Файл: Понятие, причины и признаки несостоятельности (банкротства) предприятий.pdf
Добавлен: 14.05.2023
Просмотров: 247
Скачиваний: 7
Введение
Актуальность темы исследования. Совершенствование арбитражного управления и повышение эффективности применения различных процедур банкротства на практике являются одними из основных направлений развития российской экономики, ее стабилизации и оздоровления путем либо своевременного и оправданного закрытия, «избавления» от убыточных предприятий и организаций, либо, насколько это возможно в большинстве случаев, восстановления их платежеспособности и возрождения деятельности. Действующий на настоящий момент Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ, принятый в 2002 году, с момента своей первой публикации претерпел множество изменений, решение о внесении которых во многих случаях было принято на основе обнаружения недоработок или недостаточной действенности тех или иных аспектов закона, выявленных в результате анализа статистических данных его практического применения. Однако до сегодняшнего дня существуют проблемы, связанные с законодательством о банкротстве предприятий.
Невозможность существования и развития современной экономики вне действия норм конкурсного права требует от законодателя неуклонного их совершенствования, а от юридической науки – поиска новых знаний, способных обеспечить такую законодательную работу. Указанное предопределяет практическую и теоретическую актуальность научного исследования проблем правового регулирования процедур банкротства.
Целью работы является правовое исследование процедур банкротства предприятия в российском праве, а также формулирование на основе полученных результатов анализа предложений и рекомендаций по совершенствованию правового регулирования банкротства предприятий в России.
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи исследования:
- дать понятие, отразить причины и признаки несостоятельности (банкротства) предприятий;
- исследовать процедуры несостоятельности (банкротства): понятие, цели и основания ведения;
- предложить перспективы совершенствования законодательства банкротства предприятий.
Предметом исследования является законодательство, определяющее правовое положение предприятия при банкротстве, практика его применения, взгляды по проблемам, связанным с темой исследования.
Объектом изучения являются общественные отношения с участием предприятия банкрота.
Методологическую основу исследования составили как общенаучные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и др.), так и специально-юридические методы познания правовой действительности (сравнительно-правовой, формально-юридический и др.
Эмпирическую основу исследования составили нормативно-правовые акты, нормы которых регулируют отношения несостоятельности, материалы судебно-арбитражной практики по применению законодательства о банкротстве, данные статистики о результатах проведения процедур банкротства.
Структура курсовой работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Понятие, причины и признаки несостоятельности (банкротства) предприятий
Согласно общепринятым представлениям несостоятельность рассматривается как кризисное положение предприятия в системе экономических связей. Банкротство – это результат развития кризисного состояния, когда предприятие не в силах погасить свою задолженность перед кредиторами и восстановить платежеспособность за счет собственных источников доходов. Банкротство так же можно рассматривать как инструмент перераспределения капитала и оздоровления экономики, благодаря которому происходит частичная или полная реконструкция неэффективных предприятий либо их цивилизованный вывод с рынка.
В научных кругах существует множество других определений банкротства. Например, Л.В. Черникова понимает под банкротством неспособность предприятия финансировать текущую операционную деятельность и погашать срочные обязательства, которая является следствием разбалансированности экономического механизма воспроизводства капитала предприятия и результатом его неэффективной ценовой, инвестиционной и финансовой политики[1]. Оригинальное по своему содержанию определение банкротства предлагают О.А. Львова и О.М. Пеганова[2]. По их мнению, банкротство – это рыночный механизм защиты здоровых хозяйствующих субъектов от безнадежно больных. Наиболее четкое определение дано А.В. Гришаевым. По его мнению банкротство – это цивилизованная форма разрешения конфликта, возникшего между кредиторами и должником, позволяющая в определенной мере соблюсти интересы обоих[3].
Порядок и условия признания субъектов экономической деятельности банкротами с целью удовлетворения претензий кредиторов в Российской Федерации регулирует Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года[4]. По Закону о банкротстве предприятие может получить:
- досудебная санация (ст.31 Закона) - предоставление должнику финансовой помощи, достаточной для погашения денежных обязательств и восстановления платежеспособности;
- мораторий на удовлетворение требований кредиторов (ст.95 Закона);
- возможность заключения мирового соглашения на любой стадии процесса (ст.150 Закона);
- иные меры, которые могут способствовать достижению вышеназванных целей (ст.109 Закона).
