Файл: Выбор стиля руководства в организации. Стили руководства..pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.СТИЛИ РУКОВОДСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ
1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА
1.2 НЕДОСТАТКИ И ПРЕИМУЩЕСТВА СТИЛЕЙ
2. МЕНЕДЖЕР, РУКОВОДИТЕЛЬ И ЛИДЕР: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ
2.1 СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «МЕНЕДЖЕР», «РУКОВОДИТЕЛЬ» И «ЛИДЕР»
1.2 НЕДОСТАТКИ И ПРЕИМУЩЕСТВА СТИЛЕЙ
Рассмотрим преимущества и недостатки основных стилей: авторитарного, демократического, либерального.
Преимущества авторитарного стиля: гарантирует четкость и своевременность управления, уменьшает время принятия решений, создает видимое единство управленческих действий, на новых предприятиях дает возможность быстрее справится с трудностями становления, важен в коллективе, где люди не хотят и не умеют работать.
Недостатки авторитарного стиля: сдерживание инициативы сотрудников, отсутствие эффективных стимулов труда, недовольство сотрудников результатами труда, зависимость группы от прессинга руководителя, страх подчиненных совершить ошибку, плохой психологический климат в коллективе, конфликты в коллективе.
Преимущества демократического стиля: поощрение инициативы и творчества подчиненных, удачное решение нестандартных задач, совместное принятие решений, включение психологических механизмов трудовой мотивации, удовлетворенность сотрудников своим трудом, благоприятная психологическая обстановка в коллективе.
Недостатки демократического стиля: продолжительность принятия решений, вероятный низкий уровень ответственности и дисциплины сотрудников, отсутствие централизованного контроля, перекладывание работы на других, нарушение дисциплины в коллективе.
Преимущества либерального стиля: независимость творчества подчиненных, неофициальные отношения в коллективе. Может применяться, в случае если руководитель некомпетентен, если он только что получил должность руководителя данным коллективом.
Недостатки либерального стиля: уход от принятия стратегически важных решений, дела идут своим чередом, перекладывание руководителем своих обязанностей на заместителей, сотрудников, безразличие к критике и к персоналу, уклонение от ответственности, недовольство коллектива качеством управления, вероятный низкий уровень качества работы. [3, Раздел 1, Тема 1.2, с.10] [Приложение №3]
1.3 КАЧЕСТВА, ПРИСУЩИЕ ЛИДЕРУ
Руководитель - менеджер по должности является официальным или формальным лидером организации. Его официальный авторитет также определяется должностью, а реальный находится в зависимости от результатов деятельности, его деловых, нравственно-этических качеств, опыта работы по управлению персоналом и бизнесом, уровнем профессионализма. Непосредственно с помощью этих качеств руководитель может эффективно влиять на членов коллектива организации, т.е. быть лидером. Исходя из анализа качеств великих людей земной цивилизации, лидер должен выделяться: интеллектом и знаниями, честностью, впечатляющей внешностью, здравым смыслом, инициативностью, в высшей мере уверенностью в себе. Качества лидера должны гармонировать с характером деятельности, внешней и внутренней средой организации, т.е. соответствовать в полной мере ситуации, в которой он действует. Лидерство - это искусство, которое руководителям нужно постигать, регулярно развивая в себе необходимые для этого качества.
