Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства) (Основные положения законодательства о банкротстве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с Законом «О банкротстве…» редакции 2002 г. подать заявление в арбитражный суд с просьбой признать должника банкротом может:

- конкурсный кредитор;

- уполномоченные органы;

- сам должник.

Право на обращение в арбитражный суд у уполномоченных органов возникает через 30 дней с момента направления исполнительного документа в службу судебных приставов и предъявления его копии должнику.

К уполномоченным органам относятся:

во – первых, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедуре банкротства требования об оплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам;

во – вторых, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований.[8]

Конкурсные кредиторы – это кредиторы по денежным обязательствам. Конкурсными кредиторами являются все те организации, которым предприятие задолжало по различным хозяйственным договорам. Кроме того, к ним относятся организации, имуществу которых предприятие – должник нанесло вред.

Для возбуждения дела о банкротстве конкурсный кредитор должен подтвердить свои требования к должнику, т. е. кредитор должен представит в арбитражный суд решение суда, арбитражного или третейского, которое уже вступило в законную силу.

Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора по денежным обязательствам через 30 дней с того момента, как исполнительный лист по этому решению был передан в службу судебных приставов, а его копия должнику.

В некоторых случаях руководитель организации – должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением должника о признании его банкротом. Это необходимо сделать в том случае, если:

- удовлетворение требований одних кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств перед другими кредиторами;

- должником принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

- обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника.

Заявление должно быть представлено в арбитражный суд не позднее чем через месяц со дня возникновения перечисленных обстоятельств.


Через пять дней после подачи заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд выносится определение. В нем указывается саморегулируемая организация, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего, а также дата рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих (далее саморегулируемая организация) – это некоммерческая организация, которая основана на членстве. Она создается гражданами РФ и должна быть включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражный управляющих.[9]

Арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) – это гражданин РФ, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных настоящим законом « О банкротстве…» редакции 2002 г. полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.[10]

Определение о принятии заявления направляется заявителю, должнику, в регулирующий орган и в заявленную саморегулируемую организацию. В определении арбитражного суда, которое направляется в назначенную саморегулируемую организацию, указываются требования к кандидатуре временного управляющего.

Судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику проводится не менее чем через 15 дней и на более чем через 30 дней, с даты вынесения определения. По результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику вводится первая процедура банкротства - наблюдение.

§ 1.7 Судебное разбирательство дела о банкротстве

В ходе подготовки дела о банкротстве к судебному разбирательству арбитражный суд должен рассмотреть заявления, жалобы и ходатайства лиц, которые участвуют в деле о банкротстве.

Суд устанавливает обоснованность требований кредиторов, назначает экспертизу для выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, принимает меры для примирения сторон.

В соответствии со ст. 51 Закона «О банкротстве…» редакции 2002 г., дело должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в течение семи месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Рассмотрев дело о банкротстве, арбитражный суд может принять один из семи судебных актов.


1. Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства – принимается в том случае, если судом установлены признаки банкротства.

2. Решение об отказе в признании должника банкротом – выносится в том случае, если у должника отсутствуют признаки банкротства или установлено, что банкротство должника фиктивно. В этом случае с должника снимаются все ограничения, установленные с момента введения процедуры наблюдения.

3. Определение о введении финансового оздоровления.

4. Определение о введении внешнего управления.

5. Определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

6. Определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения.

7. Определение об утверждении мирового соглашения.

ГЛАВА 2 – ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА

§ 2.1 Наблюдение

Наблюдение – это одна из процедур банкротства, которая применяется к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, выявления кредиторов должника и составления реестра их требований, созыва и проведения первого собрания кредиторов.[11]

Раньше наблюдение проводилось автоматически сразу после того, как арбитражный суд принял заявление о признании должника банкротом. Теперь также происходит только в тех случаях, когда должник сом подает заявление о банкротстве. Если же такое заявление подают иные лица (кредиторы предприятия или налоговые органы), то действует другое правило. Оно установлено в п.1 ст. 62 Закона «О банкротстве…» редакции 2002г. Арбитражный суд вводит наблюдение лишь после того, как признает требования заявителя обоснованными. Наблюдение должно быть завершено в срок, не превышающий семь месяцев с даты поступления в арбитражный суд заявления о признании должника банкрота.

