Файл: Рассмотрение сути рынка ценных бумаг — самого сложного феномена современной России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.05.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • право на получение исполнения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой имущества, указанного в договоре об ипотеке, без представления других доказательств существования этого обязательства;
  • право залога на указанное в договоре об ипотеке имущества.

1.10 Эмиссионные ценные бумаги

Эмиссионные ценные бумаги составляют основу рынка ценных бумаг. Рынок ценных бумаг — это сектор экономики, включающий два взаимосвязанных компонента: эмиссию и обращение ценных бумаг. Особенность рынка ценных бумаг состоит в том, что обращающиеся на нем ценности представляют собой совокупность прав и не существуют в отрыве от обеспечиваемой государством нормативно-правовой базы и системы правоприменения. Поэтому оба компонента при недобросовестном отношении к ним участников рынка, несоблюдении действующих юридических норм, отсутствии жесткого государственного контроля за деятельностью рынка создают возможность причинения крупных материальных потерь владельцам ценных бумаг.

Естественное развитие российского рынка ценных бумаг прервалось в годы советской власти, с начала 30-х гг. он факти­чески отсутствовал в нашей стране. Его воссоздание, проходившее в условиях агрессивно-наступательной рекламы и отсутствия опыта "общения" с ценными бумагами у населения, да и у самих организаторов рынка, привело к образованию много­численных криминальных организаций, всяких "пирамид" типа "МММ", "Русский Дом "Селенга", "Чара", "Властилина" и т.п. Быстрое разорение одних, прекращение деловой активности других, бесследное исчезновение третьих повлекли утрату де­сятками миллионов людей вложенных в них сбережений. Тем самым уже в самом начале сложилась устойчивая негативная оценка новых финансовых структур, появилось недоверие к институту рыночной экономики — ценным бумагам.

Столь неудовлетворительная ситуация в значительной степени обусловлена сначала отсутствием, а затем крайне запоздалым законодательным регулированием этого института. Лишь 4 ноября 1994 г. был принят Указ Президента РФ № 2063 "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации". Федеральный же закон о рын­ке ценных бумаг начал действовать с конца апреля 1996 г. За прошедшие 7 лет он четырежды менялся. Последний раз — Федеральным законом от 28 декабря 2002 г. № 185-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и о внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях". Новое законодательство устранило излишние административные барьеры, мешавшие развитию рынка ценных бумаг, в частности упростило выдачу лицензий профессиональным участникам рынка ценных бумаг и расширило на нем их предпринимательские возможности.


Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации утверждена Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1008. Основой для развертывания нормативно-правовой базы рынка ценных бумаг является гражданское право в сочетании с формированием новых правовых институтов, способствующих становлению и развитию рынка. Самое важное в этой сфере для современной России — повысить надежность и эффективность формируемого рынка ценных бумаг. В марте 1999г. принят Федеральный закон № 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".

В основе рынка ценных бумаг лежат эмиссионные ценные бумаги. Они бывают в документарной и бездокументарной форме. Документарная — это форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценно бумаги или в случае депонирования такового на основании записи по счету депо (см. ниже). При бездокументарной форм владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг, или, в случае депонирования ценных бумаг, на основании записи по счету депо.

В качестве эмиссионной может выступать любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками: закрепляет совокуп­ность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удовлетворению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка; размещается выпусками; имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

Типичными примерами эмиссионных ценных бумаг являются акции и облигации.

Федеральный закон от 28 декабря 2002 г. наделил качеством эмиссионной ценную бумагу — опцион эмитента, под которым понимается эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и/или при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента такого опциона по цене, опреде­ленной в опционе эмитента. Опцион эмитента является именной ценной бумагой. Принятие решения о размещении опционов эмитента и их размещение осуществляются в соответствии с установленными федеральными законами правилами размещения ценных бумаг, конвертируемых в акции. При этом цена размещения акций во исполнение требований по опционам эмитента определяется в соответствии с ценой, определенной в таком опционе.


Выпуск эмиссионных ценных бумаг — совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случаях, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации. Выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается единый государственный регистрационный номер, который распространяется на все ценные бумаги данного выпуска.

Под эмиссией ценных бумаг понимается установленная законом последовательность действии эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. Эмитентами могут быть юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими. Владелец — лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве.

