Файл: Планированиеи анализ бизнес-процессов.docx

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выполните структуризацию функций процесса управления повышением квалификации персонала и представьте их в форме иерархического графа (используя любое доступное Вам программное средство).

2. Используя методологию SADT и любое известное Вам программное средство, поддерживающее эту методологию, сформируйте структурно-функциональную модель процесса управления повышением квалификации сотрудников фирмы.

В качестве объектов модели рекомендуется использовать: заявка на повышение квалификации; инспектор отдела управления персоналом; стоимость обучения; учебные заведения; сотрудники, повысившие квалификацию; договор с организацией, предоставляющей образовательные услуги; утвержденный список сотрудников, направляемых на повышение квалификации; годовой бюджет на финансирование повышения квалификации сотрудников; план-график повышения квалификации сотрудников и т.д.

3. Проведите функционально-стоимостный анализ АВС разработанной Вами модели бизнес-процесса.


Вариант № 7

Задание 1.

Методы анализа результативности бизнес-процессов. Функционально-стоимостный анализ модели (ABC - Activity Based Costing).

Задание 2. Ситуационная (практическая) задача

1. Процесс организации грузовых грузоперевозок можно представить как совокупность следующих функций:

  • резервирование автотранспорта;

  • согласование условий предоставления услуги;

  • выполнение перевозки

  • выяснение требований клиента;

  • оформление договора;

  • планирование перевозки;

  • проверка наличия оплаты договора;

  • перевозка груза;

  • прием заявки;

  • включение заказа в план-график;

  • оформление командировок водителям;

  • получение груза;

  • экспресс-оценка стоимости услуги;

  • передача груза получателю.

Выполните структуризацию функций по предоставлению услуг автоперевозки грузов и представьте их в форме иерархического графа (используя любое доступное Вам программное средство).

2. Используя методологию SADT и любое известное Вам программное средство, поддерживающее эту методологию, сформируйте структурно-функциональную модель процесса перевозки грузов автотранспортом.

В качестве объектов модели рекомендуется использовать: договор; менеджер по приему заявок; накладные; груз; водитель-экспедитор; менеджер по планированию перевозок; состав и мощность автопарка; тарифы; условия хранения грузов; персонал фирмы; заявка; экпресс-расчет стоимости услуг и т.д.

3. Проведите функционально-стоимостный анализ АВС разработанной Вами модели бизнес-процесса.


Вариант № 8

Задание 1.

Требования к мониторингу процесса стандарта ИСО 9001-2000. Расстановка контрольных точек для мониторинга бизнес-процесса. Метрики и ключевые показатели результативности (KPI).

Задание 2. Ситуационная (практическая) задача

1. Процесс финансового планирования на предприятии можно представить как совокупность следующих действий:


  • формирование сводного финансового плана;

  • утверждение финансового плана на общем собрании.

  • утверждение финансовых планов;

  • сводный расчет распределения прибыли;

  • разработка финансовых планов дочерних и зависимых предприятий;

  • расчет себестоимости продукции;

  • расчет действующих клиринговых цен;

  • согласование и утверждение финансовых планов дочерних и зависимых предприятий;

  • доработка финансовых планов;

  • сводный прогноз доходов от реализации товарной продукции;

  • экспертиза финансовых планов;

  • разработка сводного финансового плана предприятия;

  • расчет сводных прямых расходов;

  • расчет суммарных общехозяйственных и общепроизводственных расходов;

  • согласование финансовых планов;

  • расчет объема производства и реализации продукции;

Выполните структуризацию функций процесса финансового планирования и представьте их в форме иерархического графа (используя любое доступное Вам программное средство).

2. Используя методологию SADT и любое известное Вам программное средство, поддерживающее эту методологию, сформируйте структурно-функциональную модель процесса финансового планирования на предприятии.

В качестве объектов модели рекомендуется использовать: проекты финансовых планов дочерних и зависимых предприятий; экономисты финансового отдела; группа ценового планирования; группа производственного планирования; положение о предоставлении финансовой отчетности; положение о финансовом планировании; сроки предоставления отчетности; график согласования финансовых документов; согласованные финансовые планы; утвержденные финансовые планы и т.д.

3. Проведите функционально-стоимостный анализ АВС разработанной Вами модели бизнес-процесса.


Вариант № 9

Задание 1.

Система сбалансированных показателей (BSC) как средство стратегического и оперативного управления. Инструментальные средства реализации технологии BSC.

