Файл: Управление прибылью в строительстве (Теоретические вопросы управления прибылью предприятия строительства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические вопросы управления прибылью предприятия строительства

1.1 Понятие, виды прибыли

Существует множество определений прибыли. Рассмотрим некоторые их них[3].

В постсоветской литературе лучше всего сущность прибыли определена доктором экономических наук И.А. Бланком: «Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом, совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности».

Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид деятельности. Эта, внешняя, наиболее простая форма выражения прибыли является вместе с тем недостаточной для ее полной характеристике, так как в ряде случаев активная деятельность в какой-либо сфере может и не быть связанной с получением прибыли. Прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха. Категория прибыли неразрывно связана с категорий капитала - особым фактором производства - и в усредненном виде характеризует цену функционирующего капитала[4].

Прибыль - поистине уникальная экономическая категория. От степени ее познания и использования в значительной мере зависят эффективность самофинансирования, коммерческого расчета, ценообразования, а также действенность функционирования системы товарно-денежных отношений общества.[5] За счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, финансируются мероприятия по техническому перевооружению, реконструкции и расширению

1.2 Формирование, планирование и распределение прибыли предприятия

Глава 2. Анализ управления прибылью ОАО «Тюменская домостроительная Компания»

2.1. Характеристика предприятия ОАО «ТДСК»

2.2. Оценка эффективности управления прибылью

2.3 Мероприятие по повышению прибыли предприятия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Основной статьей расходов ОАО «Тюменская домостроительная Компания» в анализируемом периоде являются материальные расходы, они составляют более 50% и их динамика в структуре полной себестоимости продукции положительная. Преобладание материальных затрат обусловлено видом деятельности предприятия. Прочие затраты имеют отрицательную тенденцию, но структуре себестоимости занимают четверть расходов. Расходы на заработную плату и страховые взносы составляют примерно 10% от полной себестоимости продукции предприятия.

Структура себестоимости продукции ОАО «Тюменская домостроительная Компания» за анализируемый период не изменилась. Наименьшей статьей расходов в структуре себестоимости является амортизация основных производственных фондов.

Таблица 2

Динамика финансовых результатов ОАО «Тюменская домостроительная Компания»

тыс. руб.

Показатель

2014 год

2015 год

2016 год

Темпы роста, %

2015 г. к 2014г.

2016 г. к 2015 г.

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

3647724

3980256

6602782

109,1

165,9

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ

-3212994

-3481835

-5034859

108,4

144,6

Валовая прибыль

434730

498421

1567923

114,7

314,6

Коммерческие расходы

0

0

0

0,0

0,0

Управленческие расходы

0

0

0

0,0

0,0

Прибыль от продаж

434730

498421

1567923

114,7

314,6

Проценты к получению

1470

10603

19092

721,3

180,1

Проценты к уплате

-73601

-42252

-18609

57,4

44,0

Доходы от участия в других организациях

73

0

0

0,0

0,0

Прочие доходы

684129

407852

411986

59,6

101,0

Прочие расходы

-341843

-58330

-143551

17,1

246,1

Прибыль до налогообложения

702258

816294

1836841

116,2

225,0

Отложенные налоговые активы

649

-24

-1127

-3,7

4695,8

Отложенные налоговые обязательства

-2169

-2933

-50193

135,2

1711,3

Текущий налог на прибыль

-144738

-158106

-333774

109,2

211,1

Чистая прибыль

702258

655231

1451747

116,9

221,6


Из данных таблицы 2 видно, что эффективность деятельности ОАО «Тюменская домостроительная Компания» за анализируемый период увеличивается, что является положительной тенденцией.

В 2016 году произошло резкое увеличение выручки предприятия. При увеличении доходов почти в два раза, валовая прибыль увеличилась в три раза. Основными причинами увеличения показателей прибыли предприятия является увеличение доходов опережающими темпами, чем расходы предприятия. Валовая прибыль в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличилась в три раза, а прибыль до налогообложения и чистая прибыль в два раза.

Реализация готового жилья приносит основную массу прибыли анализируемому предприятию 1670892 тыс. руб., что составляет 91% от общей прибыли предприятия до налогообложения. 7246 тыс. руб. прибыли приносит реализация собственной продукции (строительные материалы). Деятельность столовой и физкультурно-оздоровительного комплекса является не прибыльной, основная цель этих видов деятельности улучшение социальных условий труда персонала предприятия. Наибольшую прибыль предприятию среди прочих доходов и расходов приносит прибыль от инвестиций дольщиков в размере 385915 тыс. руб. Наименьшая прибыль в анализируемом периоде была получена в 2014 году.

В 2014 году всего прибыли до налогообложения получено 702 258 тыс. руб. Убытки от строительно-монтажных работ в сумме 88 289 тыс.руб. объясняются высокой рыночной стоимостью аренды земельных участков, подключения инженерных сетей для строящихся объектов, что не было предусмотрено рыночным коэффициентом по г. Тюмени.

В 2015 году всего прибыли до налогообложения получено 816294 тыс. руб.

В 2016 году произошло резкое увеличение финансовых результатов деятельности ОАО «Тюменская домостроительная Компания». Так читая прибыль увеличилась почти в три раза по сравнению с 2014 годом.

Таблица 3

Структура распределения прибыли предприятия

Показатель

2014 год

2015 год

2016 год

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Прибыль после налогообложения

560338

100,0

655231

100,0

1451747

100,0

Капитальные вложения

268281

47,9

413829

63,2

333856

23,0

Потребление - выплаты из прибыли

117529

21,0

222071

33,9

236069

16,3

Дивиденды акционерам

174528

31,1

19331

2,9

881822

60,7


В таблице 3 отражены основные тенденции распределения прибыли в ОАО «Тюменская домостроительная Компания» за период с 2014 по 2016 годы. Структура распределения прибыли определяется на ежегодном собрании акционеров. Дивиденды акционерам, владеющим обыкновенными акциями начисляются от суммы прибыли оставшейся после определения расходов необходимых для капитальных вложений и всех выплат. Капитальные вложения преобладали в структуре распределяемой прибыли до 2016 года. В 2016 году за счет увеличения суммы прибыли доля прибыли направляемые на дивиденды составила 60,7% от общей суммы прибыли.

Таблица 4

Базовая и фактическая прибыль на акцию ОАО «Тюменская домостроительная Компания»

Показатель

Единица

измерения

2014 год

2015 год

2016 год

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия

тыс. руб.

560338

655 231

1451747

Сумма дивидендов по привилегирован-ным акциям, выплаченная их владельцам

тыс. руб.

-

-

-

Базовая прибыль (убыток)

тыс. руб.

560338

655 231

1451747

Средневзвешенное количество обыкновенных акций

штук

39069

39069

39069

Базовая прибыль, приходящаяся на одну акцию по итогам года

тыс. руб.

14,34

16,77

37,16

Прибыль, выплаченная на одну акцию по итогам года

тыс. руб.

4,47

0,49

22,57

В таблице 4 представлены данные о дивидендных выплатах на одну обыкновенную акцию. Разводненная прибыль (убыток) на акцию за анализируемый период не определяется, т.к. ОАО «Тюменская домостроительная Компания» не имеет конвертируемых ценных бумаг или договоров купли-продажи обыкновенных акций у эмитента по цене ниже их рыночной стоимости.

Структура распределения прибыли определяется на ежегодном собрании акционеров. Дивиденды акционерам, владеющим обыкновенными акциями начисляются от суммы прибыли оставшейся после определения расходов необходимых для капитальных вложений и всех выплат. Капитальные вложения преобладали в структуре распределяемой прибыли до 2016 года. Капиталовложения ОАО «Тюменская домостроительная Компания» осуществляются в основные средства, частности в земельные участки. Наибольшая сумма инвестиций в сумме 413829 тыс. руб. в 2015 году. В 2016 году произошло сокращение инвестиций на 19,3%.


