Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Понятие и состав налоговой системы).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и состав налоговой системы
1.1. Понятие налоговой системы
2. Построение налоговой системы РФ
2.1. История развития налоговой системы в РФ
2.2. Недостатки отечественной налоговой системы
3. Особенности налоговой системы России на современном этапе
3.1. Методы осуществления налоговой политики и проблемы налоговой политики на современном этапе в РФ
3.2. Налоговая система России в условиях финансового кризиса
ВВЕДЕНИЕ
История современной налоговой системы в России насчитывает не более 20 лет, тем не менее, за этот небольшой срок российской налоговой системе удалось стать эффективным инструментом наполнения государственной казны.
Особый успех был достигнут в налогообложении рентных доходов. Также в разряд достижений налоговой политики последних лет можно назвать относительно низкий по сравнению с другими странами уровень налоговой нагрузки на не сырьевой сегмент российской экономики.
Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятельности. Поиск путей повышения эффективности российской системы налогов просто необходим. Данное направление исследования определяет актуальность настоящего курсового исследования.
Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Наиболее актуальным в настоящее время является вопрос оптимизации налоговой системы и ее приспособления к условиям наступившего финансового кризиса.
Применение налогов является одним из экономических рычагов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы. С помощью налогов определяются взаимоотношения налогоплательщиков с бюджетами всех уровней, а также с банками, вышестоящими организациями и другими субъектами налоговых отношений.
Это означает, что при переходе к рыночным отношениям существенно меняется роль налоговой политики в регулировании общественного производства и распределения национального дохода. Возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики в поощрении и развитии приоритетных отраслей народного хозяйства, наукоемких производств, а также в ликвидации убыточных предприятий.
Налоговая система способна, в определенной степени, к саморегуляции - автоматическому увеличению налоговых поступлений, сокращению государственных расход в период подъема, и наоборот, уменьшению налоговых поступлений и увеличению государственных расходов в период спада за счет существования стабилизаторов.
Таким образом, налоговая политика, определяемая экономической политикой, и имеющая свои собственные принципы, может стать эффективным макроэкономическим инструментом воздействия не только на бюджетные процессы, но и на весь комплекс экономических проблем.
Целью данной курсовой работы является изучение становления и развития системы налогообложения в России, анализ проблем еe совершенствования.
Задачи исследования
-рассмотреть понятие налоговой системы
-выявить функции налогов
-рассмотреть виды налогов в РФ
-рассмотреть порядок сбора налогов
-выявить методы осуществления налоговой политики и проблемы налоговой политики на современном этапе в РФ
Объектом исследования является налоговая система РФ в период ее формирования и по настоящее время, отношения между участниками налогового процесса, регулируемые законодательством о налогах и сборах.
Предметом исследования является совокупность теоретических и практических проблем, возникающих в связи с формированием действующей налоговой системы РФ и ее оптимизацией.
Методы исследования. При исследовании налогообложения в России были использованы следующие методы: методы экономико- математического моделирования, теории измерений.
1. Понятие и состав налоговой системы
1.1. Понятие налоговой системы
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.
Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги. [11, стр. 42]
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. [8, стр. 58]
Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. Основоположник теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы. [10, стр. 17]
В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий, расширения рынков сырья и сбыта готовой продукции казне нужны были дополнительные средства. [14, стр. 77]
Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта: [19, стр. 55]
работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.
За счет налогов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. [10, стр. 99]
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований.
Следует различать понятия «налоги» и «сборы».
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Отсюда налоговая система - представляет собой совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля. [14, стр. 55]
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.
К элементам налога относятся: [5, стр. 102]
объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.
субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
источник налога - т.е. доход, из которого выплачивается налог;
ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;
налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.
Категория "налог" в российском законодательстве последнего десятилетия проделала сложную эволюцию от "широкого" понимания к дифференцированному. Речь идет о налоговых платежах в широком и узком смысле. До принятия части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) фактически все обязательные платежи в бюджеты и внебюджетные фонды объединялись законодателем понятием "налоговая система". [14, стр. 16]
С принятием НК РФ и Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) налоги и сборы как правовые категории были нормативно отграничены от иных (неналоговых) платежей. В частности, БК РФ четко разграничил налоговые и неналоговые платежи, закрепив в п.1 ст.41 "Виды доходов бюджетов", что доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. При этом БК РФ отнес к налоговым доходам все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. [10, стр. 74]
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Налоги - обязательный и безвозмездный платеж, взимаемый государством (центральными и местными органами власти, а федеративных государствах - членами федерации) с физических и юридических лиц. [14, стр. 44]
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).[12, стр. 104]
1.2. Функции налогов
Функции налогов выявляют их социально экономическую сущность, внутреннее содержание. В современных условиях налоги выполняют две функции: фискальную и регулирующую, каждая из которых проявляет особую ее сторону как финансовой категории. [7, стр. 12]
1. Фискальная функция - основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т. е. материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества. [7, стр. 24]
Значение фискальной функции с повышением экономического уровня развития общества возрастает. XX в. Характеризуется огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государство все больше финансовых средств расходует на экономические и социальные мероприятия, на управленческий аппарат.
Фискальная функция налогов создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т. е. она обуславливает регулирующую функцию.
2. Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. [4, стр. 25]
Эта функция неотделима от фискальной и тесно с ней взаимосвязана. Расширение налогового метода мобилизации национального дохода государством вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рыночного спроса могут содействовать производству или тормозить его. Размер налогов определяет уровень оплаты труда, поскольку она включает налоговые платежи. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг, являющиеся для предпринимателей определяющим в процессе использования или реализации производственных мощностей.