Понятие банкротства характеризуется различными его видами. В законодательной и финансовой практике выделяют следующие виды банкротства предприятий (рис. 1):
Виды банкротства
Фиктивное
Умышленное
Техническое
Реальное
Рисунок 1 - Классификация видов банкротства
1. Реальное банкротство. Оно характеризует полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала.
2. Фиктивное банкротство. Оно характеризует заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки от выполнения своих кредитных обязательств или скидки с суммы кредитной задолженности. Такие действия также преследуются в уголовном порядке.
3. Умышленное банкротство. Оно характеризует преднамеренное создание (или увеличение) руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности; нанесение ими экономического ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц; заведомо некомпетентное финансовое управление. Выявленные факты умышленного банкротства преследуются в уголовном порядке.
4. Техническое банкротство. Оно характеризует состояние неплатежеспособности предприятия, вызванное существенной просрочкой его дебиторской задолженности. При этом размер дебиторской задолженности превышает размер кредиторской задолженности предприятия, а сумма его активов значительно превосходит объем его финансовых обязательств. Техническое банкротство при эффективном антикризисном управлении предприятием, включая его санирование, обычно не приводит к его юридическому банкротству.
В современном российском законодательстве понятия «несостоятельность» и «банкротство» имеют равноценный смысл. Это не совсем правильный подход, так как юридическая техника должна принимать во внимание устоявшееся содержание фразеологических комплексов и традиции их правового использования. Даже если учитывать сформировавшееся восприятие слова «банкротство», целесообразнее было бы использовать американский вариант сочетания несостоятельности и банкротства.
Для возбуждения дела о банкротстве необходимо чтобы должник -юридическое лицо либо гражданин обладало признаками банкротства. Признаки банкротства – это совокупность формальных и материально -правовых фактов, на основании которых суд может признать лицо банкротом или объявить о наличии несостоятельности (банкротства) самому должнику. В законе «О несостоятельности (банкротстве)» признаки банкротства для граждан и юридических лиц определяются по-разному:
Гражданин в соответствии с п.1 ст.2 и п.2 ст.33 этого Закона может быть признан банкротом, если денежные обязательства перед кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей не исполняются им в течение трёх месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. В основу признаков банкротства гражданина положен признак неоплатности – превышение задолженности по обязательным платежам и задолженности перед кредиторами над стоимостью имущества[5].
Юридическое лицо в соответствии с п.2 ст.2 и п.2 ст.33 Закона считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства или обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.
Это основные признаки банкротства. Помимо этого, дело о банкротстве может быть возбуждено, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 000 рублей, а к должнику - гражданину - не менее 10 000 руб., а также имеются признаки банкротства, установленные статьей 3 настоящего Федерального закона (ст.6)[6].
Банкротство – это исключительная мера по отношению к должнику, неспособному самостоятельно преодолеть затянувшийся кризис неплатежей, поэтому не следует применять к временно неплатежеспособному предприятию меры по возбуждению процедуры банкротства.
Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм, основанием которой, безусловно, являются положения ГК РФ. Данные положения можно разделить на три группы:
- нормы ГК РФ, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);
- нормы ГК РФ, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве) — ст. ст. 64 (об очередности удовлетворения требований кредиторов), 56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника — юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) и др.;
- нормы ГК РФ, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т. д.)[7].
Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», задачами являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой-предоставление возможности добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем Арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой состоятельности. В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из основных элементов которого является конкуренция.
Кроме того, в систему законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входят: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (утратил силу с 29 декабря 2014 года), с июля 2015 года начнет действовать глава X Федерального закона о банкротстве «Банкротство граждан», которая регулирует процедуру банкротства граждан не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также иные нормативные акты. К числу последних, в частности, следует отнести Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2013 г. N 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих», Постановление Правительства РФ от 29 мая 2012 г. N 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства», и др.