Файл: Моделирование товарного ассортимента предприятия и его прогнозная оценка (ООО «Фея»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сегментом данного предприятия является рынок одежды для мужчин и женщин.

2.2 Анализ ассортимента ООО «Фея»

Магазина «Фея» изначально занимался реализацией верхней одежды для мужчин и женщин, со временем параллельно с работой магазина налаживались связи с поставщиками швейных трикотажных изделий и в ассортимент товаров добавлялись различные группы товаров.

С финансовой точки зрения, формирование ассортимента происходит с учетом оборачиваемости товаров, размера товарооборота и получаемой прибыли.

Организационная структура предприятия –это пакет взаимных договоренностей о разделении задач и полномочий внутри предприятия между его элементами.

Экономический анализ хозяйственной деятельности начинается с комплексного обзора основных показателей, характеризующих конечный результат работы предприятия, и заключается в исследовании факторов, влияющих на размер балансовой прибыли; анализе рентабельности, оценке эффективности хозяйственной деятельности и использования основного и оборотного капитала. В настоящее время товарный классификатор выглядит следующим образом (таблица 2.1).

Таблица 2.1 Основные показатели деятельности магазинов «Фея» за 2015-2017 гг.

Показатели

Года

Темп прироста показателей

2015

2016

2017

2016/2015

2017/2016

  1. Розничный товарооборот, тыс.руб.

10287

12605

15558

122,5

123,4

  1. Валютная прибыль, тыс. руб.

2020

2263

2870

112,1

126,8

  1. Издержки обращения, тыс.руб.

1980

2146

2627

108,4

122,4

  1. Среднесписочная численность работников, чел.

15

15

15

100,0

100,0

  1. Фонд оплаты труда, тыс.руб

3600

3793

3932

105,4

106,7

  1. Объем товарооборота на 1 работника в год, тыс. руб.

816,4

1000,4

1196,8

122,6

119,6

  1. Уровень затрат на оплату труда в общем объеме товарооборота , %

55,1

51,0

48,1

92,6

94,3

  1. Чистая прибыль , тыс. руб.

437

514

640

117,6

124,5

  1. Рентабельность , %

3,8

3,7

3,8

97,8

102,5


В табл. 2.1 мы видим, что произошло расширение деятельности предприятия, увеличился объемов продаж, прибыль предприятия увеличивается. Рост фонда оплаты труда не соответствует росту объемов выручки предприятия, за исследуемый период фонд оплаты труда вырос на 126,6%, а объем валовой прибыли в 2017 году составил 146,2% от уровня 2015 года. Объем фонда заработной платы в издержках предприятия постоянно снижается с уровня 55,1% в 2015 году до 48,1% в 2017, но его объем остается значительным в общем объеме коммерческих затрат предприятия. Объем товарооборота на каждого работника из года в год повышается, но в большей степени это связано с ростом цен на товары.

Основной группой товаров для данных магазинов до сих пор остается группа товаров верхней одежды. Характерной чертой торгового предприятия является быстрый товарооборот, частое пополнение ассортимента и работа с постоянно новыми товара. Планирование закупок основано на цели полной реализации коллекций товаров и редкое ее повторение, чаще всего коллекция полостью обновляется. Основная проблема заключается в том, что товары, такие как деловая, повседневная одежда, аксессуары, имеют более частый покупательский спрос, а с такой группой товаров как верхняя одежда, данная методика не подходит. Со временем образовались товарные запасы устаревших моделей и товарооборот по верхней одежде упал. Это и послужило выходу на более крупный рынок г. Рязани .

Таблица 2.2 Сопоставление экстраполированного прогнозного объема продаж по товарным группам с его фактическим значением

Товарная подгруппа

Прогноз объема продаж на 2017г., тыс. руб.

Коэффициент достоверности аппроксимации (R2)

Фактический объем продаж 2017г., тыс. руб.

Отклонение: факт/прогноз, %

Блузы

1815,5

0,8454

1974,8

108,7

Платья

1679,9

0,9861

1615,6

96,1

Юбки

1439,6

0,9791

1430,6

99,4

Пальто (осень/зима)

1951

0,9936

1916,8

98,4

Костюмы

1058,6

0,1631

1087,8

132,77

Жакеты

917,9

0,9791

888,3

96,7

Джемпера

792,6

0,8597

822,9

103,8

Плащи

703,1

0,8386

785,6

111,7

Куртки

696,7

0,9878

659,4

94,6

Колготки

655,8

0,9921

630,7

96,17

Аксессуары

530,5

0,9947

510,8

96,3

Всего

12785,3

12323,3

96,3


По представленным данным мы видим, что чем выше величина коэффициента достоверности аппроксимации, тем более точен прогноз. Наиболее высок уровень достоверности аппроксимации по таким ассортиментным группам, как пальто (осень/зима), колготки и аксессуары.

Основная цель закупки данного предприятия – это получение товаров нужного качества, в нужном количестве, по нужной цене. С момента открытия магазинов розничной торговли «Фея» наработался определенный список постоянных поставщиков, работа с которыми полностью удовлетворяет цели фирмы. Своих поставщиков компания выбирает на основании их финансовой устойчивости, платежеспособности, продолжительности хозяйственных связей, надежности, экономической эффективности заключаемых сделок.

Все поставщики предлагают широкий и глубокий ассортимент товаров от верхней одежды до домашней, повседневной. Исследуемое предприятие придерживается следующей позиции, оно приобретает на каждой фабрике определенную группу товаров (таблица 2.3).

С данными поставщиками налажена постоянная связь. Периодичность заявок составляет 1 раз в 1 – 2 месяца. Объем заявок 100 – 150 единиц товаров.

