Файл: Управление прибылью в строительстве (Теоретические вопросы управления прибылью предприятия строительства).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические вопросы управления прибылью предприятия строительства
Существует множество определений прибыли. Рассмотрим некоторые их них[3].
1.2 Формирование, планирование и распределение прибыли предприятия
Глава 2. Анализ управления прибылью ОАО «Тюменская домостроительная Компания»
2.1. Характеристика предприятия ОАО «ТДСК»
2.2. Оценка эффективности управления прибылью
ВВЕДЕНИЕ
Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка.
Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль.
В современных условиях основа экономического развития прибыль, важнейший показатель эффективности работы предприятия, источники его жизнедеятельности. Однако нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось исключительно в сфере интересов только предприятия. Не в меньшей мере в этом заинтересованы государство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры и другие держатели ценных бумаг.
Актуальность исследования обусловлена тем, что именно прибыль создает определенные гарантии для дальнейшего существования и развития предприятия.
Цель курсовой работы – изучить процесс управления прибылью в строительстве.
Реализация данной цели требует постановки следующих задач:
- дать понятие прибыли, механизма ее формирования и распределения;
- изучить факторы влияющие на финансовый результат предприятия;
-проанализировать механизм формирования, распределения и управления прибылью на примере строительной организации.
Объект исследования курсовой работы - ОАО «Тюменская домостроительная Компания».
Предмет исследования финансовые результаты предприятия и пути повышения прибыли предприятия.
Структурно работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена теоретическим аспектам финансовых результатов предприятия. Вторая глава работы содержит анализ формирования, распределения и управления прибылью в ОАО «Тюменская домостроительная Компания».
Глава 1. Теоретические вопросы управления прибылью предприятия строительства
1.1 Понятие, виды прибыли
Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности выражается в финансовых результатах.
Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство и реализацию: когда выручка превышает затраты, тогда финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. При равенстве выручки и затрат удается лишь возмещать затраты — прибыль отсутствует, а следовательно, отсутствует и основа развития хозяйствующего субъекта.[1] Когда затраты превышают выручку, субъект хозяйствования получает убытки — это область критического риска, что ставит хозяйствующего субъекта в критическое финансовое положение, не исключающее банкротство. Убытки высвечивают ошибки, просчеты в направлениях использования финансовых средств организации производства, управления и сбыта продукции.[2]
Существует множество определений прибыли. Рассмотрим некоторые их них[3].
В постсоветской литературе лучше всего сущность прибыли определена доктором экономических наук И.А. Бланком: «Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом, совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности».
Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид деятельности. Эта, внешняя, наиболее простая форма выражения прибыли является вместе с тем недостаточной для ее полной характеристике, так как в ряде случаев активная деятельность в какой-либо сфере может и не быть связанной с получением прибыли. Прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха. Категория прибыли неразрывно связана с категорий капитала - особым фактором производства - и в усредненном виде характеризует цену функционирующего капитала[4].
Прибыль - поистине уникальная экономическая категория. От степени ее познания и использования в значительной мере зависят эффективность самофинансирования, коммерческого расчета, ценообразования, а также действенность функционирования системы товарно-денежных отношений общества.[5] За счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, финансируются мероприятия по техническому перевооружению, реконструкции и расширению
Прибыль представляет собой разность между суммой доходов и убытков, полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятий.
Прибыль выполняет три основные функции[6]:
1) Учетная.
Главное предназначение прибыли в современных условиях хозяйствования – отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией своей продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия.[7]
2)Распределительная.
В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками.
3) Стимулирующая.
Работа предприятия в условиях перехода к рыночной экономике связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. [8]Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда.[9]
Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения. Однако, прибыль не может рассматриваться в качестве единственного и универсального показателя эффективности производства.[10] Если темпы роста стоимостных показателей превышают темпы роста производства конкретных видов продукции в натуральном выражении, имеет место снижение эффективности использования производственных ресурсов в расчете на единицу его полезного эффекта. В величине и темпах роста прибыли недостаточно полно отражается изменение объема и эффективности использования основных фондов и оборотных средств. В российской практике употребляются следующие понятия прибыли[11]. Валовая прибыль – прибыль, полученная от продажи товаров, без вычета общих управленческих расходов.
Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества - это финансовый результат не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе хозяйствующего субъекта. Предприятие вправе списывать, продавать, ликвидировать, передавать свое имущество: здания, сооружения, оборудование, транспортные сродства, материальные ценности и другие виды имущества. Финансовый же результат имеет место только при продаже перечисленных видов.[12] Он определяется как разница между выручкой от реализации имущества (за вычетом НДС) и их остаточной стоимостью с учетом понесенных расходов по реализации, скорректированной на коэффициент инфляции. Влияние на величину прибыли до налогообложения оказывают и доходы и расходы от прочих операций. Финансовые результаты от прочих операций - это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности[13].
Так как прибыль хотя и установлена законодательно, но не отражается в балансе целесообразно использовать тождественное (до принятия соответствующего нормативного документа) понятие балансовой прибыли. Чистая прибыль — часть балансовой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет. Чистая прибыль используется для увеличения оборотных средств предприятия, формирования фондов и резервов, и реинвестиций в производство[14].
Объём чистой прибыли зависит от объёма валовой прибыли и величины налогов; исходя из объёма чистой прибыли, исчисляются дивиденды акционерам предприятия. Предприятия, получающие прибыль, имеют возможностью, часть этой прибыли направить обратно в производство в качестве инвестиций, - причем не только на расширение масштабов производства, но и на его совершенствование, на разработку и внедрения новой техники т.д. [15]
Таким образом, получение фирмой прибыли сегодня создает не только стимулы для предпринимателя, но и реальные возможности для получения прибыли и в будущем. Важно подчеркнуть, что неопределенность, приносящая прибыль одним предприятиям, одновременно порождает убытки для других. Однако постоянная угроза убытков является таким же мощным стимулом, как и желание, заработать прибыль.
1.2 Формирование, планирование и распределение прибыли предприятия
Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления прибылью. Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и планирования на предприятии.
Основные источники получения прибыли[16]:
1) первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта.
2) второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства к меняющейся конъюнктуре. [17]
3) третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия.
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации своей продукции. Кроме того, в состав общей прибыли включаются[18]:
1) прибыль (или убытки) от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, т. е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе предприятия;
2) прибыль (или убытки) от реализации основных фондов и другого имущества, которая рассчитывается как разница между ценой продажи и остаточной стоимостью;
3) прочими доходы, которые непосредственно не связаны с производством и реализацией продукции, но значение которых усиливается в условиях развития предпринимательства.
При этом прибыль уменьшается на следующие виды доходов (прибыли): от долевого участия в деятельности других предприятий; дивиденды; проценты, полученные по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим данному предприятию; от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий; от работы казино, видеосалонов, игровых автоматов. [19]
Чистая прибыль направляется на финансирование производственного развития предприятия, удовлетворение потребительских и социальных нужд, финансирование социально-культурной сферы, отчисления в фонд оплаты труда сверх заработной платы и другие цели.