Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) (Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства)
1.1. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)
1.2 Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)
Глава 2. Субъектный состав дела о банкротстве, права и обязанности субъектов
2.1 Лица, участвующие в деле о банкротстве
2.2 Лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве
Глава 3. Характеристика процедур банкротства
Глава 4. Основные проблемы несостоятельности (банкротства) и пути их решения
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время правовое регулирование несостоятельности (банкротства) является развивающиеся областью права. Необходимость правого регулирование несостоятельности возникает из-за неустойчивости экономики, финансовых кризисов, вызванных негативными обстоятельствами (к примеру переход к рыночной экономике, санкции против России) или высоким уровнем конкуренции, и других факторов, оказывающих влияние на финансовую стабильность юридический лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан.
Вопрос о правовом регулирование несостоятельности (банкротства) в России, как правового института, возник в конце 1991 года, когда экономика находилась в трагическом состоянии, а именно наблюдался распад потребительского рынка и потеря контроля над финансовыми процессами. С конца 1992 года по 2002 год происходило активное развитие правового регулирования несостоятельности (банкротства). В этот период было принято несколько основных федеральных законов: Закон РФ от 19.11.1992 N 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» и Федеральный закон от 08.01.1998 N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В настоящее время законом, регулирующим несостоятельность (банкротство), является Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Федеральный закон N 127-ФЗ).
Федеральный закон N 127-ФЗ устанавливает основания признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
Объектом исследования курсовой работы выступает правовое регулирование несостоятельности (банкротства). Предметом исследования является правовые нормы несостоятельности (банкротства).
Целью данной работы является – рассмотреть основные понятия, признаки и определить правовые нормы несостоятельности (банкротства), обозначить основные проблемы несостоятельности (банкротства) и рассмотреть варианты решения данных проблем.
С поставленной целью определены следующие задачи:
- определить понятие, признаки и нормы правового регулирования несостоятельности (банкротства);
- рассмотреть субъектный состав дела о банкротстве;
- выявить и охарактеризовать основные процедуры банкротства;
- обозначить основные проблемы несостоятельности (банкротства)
Глава 1. Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства)
1.1. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)
Правовой институт несостоятельности (банкротства) в нынешних условиях экономических отношений является весьма актуальным. Он позволяет уберечь на рынке хозяйствующих субъектов от участников, осуществляющих свою хозяйственную деятельность убыточно и не рентабельно. Чтобы обезопасить хозяйствующих субъектов от таких должников, возникает необходимость официального признания этих должников несостоятельными (банкротами) и, возможно, впоследствии полностью ликвидировать их.
Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.[1]
Понятие несостоятельности (банкротства), определенное в Федеральном законе N 127-ФЗ, указывает на следующие признаки несостоятельности (банкротства):
1. Гражданин или индивидуальный предприниматель считается неспособным в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам.
2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.[2]
В основу признака несостоятельности юридических и физических лиц заложены критерии неплатежеспособности и неоплатности.
В настоящее время применительно к юридическим лицам действует критерий неплатежеспособности, а к гражданам критерий неоплатности. У указанных критериев имеются достоинства и недостатки, они представлены в таблице 1 и 2.
