Файл: Курсовая Имитационное моделирование заказов через сеть интернет.docx
ВУЗ: Новосибирский Государственный Университет экономики и управления «НИНХ»
Категория: Курсовая работа
Дисциплина: Информатика
Добавлен: 25.10.2018
Просмотров: 10525
Скачиваний: 199
ВВЕДЕНИЕ
Интернет магазин является одним из выгодных бизнесов в глобальной сети. Сегодня в Интернете существует тысячи различных по тематике и функциональным особенностям порталов, специализирующиеся на предоставление торговых услуг [13].
На данный момент в сети можно купить практически все. Иногда возникают ситуации, когда интернет предоставляет гораздо более широкое поле для выбора, чем реально существующие магазины и супермаркеты, иными словами, в Интернете можно найти то, что в реальном времени невозможно купить через прилавок. Интеренет-магазин - это сайт или портал, целью которого являются продажи посредством сети Интернет. Пользователям предоставляется возможность в режиме реального времени, не выходя из дома заказать товар, выбрать способ доставки и оплаты. [13]
Так как сегодня миллионы людей ежедневно, не выходя из дому, покупают различные товары в электронных магазинах, то тема процесс заказа товаров через глобальную сеть Интернет будет актуальной.
В мире, а в частности в России, огромными темпами растет количество пользователей Интернет, и как следствие, количество «электронных» покупателей и потенциальных «электронных» покупателей. [16]
Объектом исследования является заказ товаров.
Предметом исследования служит процесс заказа товаров через глобальную сеть Интернет.
Целью работы является имитационное моделирование процесса заказа товаров через глобальную сеть Интернет и сравнение процесса заказа товаров в разных интернет магазинах.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
-
построить функциональную модель процесса в нотации IDEF0 с помощью программы BPWin;
-
разработать процессную модель, которая описывает взаимодействие информационных и материальных потоков данных процесса заказа товаров по методологии IDEF3;
-
построить имитационную модель процесса для исследования с помощью среды AnyLogic;
-
проанализировать полученные результаты, сделать соответствующие выводы.
В качестве программных продуктов выбраны BPwin и AnyLogic. Методологиями моделирования, описывающие процессы системы, являются нотации IDEF0 и IDEF3.
Логика исследования обусловила структуру курсового проекта, состоящего из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1 посвящена конкретному и полному описанию предметной области и ее структуризации. Здесь раскрываются основные понятия и этапы анализируемого процесса.
Глава 2 рассматривает общую характеристику процесса и ее взаимосвязь с другими процессами. Для визуального представления бизнес-процесса используется модель, созданная в нотации IDEF0 и IDEF3.
Глава 3 посвящена проведению экспериментов в среде AnyLogic. Данная глава дает описание объектов модели и модулей, проводится описание параметров модели, планирование и проведение имитационных экспериментов с последующим анализом полученных результатов. В заключении подводятся итоги проведенного исследования и даются практические рекомендации в данной предметной области.
В настоящее время Интернет становиться все более развитой средой для осуществления коммуникаций с потребителями [15]. В тоже время, очень важным фактом является то, что интернет становиться удобной и достаточно дешевой торговой площадкой.
Сегодня спектр онлайн торговли настолько обширен, что уже сложно представить, чего только нельзя купить через Интернет [20]. Огромное разнообразие представленных продуктов способно удовлетворить даже самого искушенного пользователя.
Интернет-магазин — сайт, торгующий товарами посредством сети Интернет. Позволяет пользователям онлайн, в своём браузере, сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа [20].
Процесса заказа товаров через глобальную сеть Интернет не может начаться, пока мы не будем знать данные о покупателе и покупатель не авторизируется в системе.
Покупатель, опираясь на регламент интернет магазина, регистрируется и авторизируется на сайте. Далее выбирает понравившуюся продукцию и складывает ее в корзину. После из корзины можно будет удалить тот товар, который не нужен. Когда покупатель закончит с выбором товара, он начинает его оформлять согласно Федеральному закону «Об электронной торговле».
До начала оформление заказа продавец должен предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе нахождения продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, гарантийном сроке и о порядке оплаты товара [3].
После того как покупатель подтвердил оформление заказа, ему выставляется счет на оплату. Оплату счет он может провести 2 способами: через карту или через QIWI кошелек. Как только оплата произвелась, покупателю выдадут квитанцию об оплате.
