Файл: Анализ факторов и резервов улучшения использования трудовых ресурсов коммерческого банка (на примере АО «Россельхозбанк»).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты использования трудовых ресурсов в коммерческом банке
1.1. Подходы к определению понятия «трудовые ресурсы»
1.2. Состав, структура и эффективность использования трудовых ресурсов
1.3. Особенности и структура трудовых ресурсов в банковской сфере
2. Анализ использования трудовых ресурсов в АО «Россельхозбанк»
2.1. Краткая характеристика АО «Россельхозбанк»
2.2. Оценка использования трудовых ресурсов в Волгоградском региональном филиале АО «Россельхозбанк»
Для отображения полной сущности понятия «трудовые ресурсы», предлагается использовать следующее определение трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы – это определенная группа людей, обладающая не-обходимыми физическими и умственными способностями для участия в общественно-полезной деятельности с учетом возможного их задействованная в процессах создания новых товаров и услуг в виде материальных благ и предложений инновационного содержания. совокупность носителей рабочей силы и отношений, возникающих в процессе их воспроизводства.
1.2. Состав, структура и эффективность использования трудовых ресурсов
Под трудовыми ресурсами предприятия понимается используемая им рабочая сила, представляющая собой совокупность физических и умственных способностей работников, их способность к труду[16]. Способность к труду делает рабочую силу товаром. Особенность данного товара состоит в том, что от него зависит эффективность использования всех других используемых предприятием ресурсов. Он является наиболее активным элементом производства. Будучи товаром, рабочая сила реализует себя на рынке труда, характерной чертой которого является то, что наем и использование рабочей силы происходит на основе добровольности работника и работодателя, обеспечения социальных гарантий со стороны государства[17].
Все работники предприятия, занятые на постоянной, сезонной и временной работе образуют персонал предприятия[18]. По отношениям собственности на имущество предприятия персонал подразделяется на собственников, получающих вознаграждение в виде доли чистой прибыли, и наемных работников, выполняющих работу за вознаграждение, определяемое договором найма или контрактом. Наемные работники состоят в штате предприятия, привлекаются для выполнения работ по трудовому соглашению либо по договорам гражданско-правового характера, принимаются на работу по совместительству.
По выполняемым функциям различают две категории работников предприятия: рабочие и служащие. Рабочие либо непосредственно участвуют в производственном процессе (основные рабочие), либо обеспечивают нормальный ход производственного процесса (вспомогательные рабочие). Категорию служащих образуют руководители, специалисты, другие служащие, выполняющие функции управления. Рабочие и служащие распределяются по профессиям, специальностям, квалификации.
Профессия характеризует совокупность специальных теоретических знаний и практических навыков, необходимых для выполнения определенного вида работ в какой-либо отрасли[19].
Специальность — это вид деятельности в пределах данной профессии, имеющий специфические особенности и требующий от работников специальных знаний и навыков[20].
Квалификация — это совокупность знаний и практических навыков, необходимых для выполнения работы определенной сложности. Квалификация рабочих определяется разрядами, специалистов — квалификационными категориями[21].
Соотношение разных категорий работников в их общей численности на предприятии называется структурой работников. В структуре персонала на промышленных предприятиях наибольшую долю (до 80 %) составляют рабочие, на предприятиях торговли они занимают меньшую долю, но преобладают над другими категориями (доля продавцов на предприятиях розничной торговли составляет примерно 45%).
Движение персонала на предприятии характеризуется следующими показателями[22]:
- коэффициент выбытия кадров определяется как отношение числа работников, уволенных по всем причинам за данный период времени, к среднесписочной численности работников за тот же период;
- коэффициент приема кадров устанавливается как отношение числа работников, принятых за данный период времени, к среднесписочной численности работников за тот же период;
- коэффициент текучести кадров вычисляется как отношение числа работников, уволившихся по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины за данный период времени, к среднесписочной численности работников за тот же период.
К основным задачам эффективности использования трудовых ресурсов относятся[23]:
- обеспеченность организации трудовыми ресурсами;
- трудовой потенциал организации;
- характеристика движения рабочей силы;
- социальная защищенность трудовых ресурсов;
- использование фонда рабочего времени;
- производительность труда;
- рентабельность персонала;
- трудоемкость продукции;
- анализ фонда заработной платы;
- анализ эффективности использования фонда заработной платы.
Основным показателем эффективности использования персонала предприятия является производительность труда, которая показывает результативность процесса труда, эффективность деятельности человека в сфере материального производства[24]. Экономическое содержание повышения производительности труда заключается в увеличении выпуска продукции или объема выполняемых работ при одном и том же количестве живого труда или, что то же самое, в уменьшении количества труда, затрачиваемого в единицу времени.
В первом случае производительность труда характеризуется выработкой в единицу времени, во втором случае трудоемкостью изготовления единицы продукции.
В = А / Т
Те = Т / А,
где В – выработка в единицу времени;
Те – трудоемкость продукта;
А – объем производства продукта;
Т – затраты труда.
В зависимости от способа выражения объема продукции различают три основных метода определения производительности труда: натуральный, трудовой, стоимостной[25].
Еще одним важным показателем эффективности использования трудовых ресурсов является рентабельность персонала[26].
Рентабельность персонала (Рпер) рассчитывается как отношение чистой прибыли предприятия на годовой фонд оплаты труда.
1.3. Особенности и структура трудовых ресурсов в банковской сфере
Необходимо отметить, что функционирование трудовых ресурсов весьма существенно зависит от отрасли, в которой эти ресурсы используются. Особенно это характерно для сферы интеллектуальной деятельности в целом, и в частности – банковского сектора.