Важно строгое соблюдение процедур эмиссии. Нарушение эмитентом порядка (процедур) эмиссии ценных бумаг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50, а на юридических лиц — от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда. Злоупотребления же при выпуске ценных бумаг (эмиссии), т.е. внесение в проспект эмиссии заведомо недостоверной информации, а равно утверждение проспекта эмиссии, содержащего заведомо недостоверную информацию, или утверждение заведомо недостоверных результатов эмиссии, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба, влекут уголовную ответственность (ст. 185 УК РФ).

Федеральный закон от 28 декабря 2002 г. в процедуре эмиссии, выделил следующие этапы:

1) принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;

2) утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;

3) государственную регистрацию выпуска, (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;

4) размещение эмиссионных ценных бумаг;

5) государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Особенно значим третий этап — государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг, которую осуществляет федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ФОЦБ). В настоящее время таким органом является ФКЦБ. Сейчас имеются все возможности для того, чтобы не допустить выхода на рынок сомнительного партнера. Это обеспечивается прежде всего тем, что:

а) запрещено обращение эмиссионных ценных бумаг, не прошедших государственную регистрацию;


б) к заявлению о государственной регистрации прилагаются документы, исключающие в дальнейшем какие-либо махинации с эмиссионными ценными бумагами. В частности, прилагаются решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг, и др. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными правовыми актами ФОЦБ;

в) при регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан обеспечить доступ к содержащейся в нем информации любым заинтересованным лицам независимо от цели получения информации. Последняя же очень обширна и включает сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, о его бухгалтерской отчетности, экономическом состоянии и т. д.;

г) регистрирующий орган вправе провести проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для госрегистрации;

д) регистрирующий орган несет ответственность за полноту информации, содержащейся в представленных для государственной регистрации документах;

е) регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации (ст.21 Федерального закона от 28 декабря 2002 г.). Решение об отказе может быть обжаловано в суд или арбитражный суд.

Федеральный закон от 28 декабря 2002 г. дополнил гл. 5 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" ст. 271—275. Статья 27' касается особенностей эмиссии опциона эмитента. В частности, эмитент не вправе размещать опционы эмитента, если количество объявленных акций эмитента меньше количества акций, право на приобретение которых представляют такие опционы. Размещение опционов эмитента возможно только после полной оплаты уставного капитала акционерного общества.

В ст. 272 речь идет об особенностях эмиссии и обращения облигаций с обеспечением. Облигациями с обеспечением признаются облигации, исполнение обязательств по которым обеспечивается залогом, поручительством, банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией. При их эмиссии условия обеспечивающего обязательства должны содержаться в решении о выпуске облигаций и, если в соответствии с Федеральным законом государственная регистрация выпуска облигаций сопровождается регистрацией проспекта облигаций, в проспекте облигаций, а при документарной форме выпуска также в сертификатах облигаций.


Обращение ценных бумаг выражается в заключении гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги от первичных к вторичным и последующим владельцам. Права, закрепленные эмиссионной ценной бумагой, переходят к ее приобретателю с момента перехода права на эту ценную бумагу. Эмиссионные ценные бумаги в отличие от Других ценных бумаг могут быть только именными и на предъявителя. Именные — ценные бумаги, информация о владельцах которых должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг. Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя — ценные бумаги, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав не требует идентификации владельца. Переход прав на именную эмиссионную ценную бумагу должен сопровождаться уведомлением держателя реестра или депозитария, или номинального держателя ценной Бумаги, осуществление прав по предъявительским эмиссионным ценным бумагам производится по предъявлении их владельцем или его доверенным лицом.

Действует особый Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", которым установлены: порядок возникновения и исполнения обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в результате осуществления эмиссии этих ценных бумаг процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения; порядок раскрытия информации эмитентами указанных ценных бумаг в части, не регламентированной законодательством Российской Федерации. Правительство РФ в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. приняло постановление от 30 сентября 2000 г. № 754, которым утвердило два важных нормативных акта: Правила государственной регистрации нормативных правовых актов, содержащих условия эмиссии ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг; Правила представления отчетов об итогах эмиссии ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг. Порядок выпуска ценных бумаг отдельными организациями уточняется также в ведомственных нормативных актах.

Становление, развитие и функционирование рынка ценных бумаг в первую очередь определяются профессиональными участниками этого рынка. Ими могут быть юридические лица, которые осуществляют виды деятельности, указанные в гл.2 ФЗ "О рынке ценных бумаг". Физические лица в их число не входят. Сложилось несколько видов такой деятельности, детерминирующих особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг: