Файл: Анализ и пути совершенствования производственной деятельности коммерческого банка (на примере ПАО АКБ «Связь-банк») (Сущность и роль организационной культуры в производственной деятельности банка).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ произвдственной деятельности банка
1.1. Сущность и роль организационной культуры в производственной деятельности банка
1.2.Факторы, влияющие на формирование организационной культуры предприятий
Глава 2. Практические аспекты анализа производственной деятельнсти банка
2.1. Общая характеристика ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк»
2.2.Анализ организационной культуры ТФ ПАО АКБ «Связь- Банк»
2.3.Проблемы и недостатки организационной культуры ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк»
2.4. Рекомендацию по совершенствованию организационной культуры
1.2.Факторы, влияющие на формирование организационной культуры предприятий
Исследуя организационную культуру, необходимо рассмотреть факторы, влияющие на ее формирование. Как отмечает Д. В. Брустинов, все факторы можно условно разделить на три группы:
- личностно-поведенческие факторы (аспекты и характеристики поведения руководителя и персонала предприятия, которые влияют на формирование системы ценностей и внешние проявления организационной культуры),
- структурно-нормативные факторы (факторы, обусловленные структурой, целями и сформированной нормативной практикой, закрепляются в сознании персонала и, таким образом, сами становятся ее элементами),
- внешние факторы (экономико-политические условия, в которых существует предприятие) [3].
Такой подход к классификации факторов влияния на организационную культуру учитывает влияние как внешней, так и внутренней среды организации. Выделенные группы факторов нуждаются в дальнейшей детализации и уточнении их компонентов.
Исследование сущности организационной культуры, проведенное в п. 1.1 свидетельствует, что основным во всех подходах к пониманию понятия «организационная культура» выступает ориентация на социальный аспект - отношения между людьми в коллективе, которые основаны на совокупности ценностей. Отдельный сотрудник является носителем и распространителем организационной культуры, а также выдающимся фактором, с помощью которого осуществляется влияние культуры на все сферы деятельности предприятия [34]. Брустинов Д. В. к внутренним факторам влияния на формирование организационной культуры относит:
- личность владельца;
- стадия жизненного цикла организации;
- размер и сферу деятельности компании;
- уровень образования и квалификации персонала;
- имеющиеся ресурсы и технологии [3].
При формировании культуры предприятия необходимо также учитывать наиболее существенные ее свойства. В своем развитии культура проходит стадии зарождения, формирования, поддержки, развития и усовершенствования, прекращения. На каждом из этапов появляются свои «проблемы роста», что закономерно для динамических систем [3].
Системность является вторым из наиболее важных свойств, указывающее на то, что организационная культура является довольно сложной системой, которая объединяет отдельные элементы в единое целое, при этом они строго структурированы, иерархически подчинены и имеют свои собственные степени приоритетности [38].
Организационная культура имеет свойство относительности, поскольку не является «вещью в себе», а постоянно соотносит свои элементы как с собственными целями, так и с окружающей действительностью, другими организационными культурами, отмечая при этом свои слабые и сильные стороны, совершенствуя те или другие параметры [9].
Еще одно свойство организационной культуры - неоднородность. Внутри организационной культуры может быть много локальных культур, которые отображают дифференциацию культуры по уровням, отделам, подразделениям, возрастным группам, национальным группам.
Свойство адаптивности организационной культуры состоит в ее способности оставаться стойкой и противостоять негативным влияниям с одной стороны и органически вливаться в положительные изменения, не теряя своей эффективности, с другой стороны [4].
Среди факторов внешней макросреды, влияющих на организационную культуру, можно выделить:
- Национальный фактор (культура, менталитет, религия) - формируется факторами, которые присущи различным национальным сообществам - национальными обычаями, воспитанием, этикетом;
- Институциональный фактор проявляется в политической, экономической, социальной ситуациях, которые определяют уровень жизни населения, специфику условий функционирования организаций в данной стране [41].
- Научно-технический прогресс как фактор внешней среды влияет на все сферы жизнедеятельности человека. Развитие информационных технологий, появление новых рыночных сегментов заставляет предприятие менять акцент в своей деятельности и требует использования новых методов организации управления и производства, а также новых методов управления персоналом. В частности - подготовку персонала к работе в новых условиях, разработку новых программ повышения квалификации и переподготовки; поиск сотрудников, владеющих новыми специальностями или переподготовку собственных сотрудников [4].
Национальная культура, политика, правовая система, экономическая ситуация - это сфера, на которую у предприятия практически нет влияния. Однако влияние перечисленных факторов как на предприятие, так и на отдельного сотрудника довольно ощутимо. Именно они формируют ценностные характеристики как отдельной личности, так и общества в целом, что непосредственно сказывается на качественных характеристиках личности (уровень образования, квалификация, дисциплинированность, ответственность, инициативность, целеустремленность, самостоятельность, решительность, гибкость в общении и др.).
- Деловые партнеры (поставщики, потребители, финансовые институты). Особенности и специфика бизнеса в современных условиях формируют новую культуру взаимоотношений с поставщиками, которая основана на доверии, положительной репутации. Это связано с необходимостью точных и своевременных поставок, необходимых для бесперебойного производства [4].
