Файл: ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РАЗВИТЫХ СТРАН.pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и особенности построения налоговых систем
1.1. Понятие и принципы налога
1.2 Принципы построения налоговых систем
Глава 2. Анализ принципов построения налоговых развитых зарубежных стран
2.1 Общий анализ основных подходов к построению налоговых систем зарубежных стран
2.2 Особенности построения налоговой политики в ведущих странах с развитой экономикой
Данное утверждение вполне можно считать справедливым, т.к. с экономической точки зрения платеж представляет собой способ погашения долга. [10, стр. 27]
Таким образом, можно сделать вывод, что налоги - это обязательные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц (за некоторыми исключениями, указанными в законодательстве о налогах и сборах), которые безвозмездны и которые обращаются в доход того или иного уровня бюджета. [11, стр. 65]
Стоит остановиться на отличительных признаках налога от иных долговых отношений.
Односторонний порядок возникновения налоговых отношений;
Субъекты налоговых отношений неравноправны;
Налогоплательщики не имеют свободы выбора вступать или не вступать в налоговые правоотношения с государством и иными субъектами, которые устанавливают налоги;
Законодательное закрепление налогов;
Налог индивидуально безвозмездный и безвозвратный;
Налоги имеют принудительный характер;
Не порождает индивидуально встречных обязательств со стороны государства;
Уклонение от уплаты налогов влечет за собой применение ответственности.
Исходя из указанных признаков, налог представляет собой долговое отношение между
налогоплательщиком, несущим налоговое (долговое) обязательство, и государством, предъявляющим налоговое (долговое) требование. Налог как долговое отношение устанавливается на основе закона, обеспечивается государственным принуждением, не носящим характер наказания, и характеризуется свойствами индивидуальной безвозмездности, безвозвратности. Налог как долговое отношение реализуется и тем самым прекращает существование (гасится) посредством отчуждения собственности налогоплательщика в пользу государства, что имеет своим результатом обеспечение платежеспособности государства. [12, стр. 28]
В теории существует три группы принципов налогообложения: экономические, юридические и организационные. Законодательно закреплено преимущественно экономические принципы, т.к. они определяют сущность, целесообразность налогов и оценку их как экономического явления.
Мы рассмотрим лишь основные принципы, т.к. их достаточно много и каждый теоретик либо ученый предлагает и обосновывает их по-своему.
Первые такие принципы были сформулированы Адамом Смитом, который в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776 г., впервые сформулировал четыре основных принципа налогообложения. [7, стр. 27]
Принцип равенства и справедливости: все граждане обязаны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям;
Принцип определенности: налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому;
Принцип экономности: должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными;
Принцип удобства: каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для налогоплательщика. Это означает устранение формальностей и упрощение акта уплаты налогов. [16, стр. 27]
Адам Смит предложил вышеуказанные принципы и научно их обосновал, тем самым, заложил фундамент теоретических разработок принципов налогообложения.
Немецкий экономист Адольф Вагнер расширил перечень ранее предложенных принципов, изложив их в девяти основных правилах, объеденных в четыре группы. [14, стр. 107]
Финансовые принципы:
достаточность налогообложения, т.е. налоговых поступлений должно быть достаточно для покрытия государственных расходов;
эластичность, или подвижность, налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность вводить новые и отменять действующие налоги, а также варьировать налоговые ставки.
Экономико-хозяйственные принципы: [7, стр. 25]
надлежащий выбор объекта налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность устанавливать объект налогообложения;
разумность построения системы налогов, считающейся с последствиями и условиями их предложения.
Этические принципы: [12, стр. 37]
всеобщность налогообложения;
равномерность налогообложения.
Принципы налогового администрирования:
определенность налогообложения;
удобство уплаты налогов;
максимальное уменьшение издержек взимания.
Сформулированные А.Смитом и А.Вагнером принципы положили начало современным принципам налогообложения, которые сведены в определенную систему, состоящую из трех направлений. [14, стр. 107]
Первое направление — экономические принципы.
Принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством и при поддержке государства. При этом равенство и справедливость должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах.
Вертикальный аспект предполагает, что: [8, стр. 37]
с увеличением дохода должны повышаться налоговые ставки;
больше налогов должны платить налогоплательщики, которые получают больше материальных благ от государства.
Горизонтальный аспект предполагает, что налогоплательщики с одинаковыми доходами должны уплачивать налог по единой ставке.
Принцип эффективности. Суть этого принципа заключается в том, что налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система должна стимулировать экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций.
Ко второму направлению относятся организационные принципы налогообложения. [17, стр. 25]
Принцип разделения налогов по уровням власти. Этот принцип, имеющий исключительное значение, особенно в условиях федеративного государства, должен быть закреплен законом. Он устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления налоговых льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения.