Менеджер-лидер должен обладать целым рядом умений, качеств и способов осуществления лидерской функции:
- уметь эффективно влиять на подчиненный коллектив и его работу;
- стремиться постоянно иметь ясное и четкое представление о целях работы и о развитии организации;
- эффективно сочетать текущую оперативную работу с творческой деятельностью над стратегией развития организации;
- уметь создавать эффективную систему управления персоналом, обеспечивающую своевременную смену руководителей подразделений, повышение деловой квалификации персонала, разумное использование интеллекта и профессионализма работников в интересах организации;
- обеспечивать самокритичный подход к оценке собственных возможностей и причин результатов руководства организацией;
- быть настойчивым, проявлять твердость в обеспечении высокого, конкурентоспособного качества продукции и менеджмента;
- должен кратко излагать свои мысли, точно формулировать проблемы и способы их решения, быстро ориентироваться в различных вопросах бизнеса;
- уметь взвесить все «за» и «против» и быстро найти наилучшее решение;
- обладать способностью привлечь внимание персонала к самому главному в данный момент для успеха организации;
- обеспечивать организованность и систематизированность работы всех звеньев организации;
-обеспечивать совместимость и слаженность поведения как лидера организации с образом жизни за пределами служебной деятельности;
- умело сочетать руководящую деятельность с заботами о семье, здоровье, удовлетворении своих культурных и духовных запросов;
- проявлять настойчивость и убедительность в отстаивании собственного мнения;
- уметь отклонять неразумные и необоснованные требования партнеров по бизнесу и управлению;
- иметь способность и решительность объективно оценивать стиль руководства своих подчиненных и при необходимости его корректировать;
- требовать от других не намного больше, чем от себя;
- не допускать высказываний о людях в искаженном, не обоснованном виде, «за глаза», в отсутствии обсуждаемого. [4, Качества лидера]
Выдвинутая психологами «концепция физических качеств», говорящая о том, что лидер должен иметь физические преимущества — высокий рост, силу, большую массу — не подтвердилась. Очень часто лидеры имеют малый рост и небольшую физическую силу. Или, например, «концепция интеллигентности» предполагает, что лидерские качества связаны с оценочными и вербальными способностями личности. К таким личностным качествам относятся: интеллигентность в вербальном и символическом плане, инициативность, уверенность в себе (благоприятная самооценка), привязанность к сотрудникам, мужественность (у мужчин) и женственность (у женщин), зрелость, мотивационные способности.
Но известно, что лучшие руководители-лидеры имеют некоторые общие качества - это высокий интеллект, любознательность, ответственность, надежность, активность, здравый смысл, общительность, уверенность в себе, сильная воля. Однако, лидером порой становится человек, не обладающий этими качествами, и, напротив, человек, имеющий данные качества — не становится лидером.
Таким образом, в теории черт возникли два подхода с опорой на личные качества лидера — ситуационный и поведенческий. [5, Раздел II, Гл.10.2, с.180]
2. МЕНЕДЖЕР, РУКОВОДИТЕЛЬ И ЛИДЕР: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ
2.1 СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «МЕНЕДЖЕР», «РУКОВОДИТЕЛЬ» И «ЛИДЕР»
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им тем, что имеют более активное и эффективное управление. Под управлением, с точки зрения собственника, понимается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав». Синонимом слова «руководитель» является слово «менеджер», но, тем не менее, между этими понятиями есть значительное различие.
Если обратиться к словарям, в таком случае, возможно, выяснить, что:
Менеджер (от англ. manage - управлять) - специалист по управлению производством и обращением товаров, наемный управляющий. Менеджеры организуют работу на фирме, руководят производственной деятельностью групп сотрудников фирмы. Менеджер является должностным лицом фирмы, компании, в которой он работает, и входит в средний и высший руководящий состав фирм. Руководитель - лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования, наказания и поощрения подчиненных для воздействия на их производственную (научную, творческую и пр.) активность.
Менеджер осуществляет руководство, т. е. оказывает влияние на людей для достижения сформулированной им цели. Руководство базируется на возможностях и способностях менеджера влиять на людей. Различие между руководством и менеджментом заключается в том, что менеджмент включает не только действия по оказанию влияния на людей, но и некоторые другие действия: планирование, организацию, контроль и регулирование. Таким образом, руководство является более узким понятием, чем менеджмент.
Зачастую менеджмент отождествляется с лидерством.
Лидерство - это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, ориентируя их усилия на достижение целей организации (М. Мескон, М.Альберт, Ф. Хедоури).
И менеджмент, и лидерство одинаково важны для организации, одно не может заменить другое. На самом деле лидерство и менеджмент в компании - две отдельные, дополняющие друг друга системы действий. Каждая из них имеет свою функцию и присущие для нее виды деятельности. Для успеха компании в современном деловом мире, все более сложном и быстро меняющемся, необходимо освоить обе.
