Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Теоретические основы исследования организационной культуры организации).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы исследования организационной культуры организации
1.1 Понятие сущности организационной культуры и ее роль в деятельности организации
1.2 Особенности управления организационной культурой
1.3 Особенности формирования организационной культуры банка
2 Оценка организационной культуры ПАО «Сбербанк России»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ПАО «Сбербанк России»
2.2 Организационная культура ПАО «Сбербанк России»
3 Рекомендации по совершенствованию организационной культуры ПАО «Сбербанк России»
Как видно из данных рисунке 2.5 наибольшее число персонала отметило, что в ПАО «Сбербанк России» отсутствует организационная культура.
На рисунке 2.6 представлено распределение ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете уровень организационной культуры ПАО «Сбербанк России»?
Рис. 2.6. Оценка сотрудниками ПАО «Сбербанк России» уровня организационной культуры, %
На основании данных рисунка 2.6 можно сделать вывод о том, что 85 % всего коллектива ПАО «Сбербанк России» считает уровень организационной культуры как низкий.
На рисунке 2.7 представлены ответы респондентов на вопрос: «Влияет ли организационная культура ПАО «Сбербанк России» на Ваше желание работать»?
Рис. 2.7. Оценка сотрудниками ПАО «Сбербанк России» влияния организационной культуры на желание работать в коллективе, %
Представленные на рисунке 2.7 данные, свидетельствуют о том, что 70 % сотрудников отмечают то, что организационная культура оказывает непосредственное влияние на из желание работать и способствует повышению работоспособности, а, следовательно, и росту производительности труда.
На рисунке 2.8 представлено распределение ответов сотрудников на вопрос: «Какие элементы организационной культуры нуждаются в совершенствовании?»
Рис. 2.8. Мнение персонала ПАО «Сбербанк России» о необходимости совершенствования элементов организационной культуры, %
Как видно из данных рисунка 2.8 сотрудники говорят о совершенствовании всех элементов организационной культуры примерно в равной степени. Однако, значительно не хватает в коллективе проведения спортивно-массовых мероприятий, что отметили 28,8 % респондентов.
Также в рамках опроса респондентам предлагалось оценить социальные программы ПАО «Сбербанк России» (рисунок 2.9).
Рис. 2.9. Оценка социальных программ, реализуемых руководством компании ПАО «Сбербанк России», %
Как видно из данных рисунка 2.9, 35,9 % персонала ПАО «Сбербанк России» оценивает социальные программы как бесполезные, 25,7 % отмечают, что они не проводятся и лишь 5,1 % опрошенных отмечают, что имеющиеся на предприятии социальные программы нуждаются в корректировке.
В рамках анкетирования персонала ПАО «Сбербанк России» проведена оценка имиджа и престижности работы в организации. Распределение ответов представлено на рисунке 2.10.
Рис. 2.10. Распределение ответов на вопрос о престижности работы в ПАО «Сбербанк России» чем в других подобных организациях?
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что в настоящее время в ПАО «Сбербанк России» есть признаки формирования элементов организационной культуры, такие как:
- установленные правила и нормы поведения;
- принципы и методы работы с клиентами и коллегами;
- имеется фирменная символика, выполненная в едином стиле;
- проводятся корпоративные мероприятия, посвященные праздникам.
Однако, как таковая корпоративная культура отсутствует.
Таким образом, организационная культура и конфликты внутри организации ПАО «Сбербанк России» тесно взаимосвязаны между собой, т.е. если организационная культура в организации слабая, то вероятность возникновения конфликтов очень высока, а если наоборот организация имеет сильную организационную культуру, то возникновение конфликтных ситуаций намного меньше. Поэтому чем сильнее организационная культура, тем эффективнее работа организации.
В результате анализа полученных результатов, можно сделать ряд выводов.
1. Абсолютно весь персонал коммерческого банка в качестве главной цели рассматривает получение прибыли, а также рост компании. Настораживающим является факт, что лишь 35 % управленческого персонала, а также 10% вспомогательного и основного в качестве цели рассматривают предоставление высококачественных услуг, что является негативным показателем, который может сказываться на качестве услуг, которые предоставляются.