Принцип единства налоговой системы. Исходя из этого принципа нельзя устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. В связи с этим недопустимы налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и услуг или финансовых средств; нельзя как-то иначе ограничивать осуществление не запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц или создавать препятствия на ее пути. [13, стр. 27]
Принцип гласности. Это требование официального опубликования налоговых законов, нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа, государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов. [7, стр. 17]
Принцип определенности. Без соблюдения этого принципа невозможна рациональная и устойчивая налоговая система. Данный принцип означает, что налоговые законы не должны толковаться произвольно, а налоговые законы должны быть законами прямого действия, исключающими необходимость издания поясняющих их инструкций, писем, разъяснений и других нормативных актов. Вместе с тем налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям, должна существовать возможность ее уточнения с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры. [10, стр. 37]
Указанный принцип закреплен в п.6 ст.3 НК РФ.
Третье направление — юридические принципы налогообложения.
7) Принцип законодательной формы установления. Этот принцип предусматривает, что налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав. Но поскольку налогообложение всегда означает определенное ограничение прав, при установлении налогов нужно принимать во внимание то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороноспособности и безопасности государства. [13, стр. 85]
Данный принцип закреплен в п. 5 ст. 3 НК РФ, а также ст. 57 Конституции РФ устанавливает, что налоги и сборы должны быть законно установлены.
Таким образом, можно констатировать то, что, безусловно, вышеперечисленные принципы являются неотъемлемой частью налоговой политики государства, т.к. они служат базой, фундаментом, основополагающим началом в реализации законодательства о налогах и сборах, а также налоговой политики в целом. Указанные принципы не являются исчерпывающими, мы рассмотрели лишь основные. Система налогообложения действует исходя из данных принципов, ведь они имеют важное и практическое значение для ее осуществления. Большинство принципов налогообложения закреплены законодательно, а именно, в Налоговом кодексе Российской Федерации (преимущественно экономические). [14, стр. 37]
1.2 Принципы построения налоговых систем
Для создания эффективной налоговой системы необходимы такие принципы научно-практической организации налоговых отношений, которые способны сформировать налоговый механизм, отвечающий следующим фундаментальным требованиям: [12, стр. 17]
налогообложение выражает смену форм собственности. Только тогда форма принудительного изъятия средств в казну государства является налоговой, когда стоимость в денежном выражении переходит из корпоративной или частной собственности в государственное пользование;
налогообложение по своей экономической природе основывается на рентной составляющей, т. е. не зависит от происхождения прибавочного дохода (от использования земли, недр, труда или капитала);
система налогообложения должна строиться в пределах вновь создаваемой стоимости. Налоговые отношения не могут распространяться на капитал, авансируемый или инвестируемый для расширения производства товаров, работ и услуг;
вся сумма обобществленных посредством налогообложения финансовых ресурсов должна быть использована только на общегосударственные нужды.
Крупный вклад в определение принципов налогообложения внес А. Смит, который считал основными принципами налогообложения справедливость, определенность, удобство для налогоплательщиков, экономию на издержках налогообложения и хозяйственной независимости и свободы. [15, стр. 30]
Среди отечественных экономистов следует выделить исследования Н.И. Тургенева, который исходил из предпосылки, что истинные выгоды государства отнюдь не сводятся к стремлению правительства к получению наибольшего дохода. Для достижения этой цели и предназначались выдвинутые им принципы (правила): равное распределение налогов, определенность налогов, собирание налогов в удобное время, дешевое собирание налогов. Кроме указанных четырех правил взимания налогов, Н. Тургенев выдвигает общее правило, согласно которому налог должен взиматься с чистого дохода, а не с самого капитала. [16, стр. 74]
Принципы, сформулированные А. Смитом и Н. Тургеневым, присущи налогу как объективной экономической категории и не зависят от конкретного государства и времени. В настоящее время большинство принципов сохранили свое назначение, хотя при этом изменилась их суть и экономическое содержание.
Таким образом, в современных условиях правильно организованная налоговая система должна отвечать следующим принципам: налоговое законодательство должно быть стабильно; взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер; тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий; взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков; способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщика; существует равенство налогоплательщиков перед законом (принцип недискриминации); издержки по сбору налогов должны быть минимальны; нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности; доступность и открытость информации по налогообложению; соблюдение налоговой тайны. [18, стр. 32]
Результативность налоговой системы зависит в большей мере от соблюдения требований классических принципов. Поэтому немаловажно, к каким последствиям может привести игнорирование их требований. Отделение права собственности от права хозяйствования, с одной стороны, способствовало не только формированию эффективной налоговой системы, но и развитию экономических связей между участниками налоговых отношений, а с другой - актуализировало действенность принципа устойчивости налоговой системы. [11, стр. 27]