После оформления счета, начинается цепочка бизнес процессов, связанных с доставкой товара до покупателя. Сначала происходит подготовка товара к отгрузке. Товар собирают, проверяют, запаковывают. Далее менеджер передает заказ курьеру, который в свою очередь отгружает товар до почтового отделения. Далее происходит доставка почтой до покупателя. Чтобы забрать свой товар покупатель должен прийти на почту, показать извещение, и после чего он получает заказ.
Продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, которые установлены в договоре [1].
Для того чтобы отобразить и систематизировать изученную информацию о предметной области – построим ментальную карту. Ментальные карты — это техника визуализации мышления [19].
Инструментом будет служить программа MindManedger. Ментальная карта представляет собой древовидную схему, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи.
Процесс заказа товаров через глобальную сеть Интернет проходит в 4 основных этапа (рисунок 1).
Рисунок 1 - Ментальная карта процесса заказа товаров через глобальную сеть Интернет
Каждый этап в свою очередь подразделяется еще на несколько этапов.
Рисунок 2 - Этап "Регистрация и вход на сайт"
Рисунок 3 - Этап "Оформление заказа"
Рисунок 4 - Этап "Оплата и подготовка к отгрузке"
Рисунок 5 - Этап "Доставка заказа"
Ментальная карта позволяет логично структурировать область, что позволяет быстро выделить основные моменты и вникнуть в ее суть.
Бизнес-процесс «Процесс заказа товаров через глобальную сеть Интернет» содержит 4 основные функции. Каждая из этих функций декомпозируется еще на несколько процессов:
-
Регистрация и вход на сайт:
-
регистрация;
-
подтверждение регистрации;
-
авторизация.
-
Оформление заказа:
-
выбор продукции;
-
оформление;
-
подтверждение заказа.
-
Оплата и подготовка к отгрузке:
-
оформление счета;
-
оплата счета;
-
подготовка заказа к отгрузке.
-
Доставка и получение заказа:
-
отгрузка заказа;
-
доставка заказа;
-
получение заказа.
Исполнителями бизнес-процесса являются сотрудники, которые непосредственно участвуют в данном процессе и руководят подтверждением оформления заявок, оформление счета, доставкой заказа до покупателя.
Процесс заказа товаров через глобальную сеть Интернет руководствуется регламентами предприятия и Законами РФ.
Для начального осуществления бизнес-процесса необходимо знать данные о покупателе. В конце осуществления всего бизнес-процесса покупатель получит заказанный товар.
IDEF0 используется для создания функциональной модели, отображающей структуру и функции системы, а также потоки информации и материальных объектов, связывающие эти функции. IDEF0 является одной из самых популярных нотаций моделирования бизнес-процессов [4].
Основная цель контекстной диаграммы – выявить главную задачу, единственную и неповторимую функцию, которую решает выполнение бизнес-процесса[6].
Бизнес-процесс заказ товаров через глобальную сеть Интернет построен в нотации IDEF0 и состоит из контекстной диаграммы (рисунок 6), и дальнейшей декомпозиции контекстной диаграммы до нужного уровня детализации процесса.
На рисунке 6 представлена контекстная диаграмма процесса заказа товаров через глобальную сеть Интернет. Входными данными процесса являются данные о покупателе. Результатом процесса является полученный заказ. Весь процесс при выполнении руководствуется регламентами и законам РФ. Контролирует данный процесс директор интернет магазина.
Рисунок 6 - Контекстная диаграмма процесса «Заказа товаров через глобальную сеть Интернет (интернет магазин)»
Далее процесс декомпозируется на 4 блока: регистрация и вход на сайт, оформление заказа, оплата и подготовка к отгрузке, доставка заказа.
В блок «Регистрация и вход на сайт» поступают данные о покупателе. Все данные обрабатываются, происходит регистрация и вход на сайт. После того как покупатель вошел на сайт издается сигнал, подтверждающий вход. Далее происходит оформление заказа. После того как покупатель завершил оформление заказа и ему приходит сообщение подтверждающее заказ. После происходит процесс оплаты и подготовки к отгрузке, который завершается отметкой в журнале. Завершающий процесс – это доставка заказа, результатом является полученный заказ покупателем. На этом процесс «Процесс заказа товаров через глобальную сеть Интернет» заканчивается. Данная декомпозиция представлена на рисунке 7.
Рисунок 7 – Декомпозиция основного блока «Заказ товаров через глобальную сеть Интернет (интернет магазин)»
После того как мы декомпозировали контекстную диаграмму – мы начинает декомпозицию каждого блока.