Цели наблюдения могут быть выявлены из приведенного выше определения наблюдения.

Во – первых, это обеспечение сохранности оставшегося имущества должника. Данная цель достигается в основном за счет ограничения прав органов управления организации – должника по распоряжению имуществом и заключению сделок, которые впоследствии могут ухудшить финансовое состояние должника.

Во – вторых, проведение анализа финансового состояния должника.


В – третьих, необходимость составления реестра требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов.

Введение судом наблюдения в отношении должника не означает прекращение его деятельности и последующей ликвидации. Это лишь тревожный звонок о необходимости принять активные меры, чтобы вывести предприятие из сложившейся ситуации.

Для проведения процедуры наблюдения арбитражный суд утверждает временного управляющего, который наделен большими правами. По его требованию органы управления должника должны предоставлять ему любую информацию, которая касается деятельности должника.

Временный управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения, которая состоит в осуществлении мер по обеспечению сохранности имущества должника.[12] Его права и обязанности определены в ст. ст. 66 и 67 Закона «О банкротстве…» редакции 2002 г.

Именно временный управляющий становится ключевой фигурой, обеспечивающей достижение целей наблюдения. Он анализирует ситуацию, устанавливает кредиторов, созывает их на первое собрание, предоставляет арбитражному суду отчет о проделанной работе.

Назначение временного управляющего не означает автоматического отстранения руководителя должника. Он продолжает руководить финансово – хозяйственной деятельностью должника, но уже под контролем временного управляющего, согласуя с ним все значительные сделки.

Сразу после своего назначения временный управляющий должен направить для опубликования сообщение о введении наблюдения, а также затребовать у руководителя организации – должника перечень имеющихся кредиторов и дополнительно к публикации персонально уведомить их о возбуждении дела о банкротстве. Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в месячный срок с даты опубликования информационного сообщения. По результатам рассмотрения требований кредиторов выносится определение, которое направляется должнику, временному управляющему, а также кредитору, предъявившему требование.

Рассмотрение вопросов об установлении размера требований кредиторов должно завершиться до первого собрания кредиторов, поскольку голоса, принадлежащие каждому из кредиторов при голосовании на нем, определяются пропорционально размеру, принадлежащему ему права требования к должнику.

Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее 10 дней до даты проведения заседания арбитражного суда. Созывает первое собрание кредиторов временный управляющий на основании данных реестра требований кредиторов. Основным вопросом для обсуждения является дальнейшая юридическая судьба должника.


На основании решения первого собрания кредиторов арбитражный суд рассматривает дело о банкротстве по существу и принимает решение о введении финансового оздоровления, внешнего управления, признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства либо об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу о банкротстве. От даты введения любой из последующих реорганизационных или ликвидационных процедур наблюдение прекращается.

§ 2.2 Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление – новая для законодательства Российской Федерации процедура банкротства, введенная Законом «О банкротстве…» редакции 2002 г. Целью финансового оздоровления является восстановление платежеспособности должника и погашение его задолженности в соответствии с утвержденным графиком.[13] Это позволяет отнести данную процедуру к числу реабилитационных, способствующих сохранению должника.

Финансовое оздоровление может быть введено только сразу после завершения наблюдения при рассмотрении дела о банкротстве по существу. Для данной процедуры ключевым является определение источников финансирования и срока, в течение которого предполагается восстановление платежеспособности должника. На основании этих данных составляется график погашения задолженности.

Вводить или не вводить финансовое оздоровление решает собрание кредиторов. С ходатайством о введении данной процедуры банкротства на собрании может выступить сам должник и его учредители. В том, чтобы было введено финансовое оздоровление, в первую очередь заинтересован сам должник. Ведь в ходе этой процедуры продолжают действовать органы управления должника, хотя и с определенными ограничениями. А главное, что введение финансового оздоровления дает реальный шанс избежать банкротства. Иначе говоря, в таком случае дело не будет доведено до конкурсного производства и продажи имущества должника.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на срок не более чем два года. Срок финансового оздоровления, график погашения задолженности и, в случае предоставления обеспечения, сведения о лицах, его предоставивших, размере и способах обеспечения указываются в определении о введении финансового оздоровления.

Финансовое оздоровление проводится на основании плана финансового оздоровления, предусматривающего способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности.