Файл: Функции налогового учета (Налоговый учет на примере ООО «Жемчужина Юга»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также, налоговый учет определяется, как система сбора, регистрации и обобщения информации, позволяющая налогоплательщику максимально удобно и быстро определять налогооблагаемую прибыль.

Широко распространенным в современной российской правовой науке является представление о том, что легальное определение налогового учета впервые было сформулировано в главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и содержится исключительно в нормах второй части НК РФ. Однако это не совсем так. Например, достаточно близкую по смыслу дефиницию содержит пункт 1 статьи 230 НК РФ, которая предписывает налоговым агентам вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по утвержденной форме. Более того, эта статья получила продолжение в утвержденной Приказом Министерства по налогам и сборам форме №1-НДФЛ – «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц», которая является не чем иным, как регистром налогового учета.

Легальное определение налогового учета содержит статья 313 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), носящее наименование «Налоговый учет». В ней закреплено следующее: налоговый учет, это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Статья 346.24. НК РФ, также носит наименование «Налоговый учет» и содержит следующее определение: «налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации».

Рассмотрим сущностные основы налогового учета. В самом общем виде их можно раскрыть через последовательное рассмотрение целей, задач, функций и принципов налогового учета.

Цель налогового учета можно сформулировать следующим образом: формирование достоверной и всеобъемлющей информации о порядке учета хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода для целей налогообложения, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля над правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет соответствующего налога.

В общем виде, можно выделить следующие задачи налогового учета:


- формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям налоговой отчетности для контроля над соблюдением налогового законодательства;

- предотвращение отрицательных результатов экономической деятельности, чье осуществление подразумевает обязанность по уплате налогов (отсутствие пеней и штрафов, переплаты, соблюдение принципа оптимальности налогообложения и др.).

Основными задачами налогового учёта являются:

- формирование полной и достоверной информации о порядке предоставления данных о величине объектов налогообложения;

- обоснование применяемых льгот и вычетов;

- формирование полной и достоверной информации об определении размера налогооблагаемой базы отчётного (налогового) периода;

- обеспечение раздельного учёта при применении различных ставок налога или различного порядка налогообложения;

- обеспечение своевременной, достоверной и полной информацией внутренних и внешних пользователей, контроль за правильностью исчисления и перечисления налога в бюджет.

По­ня­тие на­ло­го­во­го учета при­ве­де­но в ст. 313 НК РФ. Так, ука­за­но, что на­ло­го­вый учет пред­став­ля­ет собой си­сте­му обоб­ще­ния ин­фор­ма­ции для опре­де­ле­ния на­ло­го­вой базы по на­ло­гу на при­быль на ос­но­ве дан­ных пер­вич­ных до­ку­мен­тов, сгруп­пи­ро­ван­ных в со­от­вет­ствии с по­ряд­ком, преду­смот­рен­ным НК РФ.

В то же время в более ши­ро­ком смыс­ле на­ло­го­вый учет яв­ля­ет­ся си­сте­мой опре­де­ле­ния об­ла­га­е­мой базы по всем на­ло­гам, сбо­рам, стра­хо­вым взно­сам, преду­смот­рен­ным на­ло­го­вым за­ко­но­да­тель­ством РФ. Имен­но по­это­му нор­ма­тив­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние на­ло­го­во­го учета в РФ не огра­ни­че­но лишь гла­вой 25 «Налог на при­быль» НК РФ, а вклю­ча­ет в себя весь спектр на­ло­го­во­го за­ко­но­да­тель­ства, в т.ч. НК РФ и при­ня­тых в со­от­вет­ствии с ним ре­ги­о­наль­ных и мест­ных нор­ма­тив­ных актов в об­ла­сти на­ло­го­об­ло­же­ния. И по­это­му в Учет­ной по­ли­ти­ке ор­га­ни­за­ции в целях на­ло­го­об­ло­же­ния во­про­сы учета на­ло­гов и сбо­ров не огра­ни­чи­ва­ют­ся одним лишь на­ло­гом на при­быль. На­ло­го­вая Учет­ная по­ли­ти­ка до­пол­ня­ет пра­во­вые ос­но­вы на­ло­го­во­го учета опре­де­лен­но­го на­ло­го­пла­тель­щи­ка, уста­нав­ли­вая кон­крет­ные спо­со­бы и при­е­мы ве­де­ния на­ло­го­во­го учета в тех слу­ча­ях, когда по тем или иным во­про­сам преду­смот­ре­на ва­ри­а­тив­ность или ка­кие-то ас­пек­ты не уре­гу­ли­ро­ва­ны нор­ма­тив­но на долж­ном уровне, а от­да­ны на усмот­ре­ние ор­га­ни­за­ции.


На­ло­го­вый учет пред­на­зна­чен для того, чтобы на­ло­го­пла­тель­щик смог пра­виль­но рас­счи­тать свои на­ло­го­вые обя­за­тель­ства. Ведь по­ря­док ис­чис­ле­ния и упла­ты на­ло­гов, сбо­ров и стра­хо­вых взно­сов опре­де­ля­ет­ся пра­ви­ла­ми не бух­гал­тер­ско­го, а на­ло­го­во­го учета. По­это­му если не вести на­ло­го­вый учет, т. е. не опре­де­лять объ­ект на­ло­го­об­ло­же­ния, не ис­чис­лять на­ло­го­вую базу, не ру­ко­вод­ство­вать­ся преду­смот­рен­ным на­ло­го­вым за­ко­но­да­тель­ством по­ряд­ком ис­чис­ле­ния на­ло­гов, а также не со­блю­дать по­ря­док и сроки упла­ты на­ло­га, на­ло­го­пла­тель­щик не смо­жет вы­пол­нять свою глав­ную обя­зан­ность – упла­чи­вать за­кон­но уста­нов­лен­ные на­ло­ги (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ).