На рисунке 8 представлена декомпозиция блока «Регистрация и вход на сайт», которая содержит 3 блока: регистрация, подтверждение регистрации, авторизация.
Рисунок 8 – Декомпозиция блока «Регистрация и вход на сайт»
На рисунке 9 представлена декомпозиция блока «Оформление заказа», которая содержит 3 блока: выбор продукции, оформление, подтверждение заказа.
Рисунок 9 – Декомпозиция блока «Оформление заказа»
На рисунке 10 представлена декомпозиция блока «Оплата и подготовка к отгрузке», которая содержит 3 блока: оформление счета, оплата счета, подготовка заказа к отгрузке.
Рисунок 10 - Декомпозиция блока «Оплата и подготовка к отгрузке»
На рисунке 11 представлена декомпозиция блока «Доставка заказа», которая содержит 3 блока: отгрузка заказа, доставка заказа, получение заказа.
Рисунок 11 - Декомпозиция блока «Доставка и получение заказа»
С помощью нотации IDEF0 была построена модель процесса, которая подробно отражает все ступени процесса заказа товаров через глобальную сеть Интернет.
Диаграммы нотации IDEF0 раскрывают полное и глубокое представление, как о функциональности исследуемого бизнес процесса, так и обо всех имеющих в нем место потоках информации и материалов [12].
Для описания взаимодействия информационных потоков процесса заказа товаров через глобальную сеть Интернет была использована нотация IDEF3 средства BPWin. IDEF3 – это методология моделирования и стандарт документирования процессов, происходящих в системе [17].
Методология моделирования IDEF3 позволяет графически описать и задокументировать процессы, фокусируя внимание на течении этих процессов и на отношениях процессов и важных объектов, являющихся частями этих процессов[22].
IDEF3 показывает причинно-следственные связи между ситуациями и событиями в понятной эксперту форме, используя структурный метод выражения знаний о том, как функционирует система, процесс или предприятие [10].
Нотация IDEF3 является второй важнейшей нотацией (после IDEF0) и предназначена для описания потоков работ [11].
В данном случае, в IDEF3 будет построен процесс заказа товаров через глобальную сеть Интернет. Начинается все с контекстной диаграммы этого процесса, где на входе будут данные покупателя, а на выходе будет полученный заказ.
На рисунке 12 показана контекстная диаграмма процесса заказа товаров через глобальную сеть Интернет. Процесс начинается с обращения покупателя. Покупатель должен или сначала зарегистрироваться на сайте или если у него уже есть аккаунт просто зайти. После чего он оформляет и подтверждает заказ. Затем оформляется счет. После того как оформлен счет его надо оплатить и подготовить товар к отгрузке. Оплатить можно или картой или через Qiwi кошелек. Далее выполняется отгрузка и доставка заказа до покупателя.
Рисунок 12 - Контекстная диаграмма процесса «Заказа товаров через глобальную сеть Интернет (интернет магазин)»
Модель декомпозиции процесса «Заказа товаров через глобальную сеть Интернет (интернет магазин)» представлена на рисунке 13.
Рисунок 13 - Декомпозиции процесса «Заказа товаров через глобальную сеть Интернет (интернет магазин)»
Благодаря интенсивному развитию информатики и компьютерных технологий стало намного проще решать сложные задачи, требующие больших временных и финансовых затрат. Намного упростить их решение возможно с использованием моделирования [9].
AnyLogic - единственный инструмент имитационного моделирования (ИМ), который поддерживает все подходы к созданию имитационных моделей: процессно-ориентированный (дискретно-событийный), системно динамический и агентный, а также любую их комбинацию[21].
Модель представляет собой пользовательское описание проблемы в терминах языка моделирования AnyLogic .
С помощью диаграмм AnyLogic позволяет динамически визуализировать данные, собираемые в результате работы модели[7].
Диаграммы нотаций IDEF0 и IDEF3 легли в основу создания имитационной модели «Процесс заказа товаров через глобальную сеть Интернет». Имитационная модель построена с использованием основной библиотеки инструментов, системной динамики, статистики, а также с помощью объектов агентного моделирования [8].
На рисунке 14 представлена имитационная модель «Процесса заказа товаров через глобальную сеть Интернет».
Рисунок 14 - Имитационная модель «Процесса заказа товаров через глобальную сеть Интернет»
Для отображения среднего времени регистрации покупателя в интернет магазин использовалась диаграмма с накоплением, которая представлена на рисунке 15.