Файл: Использование результатов ОРД в качестве информации в процессе доказывания Формирование доказательств и их использование в уголовном процессе.pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Формирование доказательств и их использование в уголовном процессе
1.1 Судебное доказательство как средство установления истины по уголовным делам
1.2 Порядок проверки и процессуальной оценки результатов оперативно-розыскной деятельности
Глава 2. Порядок представления результатов оперативно – розыскной деятельности в уголовном процессе
Успех борьбы с подобными преступлениями обеспечивается только при условии использования при этом наряду с процессуальными средствами методов оперативно – розыскной деятельности. Уже сам факт обнаружения признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий может послужить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела. Кроме того, в соответствии со ст. 89 УПК РФ, сведения, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности, могут использоваться в процессе доказывания, если они отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам.
В связи с этим актуализируется проблема, связанная с использованием в уголовном судопроизводстве в качестве доказательств по уголовным делам информации, полученной в результате оперативно-розыскной деятельности.
Результаты оперативно-розыскной деятельности отражаются в оперативно-служебных документах, которые составляются должностными лицами органон, осуществляющих данный вид деятельности. Возможными видами оперативно-служебных документов могут быть: рапорты, сводки, справки, акты сотрудников, объяснения (заявления) граждан-участников ОРМ, акты ведомств и др. К ним могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении конкретного ОРМ.
В конце 2013 года вступила в силу утвержденная руководителями девяти правоохранительных министерств и ведомств Инструкция[12] порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд. Она пришла на смену Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, действие которой распространялось на сотрудников восьми имеющих оперативные подразделения министерств и ведомств. В отличие от утратившей силу старой Инструкции, Инструкция 2013 года является обязательной и для сотрудников Следственного комитета РФ, поскольку она утверждена и Председателем Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкиным. И это, несомненно, очень важный положительный момент.
Инструкция 2007 года была согласована с Генеральной прокуратурой РФ, которая на тот момент имела свой следственный аппарат. С 15 января 2011 года сотрудники прокуратуры лишены права производства предварительного расследования. Подследственные им уголовные дела в основном отнесены к компетенции Следственного комитета РФ. Однако то обстоятельство, что руководитель этого ведомства не утверждал искомый нормативно-правовой акт, являлось определенным препятствием на пути его применения сотрудниками Следственного комитета РФ. В настоящее время данная проблема устранена. С вступлением в силу новой Инструкции все органы предварительного расследования Российской Федерации будут вынуждены использовать заложенные в Инструкцию 2013 года идеи и нормы одинаково.
Законодатель не сформулировал правовые требования к содержанию и форме результатов оперативно-розыскной деятельности, равно как и требований в целом к понятию оперативных данных[13].
Пунктом 6 Инструкции 2013 года начинается ее второй раздел, посвященный правилам представления результатов оперативно-розыскной деятельности следователю (дознавателю и др.), суду (судье). В указанном пункте закреплено правило, согласно которому форма письменного документа, с которым результаты оперативно-розыскной деятельности направляются следователю (дознавателю и др.), суду (судье), может быть лишь двух видов:
1) рапорт об обнаружении признаков преступления;
2) не урегулированное УПК РФ сообщение о результатах оперативно-розыскной деятельности, бланк которого имеется в приложении № 1 новой Инструкции.
Согласно ст. 143 УПК РФ рапорт об обнаружении признаков преступления составляется лицом, получившим "из иных источников" сообщение о совершенном или готовящемся преступлении. Исходя из положений, закрепленных в ст. 144-148 УПК РФ, именно должностное лицо, которое составляет рапорт об обнаружении признаков преступления, принимает по нему в пределах своей компетенции процессуальное решение. Лишь в том случае, когда возбуждение уголовного дела по преступлению, о котором сообщено "из иных источников", ему неподведомственно, оно вправе и обязано принять решение о передаче рапорта об обнаружении признаков преступления вместе с имеющимися у него материалами проверки по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ.
Предусматривая две формы представления результатов ОРД, Приказ не конкретизирует, в каких случаях или при наличии каких условий должна использоваться та или иная форма. По мнению А.Е. Чечетина, которое я также поддерживаю, рапорт об обнаружении признаков преступления должен составляться во всех случаях, когда результаты ОРД представляются для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Тем более что ст. 140 УПК РФ в качестве одного из поводов для возбуждения уголовного дела предусматривает сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, которое должно быть оформлено именно рапортом об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ). Сообщение же о результатах ОРД «по своей форме и сути является обычным сопроводительным документом, выполняющим функции учета передаваемых из одного правоохранительного органа (или его подразделения) в другой служебных документов»[14].
Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, регистрируется в установленном порядке[15], после него, при наличии к тому оснований, уполномоченным должностным лицом проводится его проверка в порядке, предусмотренном ст.144 УПК РФ.
К рапорту об обнаружении преступления или сообщению о преступлении могут прилагаться полученные (выполненные) при проведении ОРМ предметы, документы или иные объекты. К этим документам, в частности, могут относится сведения, зафиксированные в виде фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи, и иные носители информации, полученные и истребованные или представленные в порядке, установленном ст. 86 УПК РФ.
