Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в Российской Федерации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-государственный финансовый контроль;

-вневедомственный (общегосударственный);

-ведомственный;

-негосударственный финансовый контроль;

-аудиторский;

-внутрихозяйственный;

-общественный.

Такое распределение показывает, как разделяется финансовый контроль по субъектам проведения контроля. К общегосударственному контролю часто относят президентский, парламентский финансовый контроль, контроль исполнительных органов власти и финансово-кредитных органов. [13, стр. 45]

Виды финансового контроля по форме проведение (также называют и по времени (срокам) проведения) разделяются на:

Предварительный финансовый контроль, который проводится до совершения финансовых операций и выполнения финансовых мероприятий с целью предупреждения и предотвращения нарушений, а также «позволяет выявить дополнительные ресурсы на стадии планирования». [14, стр. 68] Данный вид контроля является наиболее рациональным способом воздействия на объект управления. [11, стр. 214]

Текущий контроль. Также называют и оперативным контролем. Многие авторы отмечают, что данный контроль осуществляется в процессе проведения финансовых операций, что способствует соблюдению финансовой дисциплины и предупреждению злоупотреблению финансовых ресурсов. Другие же авторы, Поляк Г.Б. например, пишет, что этот контроль осуществляется ежедневно, а не именно в момент совершения финансовой операции. Текущий контроль основывается на первичных документах, которые непосредственно связаны с выплатой или получением денежных средств. [23, стр. 141]

Последующий контроль является неотъемлемой составляющей внешнего и внутрихозяйственного контроля. Данный контроль позволяет изучить данные о финансовой деятельности организации за определенный момент времени, всегда истекший ан момент проверки, на основе углубленного анализа финансовой документации. Он способен обнаружить недостатки проведения предварительного и текущего контроля и понять, целесообразно ли были произведены расходы средств. [14, стр. 320]

Чтобы провести вышеперечисленные виды контроля, необходимо определить, какой метод проведения будет наиболее эффективным в том или ином случае финансового контроля. По методам проведения или способам осуществления финансовый контроль следует разделить на проверки, ревизии, наблюдения, обследования и анализ. Этот список методов самый распространенный и наиболее часто указываемый всеми авторами, которые пишут о государственных финансах и финансах вообще. [8, стр. 34]


Наблюдение – это общий и постоянный контроль за финансовым состоянием объекта и за использованием выданной ему ссуды.

Проверка – контроль «по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов выявляет нарушения финансовой дисциплины и намечает мероприятия по их устранению». [28, стр. 141]

Обследование – это как совокупность отдельных проверок, т.е. оно охватывает более широкий спектр финансовых показателей, но может производится в отношении определенной стороны финансовой деятельности. Так, на основе опросов и анкетирования, выясняется финансовое состояние субъекта контроля и его дальнейшие пути развития. [16, стр. 108]

Анализ финансовой деятельности – это системный контроль финансово-бухгалтерской отчетности организации, который основан на периодических и годовых финансовых показателях и позволяющий оценить не только финансовое состояние, но и финансовую устойчивость и рациональное и эффективное использование имеющихся финансовых ресурсов.

Ревизия – это всеобъемлющий метод финансового контроля. Он состоит из комплексных и глубоких проверок финансовой деятельности организации, с помощью которых предстоит определить целесообразность и достоверность финансовых операций, а также законность деятельности. По результатам ревизии оформляется акт проверки, в котором закрепляются найденные нарушения и злоупотребления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственное регулирование играет главную роль в формировании и развитии экономической жизни любого общества. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества. Наиболее часто можно встретить определение финансовой системы, которое подразумевает совокупность финансовых звеньев, которые призваны взаимодействовать между собой и у которых есть одна цель, определенной финансовой политикой государства.

В данной работе были рассмотрены сущность и функции государственных финансов как основного элемента финансовой системы, цель управления государственными финансами, основные функциональные элементы в процессе управления финансами, рассмотрены также актуальные проблемы, возникающие при управлении государственными финансами.

Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами государства. Цель управления финансами – это финансовая устойчивость, которая проявляется в макроэкономическом балансе, в балансе между профицитом и дефицитом бюджета, а также в снижении государственного долга с целью социально-экономического развития и исполнения всех функций государства в сочетании с интересами всех членов общества.


В управление финансами объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему, а субъектами управления – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат.

Управление государственными финансами осуществляется с помощью функциональных элементов, основными из которых являются: финансовое планирование, финансовое прогнозирование, оперативное управление и финансовый контроль.

Управления государственными финансами представляется сложной системой, которая требует взаимодействие и координацию всех звеньев в совокупности. Построение системы управления государственными финансами невозможно без преодоления многочисленных препятствий, которые помогают эффективно развиваться финансовой системы России, т.к. их скорейшее решение и преодоление связано с улучшением и модернизации деятельности финансовых органов.

В свя­зи с этим все более актуальным становится вопрос об эффективном управлении государственными финансами. Для достижения качественного управления государственными финансами необходимо повышение эффективности бюджетных расходов. Эффективность деятельности государства во многом определяется тем, как оно распоряжается государственными ресурсами, находящимися в его распоряжении. Одним из эффек­тивных инструментов такого управления является государственный финансовый контроль, который имеет ряд проблем.

Активизация государственного финансового контроля является основной стратегической задачей государства, которая также терпит ряд недостатков. Основной проблемой является подтверждение тому, что не существует законодательной основы определения государственного финансового контроля, не закреплены основные понятия и полномочия органов контроля. Обилие контрольных органов порождает дублирование контрольных мероприятий и, как следствие, рост масштабов коррупционной среды. Также четко не прописаны санкции за нарушения бюджетного законодательства и др.

Поэтому, первым решением является принятие концепции ГФК, в которой были бы прописаны все положения и определения в сфере финансового контроля. Улучшение ГФК в РФ также видится в совершенствовании системы государственного финансового контроля и в повышении роли государственного финансового контроля в сфере обеспечения финансовой устойчивости и безопасности государства.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 07.05.2013.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
  3. Актуальные вопросы эффективного управления финансами государства// Экономика и управление. – 2009 - №1.
  4. Афанасьев М.П. Государственный финансовый контроль (материалы к лекциям). М., ГУ-ВШЭ, 2002.
  5. Афанасьев М.П. Модернизация государственных финансов. [ТЕКСТ] : учеб. пособие / Мстислав Афанасьев, Илья Кривогов; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. дом. ГУ ВШЭ, 2006. – 439, [1] с. – Прил.: с. 329-429. – Лит.: с. 430-439. – 1000 экз. – IBSN 5-7598-0437-5 (в пер.).
  6. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: учеб. для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 687 с.
  7. Белая В.В. Развитие взглядов на государственные финансы в эклнлмической науке // Финансы и Кредит. 2008. № 27. С. 19-27.
  8. Брайчева Т.В. Государственные финансы. – СПб: Питер, 2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Учебные пособия»).
  9. Болотин В. В. О функциях финансов в учебниках и преподавании // Финансы. 2012. № 7. С. 62-67.
  10. Брюммергофф Д. Теория государственных финансов. – Владикавказ: Пионер-Пресс, 2001.
  11. Бюджетный процесс как инструмент эффективного управления / Под ред. Йосты Юнгмана. – Стокгольм: Правительственная канцелярия, 2005. 286 с.
  12. Васильева М. А., Корчагина А. С. Финансовый контроль в России / Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке РФ», 28 апреля, 2011 г., Пермь.
  13. Васильева М.В. Муниципальный финансовый контроль: проблемы организации и тенденции совершенствования// Финансы и кредит. –2009 -№2.
  14. Герасименко В.П., Рудская Е.Н. Финансы и кредит: Учебник. – М.: ИНФРА-М: Академ-центр, 2011. – (Высшее образование).
  15. Горбунова И. Е. Проблемы развития государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации [Текст] / И. Е. Горбунова, С. А. Папоян // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. Заоч. Науч. Конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. I. — М.: РИОР, 2011. — С. 67-69.
  16. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 061000»Государственные и муниципальные финансы», 060400 «Финансы и кредит» / Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-у изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  17. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 680 с. 3000 экз. (В пер.).
  18. Гриб С.Н., Давыдова И.В., Кузьмина И.Г., Лемескина Т.В., Макарова С.Н., Рожкова Э.С. – Конспект лекций: Управление государственными и муниципальными финансами.
  19. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. Учебное пособие. – М: ИНФРА – М, 2003.
  20. Итоги работы Счетной палаты Российской Федерации в 2012 году и Основные направления деятельности в 2013 году / Официальное издание. Подписано в печать 01.02.2013 г.
  21. Ковалев В.В. Управление финансами. Учебное пособие. – М.: ФБК – ПРЕСС, 2001.
  22. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 496 с: ил.
  23. Нешитой А.С. Финансы: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 512 с.
  24. Овсяников Л.Н. Государственный финансовый контроль: учреждения и возможности // Финансы. 2012. № 6. С.53-57.
  25. Подъяблонская Л.М. Финансы: уч. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление» / Л.М. Подъяблонская. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 407 с.
  26. Приложение №1 к Итоговому отчету по субпроекту RFTAP/QCBS/1/22 «Уточненное и дополненное Руководство по организации и осуществлению финансового контроля в системе органов исполнительной власти (проект)». – М., 2009.
  27. Проект Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года.
  28. Ремжов А.В. Общественные финансы как элемент финансовой системы // Финансы и Кредит. 2012. № 27. С. 19-30.
  29. Родионова В.М. Сущность финансов и их роль в рыночной экономике // Финансы. 2010. № 6. С. 60-66.