Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) (Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важное новшество – это введение в закон о банкротстве самостоятельной главы, посвященной процедуре финансового оздоровления предприятия – новой реорганизационной процедуре. В ней подробно описаны порядок введения, окончания и прекращения финансового оздоровления.

Финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности[18].

Финансовое оздоровление может быть введено по ходатайству должника, его учредителей, собственника имущества должника – унитарного предприятия, а также третьего лица. Снабженное планом финансового оздоровления и графиком погашения задолженности, ходатайство рассматривается либо на собрании кредиторов, либо в арбитражном суде.

Согласно пункту 1 статьи 84 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», план финансового оздоровления, подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов. План финансового оздоровления должен содержать обоснование возможности удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности.

Еще одной реабилитационной процедурой банкротства является внешнее управление. По своему экономическому содержанию внешнее управление представляет собой осуществляемый в целях восстановления платежеспособности должника комплекс мер по его финансовому оздоровлению за счет выявления и использования внутренних резервов должника, а также привлечения внешних финансовых ресурсов[19].

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом[20].

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; взыскание дебиторской задолженности; продажа части имущества должника; уступка прав требования должника; увеличение уставного каптала должника за счет взносов участников и третьих лиц; размещение дополнительных обыкновенных акций должника; продажа предприятия должника; Кроме того, могут применяться иные меры по восстановлению платежеспособности должника.


Единственной процедурой банкротства, конечным результатом которой должна быть ликвидация должника, является конкурсное производство.

Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов[21].

Это последний этап арбитражного управления, который наступает со дня принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и заканчивается после расчета с кредиторами и ликвидации предприятия. Должник может быть сохранен лишь при досрочном прекращении конкурсного производства, которое может быть вследствие или мирового соглашения, или перехода к внешнему управлению. При конкурсном производстве восстановление платежеспособности должника не предполагается, ибо ранее было доказано, что оно невозможно[22].

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение.

Мировое соглашение - это процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами[23].

В связи с этим, в частности, заключенное мировое соглашение является обязательным для всех конкурсных кредиторов, в том числе и тех из них, кто не изъявлял волю по поводу его заключения (голосовал против либо не участвовал в голосовании). Конституционный суд Российской Федерации определил, что указанные положения, как направленные на признание и защиту прав и интересов всех кредиторов, не могут рассматриваться как нарушающие права заявителя в сфере экономической деятельности, включая право собственности и принципы равенства и свободы договора[24].

В третьей главе была дана краткая характеристика процедурам банкротства. Первый процесс банкротства начинается с процедуры наблюдения. Целями этой процедуры является обеспечение сохранности имущества, проведение анализа финансового состояния, проведение первого собрания кредиторов для выявления следующей процедуры банкротства. Процедура конкурсного производства, другими словами механизм ликвидации, ставит цель удовлетворить кредиторов путем распределения средств от продажи имущества должника. Мировое соглашение, помогает выйти субъектам дела о банкротстве на мировую, т.е. целью является достижение соглашения между должником и кредитором. Основными реабилитирующими процедурами банкротства являются финансовое оздоровление и внешнее управление. Эти процедуры помогают восстановить платежеспособность должника и вывести из кризисной ситуации.


Получается, Федеральным законом N 127-ФЗ выделено пять процедур банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.

Глава 4. Основные проблемы несостоятельности (банкротства) и пути их решения

Основными проблемами банкротства, с которыми сталкиваются должники и кредиторы в процессе дела о банкротстве, являются:

  1. Отсутствие или неэффективность мер по предотвращению банкротства.
  2. Бессистемность действий и отсутствие прогнозирования при предотвращении и введении процедур банкротства.
  3. Неправильный выбор саморегулируемой организации (СРО) арбитражных управляющих и арбитражного управляющего.
  4. Недооценка ограничений, налагаемых на ведение бизнеса, после начала процедуры банкротства.
  5. Слабый контроль и неэффективное управление деятельностью компании в банкротстве.

Для решения, указанных выше проблем необходимо в первую очередь назначить ответственное лицо за решение проблемы и разработку антикризисной стратегии.

Далее необходимо описать проблему и спрогнозировать процедуру банкротства, желательно это делать в письменной форме для облегчения восприятия и потери информации. Если цель достигнута, результаты прогнозирования устраивают субъекта банкротства (должника), то стоит смело переходит к подготовке плана процедуры банкротства и ее бюджета.

Не мало важным является изучение деловой репутации саморегулируемых организаций и арбитражных управляющих, т.к. от компетенции арбитражного управляющего зависит дело о банкротстве.

А самое главное- обладание полнотой ответственности за развитие ситуации и возможность быстрого принятия и исполнения решений. Тогда анализ ситуации, вариантов развития событий, сделок, поиск арбитражного управляющего будут выполнены быстрее и качественнее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В развитых странах правовое регулирование несостоятельности (банкротства) является динамично развивающейся областью права.

