Файл: Выбор стиля руководства в организации. Стили руководства..pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.СТИЛИ РУКОВОДСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ
1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА
1.2 НЕДОСТАТКИ И ПРЕИМУЩЕСТВА СТИЛЕЙ
2. МЕНЕДЖЕР, РУКОВОДИТЕЛЬ И ЛИДЕР: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ
2.1 СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «МЕНЕДЖЕР», «РУКОВОДИТЕЛЬ» И «ЛИДЕР»
2) социальный (лидер производственных коллективов, профсоюзных объединений, общественно-спортивных, творческих и т. п.);
3) политический (лидеры партий, государственные и общественные деятели). [5, Раздел II, Гл.10.2, с.181]
Между типами лидерства существует взаимосвязь: бытовые лидеры часто становятся социальными, а затем и политическими лидерами. Неплохой карьерный рост, не так ли?
Организаторские способности являются важнейшим качеством личности лидера. Лидер с организаторскими способностями быстро и точно оценивает ситуацию, выделяет задачи первостепенной важности, отличает реальность от бесплодных фантазий, достаточно точно рассчитывает сроки решения задач. Главной отличительной чертой способного организатора является его умение быстро находить эффективные пути и средства решения задач. Гениальный полководец, военный организатор, политический лидер Наполеон Бонапарт высказывался о себе так: «Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал не только все трудности дела, но, в то же время, и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими».
Талант лидерства - этот психологический феномен, базируется на комплексе социально-психологических качеств и свойств личности лидера. Однако психологи установили, что человек не становится лидером только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств. Структура личных качеств лидера должна соответствовать личным качествам, деятельности и задачам группы (подчиненных).
Важным моментом является и то, как и в каких ситуациях лидер проявляет свои качества и как группа воспринимает своего лидера.
Немаловажное значение имеют доверие и любовь людей к лидеру. Доверие к лидеру выражается:
1) признанием его высоких достоинств, заслуг, полномочий; признанием необходимости его действий, их точности и результативности;
2) внутренним одобрением с лидером, готовностью действовать в соответствии с его установками;
3) готовностью следовать за ним на основе доверия, без средств принуждения, по собственному желанию и убеждению. Однако это желание появляется при определенном условии: так как группа имеет образ лидера и соответствующую этому образу модель, то она требует от реального лидера соответствия этой модели и его способности выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия члены группы не только пойдут за своим лидером, но и сделают это с желанием. [5, Раздел II, Гл.10.2, с.182]
Поведенческий подход в теории черт направлен на исследование поведения лидера (руководителя). Механизмы воздействия лидеров на массы зависят от свойств подчиненных группы. В соответствии с этими свойствами лидер определяет, как он будет воздействовать на людей. От него зависит объективный умелый анализ реальной действительности. На основе проведенного анализа лидер (руководитель) делает выводы, затем формирует линию поведения, разрабатывает программу действий и принимает решения. После этого начинается мобилизация сил и средств. Лидеру необходимо добиваться поддержки со стороны всей группы (либо ее подавляющей части) с целью организации исполнения принятых решений. Для этого необходимо:
• осуществить подбор и расстановку исполнителей;
• довести до них решения;
• уточнить и адаптировать решения применительно к месту исполнения;
• создать внешние и внутренние условия исполнения;
• координировать деятельность исполнителей;
• подводить итоги и делать анализ результатов.
Мобилизация сил и средств начинается с формирования команды лидера. Сильные опытные руководители-лидеры понимают, что как бы ни был высок уровень их подготовки, они не могут в полной мере полагаться на себя, и поэтому привлекают к управленческой деятельности инициативных, добросовестных работников. Судить о степени талантливости лидера часто можно именно по его окружению. [5, Раздел II, Гл.10.2, с.183]
Лидер (руководитель, менеджер) стремится управлять действиями и поведением других людей. Чтобы делать это эффективно, необходимо знать образ мышления сотрудников (подчиненных) организации и предвидеть их реакцию на свою деятельность. При этом нужно иметь в виду, что:
1) в каждом подразделении организации работают люди, и все многообразие отношений в организации (в системе) обуславливается взаимодействием отдельных людей;
2) все люди отличаются друг от друга, но ни один из них не лучше другого. Вся сложность состоит в том, насколько лидеру удастся создать подходящие условия для самореализации каждого человека, а человеку — использовать свои возможности;
3) для каждого человека легче подобрать соответствующее место в организации, чем делать попытки изменить его индивидуальные особенности путем давления или принуждения;
4) когда место для каждого человека в организации (управленческой системе) найдено, в таком случае необходимо вносить поправки во взаимоотношения между людьми как по горизонтали (между сотрудниками), так и по вертикали (начальник — подчиненный). Регулирование взаимоотношений должно базироваться на системе поощрений и наказаний;
5) для каждого человека необходимо выбрать индивидуальный способ «кнута и пряника» (т. е. наказания и поощрения), соответствующий его индивидуальным психологическим характеристикам;
6) прежде чем начинать осуществление индивидуального подхода в управлении, лидер должен изучить собственные личностные особенности;
7) нужно развивать в себе способность критически относиться к чужим и собственным стереотипам, обладать гибкостью (лабильностью); уметь «переключаться» и изменяться, т. е. постоянно развиваться, обретая психическое и физическое здоровье и профессиональный успех.