2. Отсутствие организационного кодекса. При том, что должностные инструкции доступны каждому сотруднику компании, правила, которые закреплены в данных документах, никак не являются отражением реальных норм и требований, предъявляемых к сотрудникам компании. Таким образом получается, что ознакомление с этими закрепленными правилами производится в процессе поступления нового работника на работу, но это никак не помогает его легкой адаптации.
3. Достаточно важным элементом в организационной культуре являются организационные ценности. Основываясь на ценностях, происходит выработка норм и форм человеческого поведения в компании. В результате стремления к общим ценностям происходит объединение людей в организованные группы, при этом, создается мощная сила в достижении поставленных целей.
Следовательно, организационная культура, существующая на данный момент, не устраивает работников в полной мере.
Проведенный анализ организационной культуры показал, что функционирование предприятия не является эффективным, ввиду отсутствия тех целей, которые бы устраивали весь персонал банка. Именно общность этих мотивов формируют организационную культуру предприятия.
3 Рекомендации по совершенствованию организационной культуры ПАО «Сбербанк России»
Основываясь на результатах исследованиявыделим какие конкретные шаги по формированию организационной культуры необходимы ПАО «Сбербанк России»:
- совершенствование системы подбора и обучения кадров;
- более широкое применение корпоративной символики;
- разработка корпоративных традиций и ритуалов;
- проведение корпоративных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий;
- внедрение социальных программ.
Необходимо отметить, что изменить существующие элементы организационной культуры ПАО «Сбербанк России» является достаточно сложной задачей. Основные препятствия связаны с необходимостью коррекции приобретенных сотрудниками мотивационных установок, сложившихся отношений, с перераспределением внутриорганизационных ролей, которые в совокупности поддерживают и обеспечивают функционирование организационной культуры.
С целью структурирования предлагаемых для руководства ПАО «Сбербанк России» направлений, необходимо разработать конкретный план по формирования корпоративной культуры компании (таблица 3.1).
Таблица 3.1 - План-график проекта формирования корпоративной культуры ПАО «Сбербанк России»
Мероприятие |
Ответственные |
1. Блок мероприятий по совершенствованию системы отбора и обучения кадров ПАО «Сбербанк России» |
Нач. отдела кадров |
1.1 Выбор и внедрение в практику работы организации методики оценки кадров при приеме на работу |
-||- |
1.2 Разработка системы аттестации сотрудников организации |
-||- |
2. Расширение сфер использования корпоративной символики ПАО «Сбербанк России» |
Заместитель директора |
2.1 Разработка и печать визиток для сотрудников компании |
-||- |
2.2 Разработка и изготовление корпоративной атрибутики, для офиса организации |
-||- |
3. Разработка и последующее укрепление традиций и ритуалов ПАО «Сбербанк России» |
Генеральный директор |
3.1 Формирование традиции коллективного празднования дня рождения компании |
-||- |
3.2 Формирование ритуала приема на работу новых сотрудников |
-||- |
4. Проведение корпоративных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий |
Нач. отдела кадров |
4.1 Подготовка и проведение серии корпоративных вечеров |
-||- |
4.2 Подготовка и проведение лыжного Соревнования |
-||- |
5. Разработка и внедрение социальных программ ПАО «Сбербанк России» |
Главный бухгалтер |
5.1 Разработка социальной программы по вакцинации сотрудников |
-||- |
5.2 Разработка социальной программы по отдыху лучших сотрудников в санаториях региона |
-||- |
Рассмотрим представленные в плане-графике мероприятия более подробно:
1. Блок мероприятий по совершенствованию системы отбора и обучения кадров ПАО «Сбербанк России». Выбор и внедрение в практику работы организации методики оценки кадров при приеме на работу позволит ПАО «Сбербанк России» формировать сплоченный, психологически совместимый коллектив, который будет являться хранителем корпоративной культуры.
2. Расширение сфер использования корпоративной символики ПАО «Сбербанк России». Как уже было отмечено ранее, одним из основных элементов корпоративной культуры организации являются создаваемые специальными предметами графические образы, символизирующие компанию, ее деятельность, коллектив.
В процессе анализа символики было установлено, что наиболее слабым рассматриваемой компании звеном в этой сфере является обеспеченность сотрудников визитными карточками. Визитками располагает только руководство компании, в то время как у специалистов ПАО «Сбербанк России» их нет.
