы в Вооруженных силах РФ и других военных органах. [9]
Арбитражные суды. Субъектами данных судов являются юридические лица и государство. Они решают разногласия между коммерческими организациями. В их юрисдикции находятся дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Рассмотрение дел между коммерческой организацией и государством тоже входит в их компетенцию.[10]
Судебная инстанция – это стадия судопроизводства, отражающая конкретные полномочия, которыми наделен тот или иной суд. Проще говоря, разделение судопроизводства на инстанции дает возможность пересмотра дела.
Любой судебно-правовой спор попадает сначала в первую инстанцию суда. После вынесения судьей решения по делу сторонам дается срок на обжалование этого решения, если какая-то из сторон с ним не согласна. В течение этого срока стороной должна быть подана апелляционная жалоба.[11]