В общем виде налоговый учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации, необходимой для обеспечения эффективного и прозрачного процесса расчета налогов в их взаимосвязи и составления налоговой отчетности в установленном законодательством порядке. Для правильного понимания налогового учета необходимо осознавать важную роль бухгалтерского учета.

Официальный бухгалтерский учет в Российской Федерации служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (и налоговой) политики, обеспечивающим реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной на принципах юридического равенства сторон и договорных отношениях, конкуренции и риске.

Бухгалтерский учет является одной из конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как основы конституционного права России. Исходя из этого, федеральный законодатель вправе возложить на участников предпринимательской и другой экономической деятельности обязанность по ведению официального бухгалтерского учета, а определенным участникам рынка и лицам, действующим в официальном качестве (в том числе налоговым органам), предоставить право доступа к информации по бухгалтерскому учету и проверки его достоверности.

Бухгалтерский учет играет большую роль в формировании налогового учета, который вместе с тем имеет вполне самостоятельное значение. Он призван обеспечить условия: для учета соответствующим образом налогоплательщиками подлежащих налогообложению объектов; для эффективного контроля со стороны налоговых органов за правильностью расчета и своевременностью уплаты налогов. Налоговый учет использует данные бухгалтерского учета. В то же время НУ имеет место во всех случаях, когда на налогоплательщика законодательством о налогах и сборах возложена обязанность ведения своих доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, вне зависимости от того, обязан или нет этот налогоплательщик вести бухгалтерский учет и достаточно ли налогоплательщику данных его бухгалтерского учета для решения задач налогового учета.


Основные задачи налогового учета: формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям налоговой отчетности для контроля за соблюдением налогового законодательства; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности, связанных с уплатой налогов (избежание штрафов, переплаты, несоблюдение принципа оптимальности налогообложения и др.).

Под системой налогового учета в широком смысле следует подразумевать систему его правового, методического, технологического и организационного обеспечения. В узком смысле НУ — это особый порядок и механизм учета для исчисления налоговой базы по каждому налогу отчетного (налогового) периода. Элементами налогового учета являются: первичные учетные документы; аналитические документы (регистры) налогового учета; расчет налоговой базы. Методология налогового учета состоит из: приемов использования документов первичного учета для целей налогового учета; формирования регистров налогового учета, необходимых для последующего составления налоговой отчетности (налоговых деклараций); способов формирования налоговой учетной политики.

3. Функциональное назначение налогового учета

Функции налогового учета выражают основные направления его реализации, его содержание и обеспечение.

Можно выделить три основные функции налогового учета, выражающие его место в системе функций государства – фискальную, информационную и контрольную.

Сущ­ность фис­каль­ной функ­ции со­сто­ит в том, что бла­го­да­ря пра­виль­ной по­ста­нов­ке и ве­де­нию на­ло­го­во­го учета вы­пол­ня­ет­ся ос­нов­ное на­зна­че­ние на­ло­гов – по­пол­не­ние до­ход­ной части бюд­же­та, формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ, для обес­пе­че­ния воз­ло­жен­ных на го­су­дар­ство задач. Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.


Ин­фор­ма­ци­он­ная функ­ция на­ло­го­во­го учета со­сто­ит в предо­став­ле­нии ин­фор­ма­ции как для са­мо­го на­ло­го­пла­тель­щи­ка, так и для на­ло­го­вых ор­га­нов о пра­виль­но­сти и пол­но­те ис­чис­ле­ния на­ло­гов, сбо­ров и стра­хо­вых взно­сов, а также о фи­нан­со­вом по­ло­же­нии на­ло­го­пла­тель­щи­ка. Эта функция налогового учета несколько перекликается с фискальной функцией, и заключается в количественном измерении и качественной характеристике за конкретный период финансового положения налогоплательщиков налогов в течение определенного отчетного периода.

В связи с выполнением этой функции главное требование к налоговому учету – правильный и реальный учет налогооблагаемых показателей – обеспечение необходимой информацией в разрезе каждого вида налога и сборов о своевременности платежей и сроках ликвидации задолженностей по налогам и другим платежам в бюджет.

Контрольная функция состоит в формировании финансовой отчетности плательщиком налогов с возможной последующей проверкой налоговыми органами правильности и полноты ее формирования.

Современное налогообложение представляет собой достаточно сложный процесс расчета соответствующих налоговых платежей, таких как объект налогообложения, налогооблагаемая база, льготы и др. В то же время большинство учетных документов и форм сложились тогда, когда проблемы налогообложения не стояли для многих предприятий и организаций в качестве первоочередных.

В этих условиях «консервативный» бухгалтерский учет в системе динамично развивающегося налогообложения начинает выступать тормозом для точного расчета многих налоговых показателей. По­этому налоговый учет позволяет налоговым органам через установ­ленные налогово-учетные формы осуществлять более эффективный контроль и надзор за исполнением налогоплательщиками своих на­логовых обязательств.

В настоящее время через разработку специальных форм и расчетов (декларации и их положения, счета-фактуры и др.) налоговые органы осуществляют контроль и надзор за исполнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств. Согласно действующему законодательству основными задачами бухгалтерского учета, а значит и налогового учета, являются формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном положении – обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям и т.д. (Закон "О бухгалтерском учете").