Процедура появления уголовно-процессуальных доказательств, содержанием (элементом содержания) которых являются сведения, полученные в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности, или, как их именуют авторы Инструкции, "результаты ОРД", представляет собой последовательную смену по крайней мере следующих этапов:
1) производство оперативно-розыскной деятельности;
2) получение (выявление, фиксация и т.п.) имеющих отношение к уголовному делу сведений ("результатов ОРД"), в случае необходимости оперативно-розыскная проверка таковых;
3) рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей;
4) оформление предусмотренных настоящей Инструкцией документов;
5) передача органу предварительного расследования, суду (судье) "результатов ОРД" и постановления о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд;
6) собирание следователем (дознавателем и др.), судом (судьей) письменных документов и (или) предметов для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств.
Если исходить из той позиции, согласно которой не оформленные должным образом, вовлеченные в уголовный процесс предметы (документы), обладающие признаками вещественного доказательства, уголовно-процессуальными доказательствами пока еще не являются, то помимо собирания следователем (дознавателем и др.), судом (судьей) письменных документов и (или) предметов (шестого из названных этапа) имеет место еще один этап – закрепление письменных документов и (или) предметов, выражающееся в признании их вещественными доказательствами, приобщении к уголовному делу и осмотре. Ведь в этом случае вещественного доказательства после собирания следователем (дознавателем и др.), судом (судьей) письменных документов и (или) предметов еще нет. Оно появляется по завершении этапа, именуемого закреплением письменных документов и (или) предметов (доказательств).
Завершение процедуры представления результатов ОРД предполагает оформление сопроводительных документов и фактическую передачу результатов ОРД.
Способом фактической передачи результатов ОРД может быть пересылка по почте, передача с нарочным и другие способы, которые избираются органом, осуществляющим ОРД, в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.
Таким образом, порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности органам расследования регламентируется ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и Инструкцией. Нарушение органом, осуществляющим ОРД, требований, предъявляемым к материалам ОРД и порядку их оформления и предоставления, влечёт за собой невозможность их использования в процессе доказывания по уголовному делу.
2.2 Актуальные вопросы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам
Оперативно-розыскная деятельность является самостоятельным видом правоохранительной деятельности, осуществляемым специально уполномоченными на то государственными органами с использованием негласных правовых средств. Согласно ст. 1 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144- ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» под оперативно-розыскной деятельностью (далее – ОРД) понимается вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
В уголовно-процессуальной науке предлагаются различные способы решения этой проблемы, от использования напрямую результатов ОРД в качестве доказательств (с определенными оговорками или без таковых) до возможности формирования на их основе доказательств[16]. Не содержат однозначного решения анализируемой проблемы и действующие нормативные правовые акты.
Рассматривая данную проблему, необходимо указать на отличие оперативно-розыскной деятельности от уголовного судопроизводства. Помимо различия в своей правовой природе, нельзя ставить знак равенства между результатами ОРД и доказательствами, на это обращает внимание и Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
Отличие результатов ОРД от доказательств, отмечает Е.А. Доля, обусловлено различием их правовой природы, которая объективно предопределяет предназначенность и допустимые пределы их использования[17]. Результаты ОРД изначально не могут отвечать требованиям, предъявляемым к процессуальным доказательствам, так как они получаемы ненадлежащим субъектом и ненадлежащим способом. В ч. 1 ст. 86 УПК РФ изложен исчерпывающий перечень субъектов, наделенных правом собирать доказательства. К ним относятся: суд (судья), следователь и дознаватель. «Иные лица, в том числе сотрудники правоохранительных органов, уполномоченные на производство оперативно-розыскных мероприятий, а также руководители органов, осуществляющих ОРД, могут лишь представлять предметы и документы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств». В частности, законодатель специально подчеркивает недопустимость возложения на то лицо, которое проводило или проводит по конкретному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия, полномочий по проведению дознания по этому делу (ч. 2 ст. 41 УПК РФ).
Процесс доказывания включает такие этапы, как собирание, проверка, оценка доказательств и их последующее использование при расследовании преступлений. И если касаться одного из первых этапов процесса доказывания - собирания, то он связан прежде всего с производством следственных действий. При проведении оперативно-розыскных мероприятий формируются не доказательства, а результаты ОРД, то есть сведения, полученные в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда (п. 36.1 ст. 5 УПК РФ).
Сами по себе результаты ОРД не являются доказательствами. Они не могут быть непосредственно использованы в качестве таковых для установления предмета доказывания в целом и, в частности, виновности лица в совершении преступления, так как порядок их получения отличается от процедуры получения уголовно-процессуальных доказательств7. Например, лицо оказывает конфиденциальное содействие органу, осуществляющему ОРД, и в ходе производства ОРМ лично наблюдало обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу. Для того, чтобы информация, известная данному лицу, приобрела силу доказательства, сведения об этом лице и о его участии в данном мероприятии должны быть переданы следователю (дознавателю), который проводит в отношении данного лица допрос в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, а доказательством будут не сведения, сообщенные оперативному сотруднику, а его свидетельские показания, данные в ходе допроса.