[5, Раздел II, Гл.10.2, с.184]
Таким образом, менеджер, лидер и руководитель - понятия абсолютно разные: менеджер - это должность, лидер - признание группы, а руководитель — это должность, наделенная определенными официальными полномочиями, на которую назначается человек.; менеджер по сути - исполнитель чужой воли (собственника, совета директоров, других менеджеров), лидер же - всегда инициатор и инноватор, а руководитель – имеет двоякое значение, в нем присутствуют задатки менеджера и в то же время он должен быть лидером для своих подчинённых. Фраза, ставшая классической: «managers do things right and leaders do right things», смысл которой заключается в том, что (хорошие) менеджеры правильно исполняют задания, а (эффективные) лидеры - определяют, что нужно исполнять. [10, Роль личностных качеств в деловой карьере менеджера]
2.2 ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
Можно выделить основные факторы, характеризующие стиль руководства:
- Требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;
- Специфика системы - ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя;
- Окружающая производственная среда - технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т. п.;
- Особенности руководимого коллектива - его структура и уровень подготовленности, характер сложившихся в нем взаимоотношений, его традиции и ценности.
Стиль работы определяет не только деятельность руководителя, он непосредственно сказывается на всех сторонах деятельности системы и на подчиненных.
Таким образом, каждая организация представляет собой неповторимую комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Каждый руководитель является творцом того стиля управления, который он применяет на практике. Но при этом он учитывает множество объективных и субъективных условий и обстоятельств, в зависимости, от которых стиль получает свое конкретное содержание. Стиль представляет собой социальное явление, так как в нем отражены мировоззрение и убеждения руководителя, а так же он во многом определяет результаты деятельности всей системы. [7, Стили руководства]
3. ВЫБОР СТИЛЯ РУКОВОДСТВА
Многие успешные руководители полагают, что основной задачей для руководителя любого уровня является сочетание успешной личной работы с продуктивной деятельностью подразделения. Иными словами, управляемый вами участок с вашей поддержкой должен стать коллективом креативных и исполнительных людей, которые согласованно, бесконфликтно и благополучно выполняют поставленные перед ними задачи. От того, как у вас это получится, зависят ваш карьерный рост, авторитет, количество людей, поддерживающих вас. И, что особо важно, уменьшается количество людей, которые отрицательно к вам относятся. Думать о том, что их не будет совсем, по крайней мере, наивно. На карьерном пути встречается большое количество преград. Часть из них объективного свойства, и справиться с ними представляется крайне затруднительным. Совладать же с другими целиком и полностью в ваших силах. Давайте перечислим хотя бы некоторые из них.
Если вы человек некоммуникабельный и закрытый, вам придется тяжко. Развивайте в себе коммуникабельность, станьте экстравертом, перестаньте замыкаться лишь на себе и своей работе, взгляните, как прекрасен мир, и поделитесь своими открытиями с окружающими. Вы сами удивитесь, в какой степени проще и свободнее вам станет контактировать с коллегами и, в первую очередь, с вашим шефом.
Нередки случаи, когда превосходный технический работник, перейдя на управленческую должность, оказывается несостоятельным начальником. Чтобы исключить это, воспитывайте в себе качества руководителя. Как говорит практика, если вы сумеете организовать трех человек для успешной работы, в таком случае и с тридцатью управитесь без труда.
Люди зачастую склонны завышать уровень своих способностей, в том числе и умение управлять другими людьми. Старайтесь справедливо оценить свои возможности, чтобы в дальнейшем не было досадных проколов. Учитесь управлять, ведь вы сами предпочли именно этот путь.
Но, в начале определимся, кто такой руководитель, какие типы руководителей и способы руководства бывают, какими качествами должен обладать руководитель?
Суть деятельности руководителя заключается в организационной работе. Непосредственно руководитель направляет и координирует деятельность исполнителей. В свою очередь, исполнители обязаны ему подчиняться и выполнять все его указания. Однако, иногда сам руководитель становится исполнителем, но всего лишь для того, чтобы основательно вникнуть в специфику деятельности предприятия.
Организовывая работу своих сотрудников, руководитель занимается творческой работой, при этом, чем выше его должностное положение, тем более творческим становится его подход к руководящей деятельности. Безусловно, и научно-технический прогресс стимулирует к постоянному совершенствованию руководящих навыков.
Однако организация работы отдела — только одна из сторон руководства. Руководитель также обязан направлять работу сотрудников, содействовать их дальнейшему развитию и даже влиять на их поведение, в том числе и неслужебное. Для этого мало быть профессионально подготовленным. Необходимо умение работать с людьми, педагогические и психологические знания.
В основном руководитель занимается следующими вопросами: он формулирует задания, планирует работу, контролирует качество ее исполнения, даёт оценку результату деятельности, мотивирует те или иные решения (свои или руководства) и личным примером воодушевляет своих подчиненных. Выполнение этих функций нередко требует больших усилий, ведь зачастую они противоречат друг другу.
С продвижением по служебной лестнице имеют место следующие тенденции:
• непосредственно руководитель концентрирует в своих руках все больше функций решающей власти и силы, по этой причине решение, в конечном итоге, должно быть наиболее взвешенным;
• неофициальные, индивидуальные контакты с каждой новой ступенькой карьерного роста будут неуклонно сужаться, и потребность в общении придется, как это ни печально звучало, удовлетворять в рамках своего круга. Необходимость контролировать свои контакты и свое поведение будет только увеличиваться;
• необходимо быть готовым к тому, что с переходом на руководящую должность отношение к руководителю бывшего коллектива изменится: контакты со временем станут более формальными или даже вовсе оборвутся, а попытки остаться в коллективе «своим» станут противоречивы должностным обязанностям и интересам организации;
• спорные вопросы между сотрудниками или сотрудниками и руководством находят решения непосредственно руководителем, и к роли арбитра также нужно привыкнуть;
• руководитель всегда на виду, постоянно в зоне повышенного внимания окружающих. Следить за своей внешностью и поведением теперь придется более основательно.