Табл.1. Достоинства и недостатки критериев несостоятельности[3]
Неплатежеспособность |
Неоплатность |
Достоинства |
|
1.Возможность оперативно установить контроль и управление нал имуществом должника, что может существенно повлиять на попытку восстановить платежеспособность предприятия или же на тот размер удовлетворения, который получат кредиторы в случае проведения ликвидационных процедур. 2.Стабилизирующий фактор. Неисполнение обязательств, даже временное, может повлечь серьезные последствия для должника, выражающиеся в более оперативном инициировании процесса несостоятельности (банкротства), который сопряжен с ограничением правосубъектности должника. |
1.Признавая должника банкротом, с высокой степенью вероятности можно сказать, что он действительно не способен участвовать в гражданско-правовых отношениях, поскольку его баланс находится в неудовлетворительном состоянии. 2.Критерий неоплатности в большей степени выражает экономическую сущность несостоятельности, поскольку при превышении актива над пассивом надобности применять особые правила распределения имущества должника между его кредиторами нет (актив достаточен для удовлетворения всех кредиторов) |
Табл. 2. Недостатки критериев несостоятельности[4] |
|
Неплатежеспособность |
Неоплатность |
Недостатки |
|
1. Возможность подвести под ситуацию банкротства любое предприятие, которое неспособно в течение трех месяцев ликвидировать кредиторскую задолженность на сумму, указанную в Законе. 2. Не исключена возможность злоупотреблений со стороны кредиторов, для которых предприятие представляет определенную ценность. 3.Данный критерий не позволяет учитывать специфику конкретного должника, причины банкротства, а также потенциальные возможности должника к восстановлению своей платёжеспособности. |
1.Признак неоплатности неочевиден, трудно доказуем, требует оценки актива и пассива и т.д. 2. Зачастую в динамике субъекты гражданского оборота являются платёжеспособными, но в статике на определенный момент времени пассивы данных субъектов могут превышать активы. 3.Использование критерия неоплатности позволяет должнику постоянно создавать ситуацию своей неплатежеспособности и одновременно расходовать денежные средства на собственные цели без учета интересов кредиторов. 4.Критерий неоплатности существенно усложняет процесс рассмотрения дела, т.к. требует установления признаков неоплатности. |
1.2 Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)
Современное законодательство о несостоятельности (банкротстве) содержит комплекс правовых норм, регулирующих несостоятельность (банкротства). Поэтому банкротство представляют, как комплексный правовой институт, объединяющий нормы частного и публичного, материального и процессуального права.
Зародился институт несостоятельности еще в XI-XII вв. в Киевской Руси. В то время действовал сборник правовых норм «Русская Правда». Отражение несостоятельности в сборнике находилось в продаже должника на «торгу», это выглядело больше как карательная мера (собственность кредиторов не возвращалась). В период развития иностранной торговли, институт несостоятельности приобретает целевой характер – возвращение собственности кредиторов.
Активное иностранное сотрудничество привело к тому, что в России при отсутствии конкурсных уставов сложились основные институты банкротства: споры решали особые суды (коммерц-коллегии, городовые магистраты, главный магистрат, сенат); действовали кураторы, в обязанности которых входили создание конкурсной массы, реализация имущества должника, распределение вырученных средств между кредиторами; проводились общие собрания кредиторов; окончание конкурса погашало претензии кредиторов, оставшихся неудовлетворенными[5].
До принятия Устава о банкротах, который был издан в 1832 году и действовал до 1917 году, упоминание об институте несостоятельности находилось в Соборном уложении 1649 года. Соборное уложении ничего нового ранее изложенного в Русской Правде не содержало.
В XVIII веке для регулирования отношений возникающих между лицами, было создано много законодательных актов и это послужило поводом издания Устава о банкротах. Указанный Устав содержал критерий неоплатности.
После революции понятие несостоятельности в российском праве отсутствовало, однако в период нэпа судам приходилось рассматривать иски, связанные с несостоятельностью должников, пользуясь при этом нормами Устава 1832 г. Во избежание таких недоразумений в ряд статей Гражданского кодекса 1922 г. о залоге, поручительстве, займе было введено понятие несостоятельности, но отсутствие механизма применения данных норм не дало никакого положительного результата[6].
В дальнейшем правовое регулирование банкротства осуществлялось с помощью следующих законов:
- Закон Российской Федерации от 19.11.1992 N 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»
- Федеральный закон от 08.01.1998 N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
- Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»
В настоящее время основным пластом правового регулирования банкротства является Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Он является единственным в настоящее время специальным законом, регулирующий вопросы несостоятельности.
Правовые нормы банкротства содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее ГК РФ). ГК РФ предусматривает возможность банкротства юридический лиц и граждан.
Говоря о правовом регулировании процедуры банкротства нужно отметить, что Закон о банкротстве определяет соотношение содержащихся в нем норм и положений международного частного права.
Основополагающие принципы соотношения внутреннего законодательства и международного частного права установлены Конституцией Российской Федерации, согласно которой «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»[7].
Особенной чертой предмета правового регулирования федерального закона N 127-ФЗ является включение в него норм, относящихся к процессуальному законодательству. Это все потому что, дела о банкротстве граждан, юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом РФ с особенностями, установленными статье 32 федерального закона N 127-ФЗ.
Федеральным законом N 127-ФЗ выделены в главе 9 особенности правового регулирования банкротства отдельных категорий юридических лиц – должников, а именно банкротство: градообразующих организаций, сельскохозяйственных организаций, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий, застройщиков, участника клиринга и клиента участника клиринга.