Так как право управлять вытекает из организационной структуры, оно способствует стабильности, порядку и решению проблем внутри нее. По словам Роберта Джосса, декана факультета бизнеса Стэндфордского университета, цитирую, лидерство - это «способность взять на себя полную ответственность за благополучие организации и её рост, за перемены в ней к лучшему. Это не престиж, власть или статус, это ответственность». С другой стороны, право лидерства проистекает из таких личных качеств индивидов, как заинтересованность, цель и ценности и благоприятствует развитию видения перспектив, креативности и перемен в организации. Следует отметить, что термин «leadership» в английском языке обозначает поведение руководителя, побуждающее подчиненных мобилизовать свои силы и способности ради достижения поставленной задачи.
Одно из главных различий между руководителем и менеджером относится к источникам их власти и во многом зависящему от них уровню подчинения сотрудников. Власть - это потенциальная способность индивида воздействовать на поведение других людей. Власть - это основной имеющийся в распоряжения руководителя ресурс, позволяющий добиться изменения поведения сотрудников. Как правило, в организациях выделяют пять источников власти: закон, вознаграждение, принуждение, опыт (компетенции) и референтное право. В некоторых случаях источником власти является занимаемая менеджером в организации должность, а в иных - личные качества лидера. [10, Роль личностных качеств в деловой карьере менеджера]
Руководство и лидерство наравне с общением и принятием решений являются важнейшими элементами системы управления. Если нет эффективного руководства, то невозможно эффективно выполнять основные функции управления. Руководство — это умственная и физическая деятельность руководителя, цель которой — выполнение подчиненными предписанных им указаний и решение определенных задач. В процессе управленческой деятельности он использует данную ему организацией власть. [5, Раздел II, Гл.10, с.179]
В Приложении №4 перечислены различные качества, характеризующие лидеров и менеджеров, однако необходимо помнить, что некоторые индивиды обладают и теми, и другими.
Всё же важно понимать, что лидерство - это не личностные качества, не полномочия, не мотивация и не идеология, как оно иногда ошибочно трактуется в переводной литературе. В первую очередь, лидерство - это система взаимоотношений в группе, когда один человек (лидер) выступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия группы и их возможные последствия, а другие (последователи) готовы следовать предложенной инициативе и прикладывать для этого значительные усилия. [10, Роль личностных качеств в деловой карьере менеджера]
Краткую характеристику некоторых типов лидеров в зависимости от содержания их деятельности можно представить так: лидер-вдохновитель — это обаятельный руководитель; пользуется симпатией и даже любовью подчиненных; его природное обаяние вдохновляет окружающих людей. Лидер-исполнитель опирается на свои знания, способности, хладнокровие, спокойствие; проявляет аналитический подход к решению проблем. Эмоциональный лидер («душевный» лидер, лидер «с воображением») — это лидер с творческой фантазией, способный вносить инициативу, дающий возможность подчиненным реализовать себя, проявляющий «нежно-любовную заботу», участие в делах своих подчиненных.
Некоторые западные психологи отмечают, что подчиненные воспринимают «душевного лидера»: 1) как «одного из нас»; 2) как «подобного большинству из нас»; 3) как «лучшего из нас», т. е. являющегося «примером», образцом для подражания, «эпицентром» положительных эмоций членов группы. Однако при всём этом лидер не должен казаться «намного лучше нас», «намного умнее нас». В этом случае он перестает быть «одним из нас», что может вызвать опасения у группы, что ее проблемы не будут понятны и важны лидеру. У подчиненных не должно быть никаких сомнений в том, что руководитель сможет защитить их интересы.
Лидер является «зеркалом группы»: какова группа—таков и лидер. Так или иначе, человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет лидером в другой (другая группа — это другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру. Вспомним на этот счет русскую поговорку: «Всяк кулик на своем болоте велик»).
В соответствии с масштабностью решаемых задач выделяются следующие типы лидерства:
1) бытовой (лидеры в семьях, школьных, студенческих группах, досуговых объединениях);