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) – комплексный правовой институт, объединяющий нормы частного и публичного, материального и процессуального права, а именно гражданского права, трудового права, административного права и уголовного права; гражданского и арбитражного процесса.


Важным назначением регулирования правового института несостоятельности (банкротства) является нестабильность рынка России. Действующий Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и обозначенные в нем процедуры банкротства, направленные на финансовое оздоровление, способствуют созданию устойчивой экономической ситуации государства.

В данной работе были рассмотрены такие вопросы, как понятие, обозначен признак правового регулирования несостоятельности (банкротства). Признак несостоятельности базируется на критериях таких как неплатежеспособность и неоплатность. Дана характеристика пяти процедурам банкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство и мировое соглашение. Также определены основные проблемы несостоятельности (банкротства) и предложены пути их решения.

В работе обозначены основные нормы права института несостоятельности (банкротства). Помимо единственного специального закона, регулирующего вопросы несостоятельности (Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), существует и другие нормативно-правовые акты, дополняющие и раскрывающие процесс дела о банкротстве.

Основываясь на вышеизложенном материале, можно сделать вывод о том, что наша нормативная база, регламентирующая правовое положение института банкротства, достаточна полна и построена под текущее экономическое положение страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018, с изм. от 03.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2019)
  3. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (в частности, гл. 28) // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012
  4. Определение Конституционного Суда РФ от 01.10.2002 N 228-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Калле Нало Рос Трейдинг" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 статьи 120 и пунктом 3 статьи 122 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
  5. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 03.07.2019) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.07.2019)
  6. Институт несостоятельности (банкротства) в таблицах и схемах: Учебно-методическое пособие" / Отв. ред. С.А. Карелина.- М.: Юстицинформ, 2017
  7. Несостоятельность (банкротство) юридических и физических лиц: Учеб. Пособие / С.П. Иванова, Д.Н. Земляков, А.Л. Баранников. – М.: Юстиция, 2018 – 4 с.
  8. Банкротство хозяйствующих субъектов: Учебник для бакалавров / Отв. ред. И.В. Ершова, Е.Е. Енькова. – М.: Проспект, 2016 – 19. -22 с.

  1. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О несостоятельности (банкротстве)" – Ст.2

  2. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О несостоятельности (банкротстве)" – Ст.3

  3. Институт несостоятельности (банкротства) в таблицах и схемах: Учебно-методическое пособие" / Отв. ред. С.А. Карелина.- М.: Юстицинформ, 2017

  4. Институт несостоятельности (банкротства) в таблицах и схемах: Учебно-методическое пособие" / Отв. ред. С.А. Карелина.- М.: Юстицинформ, 2017

  5. Несостоятельность (банкротство) юридических и физических лиц: Учеб. Пособие / С.П. Иванова, Д.Н. Земляков, А.Л. Баранников. – М.: Юстиция, 2018 – 4 с.

  6. Несостоятельность (банкротство) юридических и физических лиц: Учеб. Пособие / С.П. Иванова, Д.Н. Земляков, А.Л. Баранников. – М.: Юстиция, 2018 – 5 с.

  7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) – Ст.15

  8. Банкротство хозяйствующих субъектов: Учебник для бакалавров / Отв. ред. И.В. Ершова, Е.Е. Енькова. – М.: Проспект, 2016 – 19. -22 с.

  9. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О несостоятельности (банкротстве)" – Ст. 34

  10. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О несостоятельности (банкротстве)" – Ст. 2

  11. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О несостоятельности (банкротстве)" – Ст.8

  12. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О несостоятельности (банкротстве)" – Ст.20

  13. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О несостоятельности (банкротстве)" – Ст. 2

  14. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О несостоятельности (банкротстве)" – Ст. 2

  15. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О несостоятельности (банкротстве)" – Ст.189.60

  16. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О несостоятельности (банкротстве)" – Ст.35

  17. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О несостоятельности (банкротстве)" – Ст.2

  18. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О несостоятельности (банкротстве)" – Ст.2

  19. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О несостоятельности (банкротстве)" – Ст.2

  20. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О несостоятельности (банкротстве)" – Ст.93

  21. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О несостоятельности (банкротстве)" – Ст.2

  22. Несостоятельность (банкротство) юридических и физических лиц: Учеб. Пособие / С.П. Иванова, Д.Н. Земляков, А.Л. Баранников. – М.: Юстиция, 2018 – 87 с.

  23. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О несостоятельности (банкротстве)" – Ст.2

  24. Определение Конституционного Суда РФ от 01.10.2002 N 228-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Калле Нало Рос Трейдинг" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 статьи 120 и пунктом 3 статьи 122 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"