В условиях кризиса организационная культура формируется как реакция на две группы задач, которые приходится решать предприятию. Первую группу составляют:
- задачи интеграции внутренних ресурсов и усилий:
- создание общего языка и единой, понятной для всех терминологии;
- установление границ группы, принципов включения и исключения из группы;
- создание механизма наделения властью и лишения прав, а также упрочение определенного статуса за отдельными работниками;
- установление норм, которые регулируют неформальное отношения между лицами разного пола и т.п. [4]
Ко второй группе принадлежат те задачи, которые предприятию приходится решать в процессе взаимодействия с внешней средой. Задачи формирования организационной культуры проявляются в ее функциях:
- охранная - основана на создании барьеров от нежелательных внешних влияний;
- интегрирующая - формирует чувство принадлежности к фирме, гордость за нее и объединяет людей в их повседневной деятельности;
- регулирующая - содействует поддержке правил и норм поведения сотрудников как между собой, так и с внешним миром, что снижает возможность возникновения конфликтов и является гарантией стабильной деятельности;
- адаптивная - облегчает приспособление людей друг к другу и к предприятию в целом;
- мотивационная - создает стимулы для работы предприятия .
Выводы:
Правильно сформированную организационную культуру предприятия следует рассматривать как мощный стратегический инструмент, который позволяет координировать все структурные подразделения и отдельных членов коллектива на достижение поставленных целей в рамках выбранной миссии.
Поэтому возникает необходимость создания механизма формирования организационной культуры, как набора основоположных составляющих организационной культуры, факторов, свойств, функций и задач, которые определяют процессы формирования организационной культуры и ее функционирование.
Эффективный механизм формирования организационной культуры будет содействовать приспособлению сотрудников к изменениям, которые имеют место в организации, и создании условий для их принятия.
Глава 2. Практические аспекты анализа производственной деятельнсти банка
2.1. Общая характеристика ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк»
Публичное акционерное общество Акционерный коммерческий банк (далее - ПАО АКБ) «Связь-Банк» является универсальным кредитно-финансовым учреждением. Головной офис Банка расположен в Москве. Региональная сеть ПАО АКБ «Связь-Банк» насчитывает более 100 точек продаж в 53 регионах РФ.
Главным акционером является Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», которой принадлежит 99,6504% акций ПАО АКБ «Связь-Банк».
Ключевыми направлениями деятельности ПАО АКБ «Связь-Банк» выступают:
- Обслуживание юридических и физических лиц;
- Организация долгового финансирования;
- Международный бизнес (работа на международных финансовых рынках, торговое и структурное финансирование, внешние заимствования).
ПАО АКБ «Связь-Банк» плодотворно сотрудничает с предприятиями крупного, среднего и малого бизнеса, осуществляющими свою деятельность во всех сегментах российской экономики, эффективно взаимодействует с организациями отрасли связи, в том числе ФГУП «Почта России», энергетической отрасли, а также активно развивает обслуживание физических лиц.
К приоритетным задачам ПАО АКБ «Связь-Банк» относятся кредитование реального сектора экономики, в том числе предприятий малого и среднего бизнеса.
По данным «Интерфакс-ЦЭА», по итогам I-го квартала 2017 года, ПАО АКБ «Связь-Банк» занимал 26 место среди 100 крупнейших банков России по размеру активов. По данным Центрального Банка Российской Федерации, Связь-Банк входит в список 30 крупнейших банков России.
ПАО АКБ «Связь-Банк» является универсальной финансовой организацией и предлагает своим клиентам весь набор услуг, предусмотренный Федеральным Законом «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1.
ПАО АКБ «Связь-Банк» участвует в системе обязательного страхования вкладов, что подтверждается свидетельством о включении Банка в Реестр банков - участников системы обязательного страхования вкладов № 104 от 28.10.2004.
Исследование организационной культуры будет проводиться на примере Томского филиала ПАО АКБ «Связь-Банк» (далее - ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк»).
Юридический адрес: 634009, Томская обл., г. Томск, ул. Карла Маркса, д. 3..
ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк» предлагает своим клиентам широкий спектр операций по обслуживанию их финансовых потоков и операций торгового финансирования. Это услуги как физическим лицам (коммунальные платежи, переводы, обмен валюты, доверительное управление и др.), так и корпоративным клиентам (расчетно-кассовое обслуживание, конверсионные операции, брокерское обслуживание, организация выпуска ценных бумаг, гарантий, аккредитивов и т.д.).
Рис. 2.1. Структура клиентов ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк» по секторам экономики (в % от объема предоставления услуг корпоративным клиентам)
Для юридических лиц ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк» предлагает открытие счетов и реализацию зарплатных проектов.
Структура юридических лиц, которые являются клиентами ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк», по секторам экономики представлена на рис. 2.1.
Ведущей отраслью по предоставлению услуг ТФ ПАО АКБ «Связь- Банк» по итогам работы в 2016 год является торговля (40,9%). На предприятия строительной и производственной сферы в структуре портфеля приходится 16,6% и 14,3% соответственно. По сравнению с прошлым годом на 2,4% выросла доля сельскохозяйственных предприятий (до 9,8%). 9,2% в структуре корпоративных клиентов ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк» приходится на финансовый сектор.
ПАО АКБ «Связь-Банк» предоставляет своим клиентам следующие виды услуг:
- Расчет (ЕРИП);
- Валютно-обменные операции;
- Страхование;
- IVR;
- SMS-оповещение;
- Интернет-банкинг.
Следует отметить, что услуга Интернет-банкинга набирает все большей популярности среди населения.
Коммуникации с клиентами ведутся по следующим каналам:
- Круглосуточный колл-центр банка (бесплатные звонки по РФ);
- Отделения банка;
- СМС-информирование;
- Информирование клиентов путем рассылки через e-mail;
- Web канал коммуникаций (интернет-сайт банка, он-лайн поддержка);
- АТМ-канал (широкая сеть банкоматов);
- DM канал - рассылка информационных писем.
В работе ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк» активно используются системы развития взаимоотношений с клиентами (CRM-системы). Одним из ключевых понятий ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк» рассматривает ценность для покупателей.
Цикл информационных процессов в системе CRM ТФ ПАО АКБ
«Связь-Банк» представлен на рис. 2.2.