Задание 2. Ситуационная (практическая) задача

1. Деятельность органов муниципального управления по организации конкурсов на выполнение муниципального заказа (тендера) можно представить как совокупность следующих действий:

  • проведение подготовительных мероприятий;

  • разработка плана проведения конкурса;

  • определение методов и критериев оценки;

  • подготовка договоров;

  • определение вида конкурса;

  • объявление о конкурсе через СМИ;

  • рассылка предложений на участие в конкурсе;

  • сбор и регистрация заявок и обращений;

  • объявление победителя;

  • заключение договоров;

  • разрешение организационных вопросов;

  • выбор организатора конкурса и определение его функций;

  • определение состава конкурсной комиссии;

  • определение требований к участникам конкурса;

  • конкурсная оценка предложений;

  • отбор соискателей;

  • подготовка квалифицированного заключения;

  • объявление о конкурсе через сайт Мэрии;

  • уведомление проигравших;

  • подписание договоров;


Выполните структуризацию функций деятельности муниципалитета по организации тендеров на выполнение муниципального заказа и представьте их в форме иерархического графа (используя любое доступное Вам программное средство).

2. Используя методологию SADT и любое известное Вам программное средство, поддерживающее эту методологию, сформируйте структурно-функциональную модель организации и проведения тендера.

В качестве объектов модели рекомендуется использовать: договор; участники конкурса; заявка на участи в конкурсе; информация о конкурсе; победители; проигравшие; конкурсная комиссия; конкурсные предложения; положение о муниципальном заказе; конкурсные оценки; требования к соискателям; представитель мэрии; муниципальные нужды и т.д.

3. Проведите функционально-стоимостный анализ АВС разработанной Вами модели бизнес-процесса.


Вариант № 10

Задание 1.

Методология анализа результативности управленческой деятельности, основанная на сбалансированной системе показателей (BSC). Компоненты структуры сбалансированной системы показателей: стратегическая карта, таблица ключевых показателей эффективности (KPI), стратегические инициативы.

Задание 2. Ситуационная (практическая) задача

1. Организацию управленческого учета можно представить как последовательность следующих функций:

  • сделать сводную отчетность;

  • собрать и обработать данные;

  • разработать приемы и методы управленческого учета;

  • разработать методологию управленческого учета;

  • подготовить отчетность по требованию;

  • оценить имеющиеся ресурсы;

  • получить и ввести данные;

  • обработать данные;

  • подготовить отчетность по центрам ответственности;

  • подготовить управленческую отчетность;

  • определить стратегию управленческого учета;

Выполните структуризацию функций по организации управленческого учета и представьте их в форме иерархического графа (используя любое доступное Вам программное средство).

2. Используя методологию SADT и любое известное Вам программное средство, поддерживающее эту методологию, сформируйте структурно-функциональную модель организации управленческого учета.

В качестве объектов модели рекомендуется использовать: потребность в управленческой информации; стратегия предприятия; управленческая информация; информационная система; центры ответственности; стратегия управленческого учета; руководство предприятия; сводная отчетность; оперативная отчетность (по требованию); необработанные данные; имеющиеся ресурсы; первичные документы; стратегия управленческого учета и т.д.

3. Проведите функционально-стоимостный анализ АВС разработанной Вами модели бизнес-процесса.



ПРИЛОЖЕНИЕ


ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ . СИТУАЦИОННОЙ (ПРАКТИЧЕСКОЙ) ЗАДАЧИ



Пример выполнения пункта 1

Задание.

Процесс сборки компьютеров на заказ можно представить как совокупность следующих функций:

  • подбор варианта конфигурации компьютера;

  • оплата комплектующих;

  • реализация заказа;

  • подготовка гарантийных документов;

  • планирование сборки;

  • проверка наличия оплаты заказа;

  • выяснение требований клиента;

  • согласование финансовых условий;

  • получение комплектующих со склада;

  • доставка заказа клиенту.

  • оформление заказа;

  • сборка и тестирование компьютера;

  • выяснение необходимости в закупке комплектующих;

  • оформление заявки на закупку комплектующих;

  • включение заказа в план-график сборки;

  • закупка комплектующих;

  • выбор поставщика;

  • тестирование компьютера;

  • группировка заявок в соответствие с планом-графиком;

  • прием и оформление заказа;

  • получение комплектующих и передача их на склад;

  • сборка компьютера;

  • упаковка компьютера.

Выполните структуризацию функций процесса сборки компьютеров на заказ и представьте их в форме иерархического графа (используя любое доступное Вам программное средство).


Порядок выполнения задания

Прежде всего, следует выделить глобальные функции (функции первого уровня), которые позволяют представить данный процесс в самом общем виде. Остальные же функции должны представлять декомпозицию (детализировать) основные функции.