3. Разработка и последующее укрепление традиций и ритуалов ПАО «Сбербанк России». Традиции и ритуалы являются основополагающим элементов корпоративной культуры любой современной организации. Одной из наиболее часто встречающихся организационных традиций в российских компаниях является проведение «корпоративов» – организационных праздников. Высокий уровень популярности корпоративы приобрели благодаря тому, что в неформальной атмосфере праздника легче раскрыть творческий потенциал каждого.
В соответствии с этим руководству ПАО «Сбербанк России» предлагается формирование традиции коллективного празднования дня рождения компании. Такой праздник в российских компаниях, как правило, первый по значимости праздник после корпоративного Нового года, которого сотрудники ждут. Этот праздник способен еще больше сплотить коллектив только при одном условии: если он будет содержать в себе массу новых интересных идей, при этом будет организован качественно и безукоризненно.
Следующим важным ритуалом, который необходимо взять на вооружение руководству рассматриваемой компании – ритуал приема на работу нового сотрудника.
4. Проведение корпоративных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий. Корпоративные спортивные мероприятия - важный элемент современной бизнес - культуры. Активный корпоративный отдых сплотит коллектив, зарядит энергией для новых свершений. Спортивные корпоративные мероприятия демонстрируют достоинства здорового образа жизни и укрепляют сплоченность коллектива.
Но внутренние положительные изменения, которые происходит с компанией, регулярно устраивающей совместные занятия спортом – это еще не весь эффект. Не менее полезным является укрепление имиджа компании, ее положительного образа для потенциальных партнеров, а также показ ее креативного подхода в организации трудового процесса.
Наиболее популярным спортивным мероприятием в городе является лыжные соревнования, которые проводятся на лыжной базе. Для проведения такого корпоративного турнира необходимо решать множество требуемых задач – от выбора места проведения соревнования до призов победителям. Судейство – еще одна немаловажный элемент серьезного спортивного мероприятия корпорации. Престиж мероприятия и самой компании от этого напрямую зависит.
5. Разработка и внедрение социальных программ ПАО «Сбербанк России» Социальные программы представляют собой добровольно осуществляемая компанией деятельность по охране природы, развитию персонала, созданию благоприятных условий труда. При этом главным критерием является соответствие программ целям и стратегии развития бизнеса.
Для ПАО «Сбербанк России» могут быть предложены две социальные программы – добровольного медицинского страхования и отдых в санаториях.
Следует отметить, что предлагаемые мероприятия направлены в основном на формирование корпоративной культуры ПАО «Сбербанк России». Немаловажным при этом является последующее укрепление и поддержание достигнутого уровня организационной культуры компании.
Оценка и расчёт параметров организационной культуры до и после разработанных рекомендаций представлена в таблице 3.2.
Исходя из данных таблицы 2.5 можно сделать вывод, что в результате внедрения комплекса предлагаемых мероприятий уровень организационной культуры значительно увеличится (в баллах на 14 ед.).
Таблица 3.2 - Организационная культура ПАО «Сбербанк России» до и после внедрения рекомендаций
Параметры организационной культуры |
Оценка в настоящее время |
Оценка после проведения мероприятий |
Индивидуальная автономность - степень ответственности, независимости и возможностей выражения инициативы в организации |
3 |
5 |
Структура взаимодействие органов и лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля |
3 |
4 |
Степень формирования целей и перспектив деятельности организации; |
2 |
4 |
Интеграция - степень, до которой части (субъекты) в рамках организации пользуются поддержкой в интересах осуществления скоординированной деятельности; |
4 |
5 |
Управленческое обеспечение - степень, относительно которой менеджеры обеспечивают четкие коммуникационные связи, помощь и поддержку своим подчиненным; |
3 |
4 |
Поддержка - уровень помощи, оказываемой руководителями своим подчиненным; |
4 |
5 |
Стимулирование - степень зависимости вознаграждения от результатов труда; |
3 |
5 |
Идентифицированность - степень отождествления работников с организацией в целом; |
3 |
5 |
Управление конфликтами - степень разрешаемости конфликтов; |
3 |
5 |
Управление рисками - степень, до которой работники поощряются в инновациях и принятии на себя риска. |
4 |
4 |
Итого |
32 |
46 |
Средний балл |
3,2 |
4,6 |