Действительно, одной из важнейших характеристик кредитной организации является качество трудовых ресурсов коммерческих банков. Это обусловлено существенным влиянием данного фактора на обслуживание клиентов и потребительскую лояльность банку[27]. В данной связи при определении международных рейтингов банков показатели, связанные с трудовыми ресурсами кредитной организации, приравниваются к таким основным показателям банковской деятельности, как доходность, ликвидность, достаточность капитала[28], и др.
Особенности банковского персонала обусловлены прежде всего спецификой банковского дела, что требует наличия у банковских работников определенных профессиональных знаний и навыков, необходимых для осуществления различных видов банковской деятельности. В соответствии с выполняемыми функциями и операциями персонал банка может включать: кассиров, дилеров, операционистов, экономистов, бухгалтеров и т.д[29]. В зависимости от сферы деятельности все специалисты сгруппированы в соответствующие отделы, управления, департаменты.
По характеру выполняемых обязанностей персонал банка можно разделить на руководителей и подчиненных, т.е. на тех, кто управляет технологическим процессом, и тех, кто его непосредственно осуществляет, на тех, кто принимает решения, и тех, кто их исполняет. К руководящему составу предъявляются дополнительные требования, связанные с необходимостью наличия определенных организаторских способностей, навыков управления людьми, умения видеть перспективы развития и принимать решения.
Поскольку банк является денежно-кредитным институтом, оказывающим определенные виды услуг, то и персонал банк по виду участия в технологическом процессе можно разделить на специалистов, обеспечивающих нормальную работу всех структурных подразделений и банка в целом. Специалисты, работающие с клиентами, должны обладать не только соответствующими профессиональными знаниями, но дополнительно еще и навыками общения, культурой обслуживания, знать психологию поведения банковских клиентов[30].
Известно, что банк работает в высококонкурентной и постоянно изменяющейся среде, в условиях неопределенности и нестабильности, поэтому его деятельность носит рисковый характер. Это требует от банковского персонала особой, повышенной ответственности и понимания того, что каждый отдельный работник своим трудом напрямую влияет на общие результаты работы банка, на его имидж и его судьбу[31]. Любой рядовой эпизод банковских будней (выдача денег из кассы банка, предоставление ссуды клиенту, зачисление денег на расчетный счет и т.д.) может привести банк как к успеху, так и к банкротству. Это накладывает определенный отпечаток на специфику труда банковских работников, требует наличия у них соответствующих личностных качеств, необходимых для работы в стрессовых ситуациях.
Особые требования к персоналу выдвигаются и в связи с необходимостью сохранения банковской тайны и другой конфиденциальной информации, связанной как с обслуживанием клиентских счетов, так и с денежно-кредитной и финансовой политикой самого банка[32]. Реализация данного требования в известной степени затруднена тем, что в банковском деле прямой доступ к такого рода информации имеют представители почти всех категорий персонала, поскольку считается, что информационное обеспечение каждого работника является важным условием его успешной деятельности. Поэтому оценка сотрудников с точки зрения их лояльности является жизненно необходимой для банка.
Развитие техники и технологии банковского дела, усложнение хозяйственных связей и обострение борьбы за клиенты, возрастание значения аналитической и прогностической работы в банке ведут к повышению степени интеллектуализации труда банковских работников. Это вызывает необходимость постоянного совершенствования их профессионального мастерства и повышения уровня подготовки[33]. Как правило, в современных банках особое значение придается организации непрерывного обучения руководителей и специалистов на основе разработки системы развития персонала в соответствии с изменяющимися условиями работы банка.
В процессе выполнения своих функций все работники банка вступают между собой в отношения делового общения, в результате которого происходит обмен знаниями, технологиями, идеями, документами, текущей информацией. Важным условием нормальной деятельности банка является отлаженность и эффективность механизма делового взаимодействия между всеми структурными подразделениями и всеми категориями работников[34].
Современный менеджмент рассматривает персонал не только так трудовые ресурсы, являющиеся необходимыми элементом производственного процесса, но все больше как единый социальный организм, который состоит из отдельных личностей, реализующих свой творческий потенциал в процессе совместной деятельности[35]. Однако простая совокупность специалистов, работающих в одном месте, еще не является органической системой, способной к самонастройке и саморазвитию. Объединяющим элементом здесь выступает осознание общих целей, побуждающее работников к согласованию и оптимизации совместных действий. Поэтому важным условием успешной работы банка является формирование производственного коллектива, создание команды единомышленников[36]. Это достигается посредством гармонизации интересов как коллектива в целом, так и отдельного работника.
Таким образом, к трудовым ресурсам относят трудоспособную часть населения, обладающую физическими и интеллектуальными возможностями, способная производить материальные блага или оказывать услуги. Впервые данная категория была введена в научный оборот С.Г. Струмилиным в 1922 году.
Под трудовыми ресурсами предприятия понимается используемая им рабочая сила, представляющая собой совокупность физических и умственных способностей работников, их способность к труду. Способность к труду делает рабочую силу товаром. Особенность данного товара состоит в том, что от него зависит эффективность использования всех других используемых предприятием ресурсов. Он является наиболее активным элементом производства. Будучи товаром, рабочая сила реализует себя на рынке труда, характерной чертой которого является то, что наем и использование рабочей силы происходит на основе добровольности работника и работодателя, обеспечения социальных гарантий со стороны государства.