2.3 Мероприятие по повышению прибыли предприятия

Факторный анализ прибыли от продаж необходим для оценки резервов повышения эффективности производства, т.е. основной задачей факторного анализа является поиск путей максимизации прибыли компании. Кроме того, факторный анализ прибыли от продаж является обоснованием для принятия управленческих решений. Для проведения анализа составим аналитическую таблицу, источником информации служат данные отчета о прибылях/убытках «Тюменская домостроительная Компания».

Определим влияние факторов на сумму прибыли «Тюменская домостроительная Компания» следующим образом.

1. Для определения влияния объема продаж на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж.Выручка от реализации товаров предприятия в отчетном периоде составила 3980256 тыс. рублей, для начала необходимо определить объем продаж в базисных ценах (3980256/1,03), который составил 3864326 тыс. рублей. С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 105,9% (3864326/3647724*100%), т.е. произошло увеличение объема реализованной продукции на 5,9%. За счет увеличения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг увеличилась: 434730 * (+0,05938) = +25814 тыс. руб.

2. Влияние ассортимента продаж на величину прибыли организации определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.

Таблица 5

Факторный анализ прибыли от продаж ОАО «Тюменская домостроительная Компания» за 2014-2016 гг. тыс. руб.

Показатель

2014 год

2015 год

Абсолютные изменения, тыс. руб.

Относи-тельные изменения, %

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

3647724

3980256

332532

109,1

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ

3212994

3481835

268841

108,4

Коммерческие расходы

0

0

0

0,0

Управленческие расходы

0

0

0

0,0

Прибыль от продаж

434730

498421

63691

114,7

Индекс изменения цен, доли

1,00

1,03

0,03

103,0

Объем реализации в сопоставимых ценах

3647724

3864326

216602

105,9

Влияние факторов на величину прибыли от продаж:

- объем продаж

+25814

- сдвиги в структуре ассортимента

+292

- изменения себестоимости

-78345

- изменения коммерческих и управленческих расходов

0

- цены реализации продукции, работ, услуг

+115930

Общие изменения прибыли от продаж

+63691


Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 3864326 тыс. рублей;фактически реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости (3212994*1,0593) = 3403525 тыс. рублей;коммерческие расходы базисного периода 0 тыс. рублей;управленческие расходы базисного периода 0 тыс. рублей;прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам (3864326–3403525–0–0) = 460801 тыс. рублей.

Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно:

460801 – (434730*1,0593) = +292 тыс. руб.

Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с большим уровнем доходности.

3. Влияние изменения себестоимости на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж: 3481835 – (3212994*1,0593) = -78345 тыс. руб. Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму.

4. Влияние изменения коммерческих и управленческих расходов на прибыль компании определим путем сопоставления их величины в отчетном и базисном периодах. За счет снижения размера коммерческих расходов прибыль выросла на 0 тыс. рублей (0 – 0), а за счет снижения размера управленческих расходов – на 0 тыс. рублей (0 – 0).

5. Для определения влияния цен реализации продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.: 3980256 - 3864326 = +115930 тыс. руб.

В 2015 году единственный фактор негативно повлиял на величину прибыли от продаж – это рост себестоимости продукции, который произошел за счет повышения цен на сырье и материалы. Наибольшее положительное влияние оказал фактор цены реализации продукции за счет него произошло увеличение прибыли от продаж на 115930 тыс. руб.

В целом можно сделать вывод, что ОАО «Тюменская домостроительная Компания», придерживается политики роста объема продаж в сочетании с адекватной ценовой политики у предприятия имеются, резервы по снижению себестоимости продукции. В таблице 6 представлены результаты факторного анализа прибыли от продаж ОАО «Тюменская домостроительная Компания» за период 2014-2016 гг.

Основным фактором повлиявшим на рост прибыли от продаж в 2016 году, как и в 2015 году является рост цен, т.е. благоприятная конъюнктура на рынке недвижимости и правильная ценовая стратегия ОАО «Тюменская домостроительная Компания». Положительным фактором послужило отставание в темпах роста себестоимости от темпов роста объема производства продукции.