Для этого необходимо попытаться разделить все функции на группы, представляющие собой некий логически завершенный этап процесса. Так в данном примере можно выделить пять таких групп:

Группа 1

  • подбор варианта конфигурации компьютера;

  • выяснение требований клиента;

  • согласование финансовых условий;

  • оформление заказа; -

  • прием и оформление заказа;

Группа 2

  • оплата комплектующих;

  • закупка комплектующих;

  • выбор поставщика;

  • группировка заявок в соответствие с планом-графиком;

  • получение комплектующих и передача их на склад;

Группа 3

  • реализация заказа;

  • подготовка гарантийных документов;

  • проверка наличия оплаты заказа;

  • доставка заказа клиенту.

  • упаковка компьютера.

Группа 4

  • выяснение необходимости в закупке комплектующих;

  • оформление заявки на закупку комплектующих;

  • планирование сборки;

  • включение заказа в план-график сборки;

Группа 5

  • сборка и тестирование компьютера;

  • получение комплектующих со склада;

  • тестирование компьютера;

  • сборка компьютера;

Далее необходимо выделить внутри каждой группы глобальную функцию (в следующем списке эти функции выделены курсивом).


Группа 1

  • подбор варианта конфигурации компьютера;

  • выяснение требований клиента;

  • согласование финансовых условий;

  • оформление заказа; -

  • прием и оформление заказа;

Группа 2

  • оплата комплектующих;

  • закупка комплектующих;

  • выбор поставщика;

  • группировка заявок в соответствие с планом-графиком;

  • получение комплектующих и передача их на склад;

Группа 3

  • реализация заказа;

  • подготовка гарантийных документов;

  • проверка наличия оплаты заказа;

  • доставка заказа клиенту.

  • упаковка компьютера.

Группа 4

  • выяснение необходимости в закупке комплектующих;

  • оформление заявки на закупку комплектующих;

  • планирование сборки;

  • включение заказа в план-график сборки;

Группа 5

  • сборка и тестирование компьютера;

  • получение комплектующих со склада;

  • тестирование компьютера;

  • сборка компьютера;


Будем использовать глобальные функции в качестве наименований выделенных групп функций, а также постараемся правильно расположить двухуровневый список в соответствие с доминированием функций (как первого, так и второго уровней). В результате получим:


1. Прием и оформление заказа

  • выяснение требований клиента;

  • подбор варианта конфигурации компьютера;

  • согласование финансовых условий;

  • оформление заказа;

2. Планирование сборки

  • включение заказа в план-график сборки;

  • выяснение необходимости в закупке комплектующих;

  • оформление заявки на закупку комплектующих;

3. Закупка комплектующих

  • группировка заявок в соответствие с планом-графиком;

  • выбор поставщика;

  • оплата комплектующих;

  • получение комплектующих и передача их на склад;

4. Сборка и тестирование компьютера

  • получение комплектующих и передача их на склад;

  • сборка компьютера;

  • тестирование компьютера;

5.Реализация заказа

  • проверка наличия оплаты заказа;

  • подготовка гарантийных документов;

  • упаковка компьютера;

  • доставка заказа клиенту.


Для представления данной структуры в форме иерархического графа будем использовать инструментальное средство моделирования бизнес-процессов Bpwin (нотация IDEF0). При этом структура функций создается с помощью стандартных приемов работы с программой, а для получения дерева узлов (см. рис. 1) использован диалог Diagram/Add Node Tree.


Рис. 1. Пример дерева функций для процесса сборки компьютеров на заказ

Пример выполнения пункта 2

Задание.

Используя методологию SADT и любое известное Вам программное средство, поддерживающее эту методологию, сформируйте структурно-функциональную модель сборки компьютеров на заказ.

В качестве объектов модели рекомендуется использовать: принятый заказ; клиент; менеджер по работе с клиентом; менеджер по планированию; отдел логистики; водитель-экспедитор; финансовые условия договора; конфигурация компьютера; собранный компьютер; протестированный компьютер; гарантийные документы; оплата заказа; план-график сборки; комплектующие и т.д.

Порядок выполнения задания

Для документирования процесса рекомендуется использовать программное средство Design/IDEF или BPwin. Порядок работы с программой изложен в «Методических указаниях по выполнению лабораторной работы «Структурный анализ предметной области»».

М одель, в соответствие с методологией SADT, строится «сверху вниз», поэтому необходимо прежде всего создать контекстную диаграмму процесса:

Рис. 2. Контекстная диаграмма модели «Сборка компьютеров на заказ»

Далее следует декомпозировать полученную диаграмму в диаграмму первого уровня (только укрупненные функции процесса):

Рис. 3. Диаграмма первого уровня модели «Сборка компьютеров на заказ»