С данными поставщиками заключены бессрочные договора, установлена гибкая системы оплаты заявок, допускается дебиторская задолженность и работа под реализацию.

Так же у предприятия есть прочие поставщики, работа с которыми налажена по предоплате. Частота заявок с данными поставщиками реже, 1 раз в 3 – 4 месяца. Это оптовики различных аксессуаров: галстуки, носки, запонки, носовые платки, ремни подтяжки, платки и шарфы, бижутерия, колготки.

Таблица 2.3 Дифференциация закупок определенных групп товаров у разных поставщиков магазинов «Фея» 2011–2017 гг.

Поставщик

Вид закупаемой группы товаров

1. ООО «АРГО»

Верхняя одежда. Мужской классический костюм

2. ООО «МИСТИКА»

Стильная, деловая одежда: костюмы, брюки, юбки

3. ООО «ОПТИМУМ»

Легкий трикотаж: блузки, платья

4. ООО «ВЕНЕЦИЯ»

Вечерняя одежда

5. ООО «РУССКИЙ СТИЛЬ»

Повседневная одежда: брюки, кофты, свитера

В таблице 2.4 представлена динамика работы с постоянными стратегическими поставщиками и прочими мелкими оптовиками.

В общей структуре доля постоянных поставщиков в среднем в 2 раза выше, чем прочих и на протяжении трех лет ситуация значительно не менялась.

Таблица 2.4 Структура поставщиков ООО «Фея» и динамика их численности за период 2015–2017 гг.


Вид поставщиков

2015

2016

2017

2015–2017

Кол-во

Удельный вес, %

Кол-во

Удельный вес, %

Кол-во

Темп изменения

Стратегические

7

63

6

75

5

100

Прочие

4

37

2

25

3

100

Всего

11

100

8

100

8

100

Темп роста находится на одном уровне, не наблюдается не спада, не роста, таким образом подтверждается стабильность основных поставщиков.

Это говорит о хорошей слаженной работе с основными поставщиками, которые зарекомендовали себя, и нет причины для поиска новых поставщиков. Мелкие же оптовики могут изменяться, основная причина этому служит более выгодные ценовые позиции на товары группы «аксессуары».

Следует сделать вывод из всего выше перечисленного, что основными проблемами в работе данного предприятия являются сложность в управлении запасами, такой товарной группы как «верхняя одежда», а так же изменить систему образования продажной цены товаров, ее следует с традиционной (рассчитывая на основе издержек) переводить на более современные методы ценообразования.

Способы решения этих проблем будут приведены в главе 3 при помощи современных методов анализа ассортимента, его ценообразовании и управления им.

3. Прогнозирование и формирование оптимального торгового ассортимента

Правильно сформированный ассортимент розничного торгового предприятия является не только важным фактором, определяющим его прибыль, но и условием успешной реализации товаров. Поэтому необходима разработка рациональных классификаторов ассортимента. Важную роль играет и правильное установление цены на разные группы, категории товаров, их дифференциация с точки зрения спроса потребителя, для того, чтобы покупатель четко мог выделить позиции, которые ему подходят и не останавливался на этапе выбора товара. Таким образом выделены следующие недостатки в работе исследуемого предприятия, а именно:

  1. Проблема формирования рационального ассортимента
  2. Несовершенство ценовой политики и метода ценообразования

Предлагается путем АВС анализа выявить неликвидные группы или категории товаров, ввести метод расчета продажной цены на товар. В настоящее время предприятие использует эмпирическими методами анализа, пользуясь опытом, практикой работы и прогнозами.

Магазины «Фея» работают в течении 9 лет. Все это время основной товарной группой была «Верхняя мужская женская одежда». За данный промежуток времени рынок Рязани достаточно насытился. Этому способствовали ряд факторов:

1. Население около 230 тыс. человек.

2. Данная ассортиментная групп «Верхняя одежда», а в частности категория «Пальто для зимы», изготовлено из качественных материалов, изделия обладают высокой степенью носкости и прочности – поэтому не каждый потребитель будет менять свой зимний наряд каждый год.

В результате насыщения рынка происходит затоваривание магазинов и складов – этой проблеме необходимо найти рациональное решение.

Данное предприятие уже принимает меры по решению этой задачи. Оно расширяет рынок – выходит на новые рубежи, открыв розничный магазин в

г. Рязани. Существует так же ряд факторов, которые не дают полноценно решить эту проблему:

1. Рынок г. Рязани так же насыщен товарами данной группы.

2. На рынке г. Рязани присутствуют предприятия, работающие с поставщиками г. Новосибирска, с которыми работает и наше предприятие.

Есть и преимущества данного способа решения задачи:

1. Ценовая политика более благоприятная у магазинов «Фея» – она нацелена не на завышение цен продукции, а на высокую оборачиваемость товаров, быстрое обновление коллекций и за счет этого получение прибыли.

2. В магазине присутствуют модели всегда последней коллекции, наряду с конкурентами, у которых зачастую можно встретить продукции старых сезонов.

Для решения первой проблемы, связанной с затовариванием, предлагается использовать один из предложенных вариантов:

1) Рассчитать оборачиваемость товарной группы «Верхняя одежда».

2) Использовать АВС анализ

Проведем АВС анализ ассортимента магазина одежды «Фея» по категориям. Параметром измерения будет служить объем продаж. Нас будет интересовать вклад каждой категории в общий объем продаж за 2017 г. таблица 2.6.

Проанализировав, таким образом, вклад каждой категории в оборот магазина, можно сделать вывод, что какие-то категории нуждаются пересмотре, например Пальто зимнее. Возможно, эта категория имеет неадекватное ценообразование или произошло насыщение рынка данной категорией товаров.