Файл: Понятие, причины и признаки несостоятельности (банкротства) предприятий.pdf
Добавлен: 14.05.2023
Просмотров: 243
Скачиваний: 7
Анализ действующего законодательства о банкротстве позволил сформулировать следующие принципиальные положения:
1) институт банкротства не может быть отнесен только к одной отрасли права, поскольку является комплексным институтом права, сочетающим нормы различных его отраслей. В рамках гражданско-правового регулирования банкротство служит лишь одним из оснований ликвидации юридического лица, остальные же отношения (например, судебный и внесудебный порядок) урегулированы нормами других отраслей права[8].
Таким образом, законодательство о несостоятельности, носящее комплексный характер, находится на стыке публичного и частного права. Поэтому не случаен тот факт, что Закон о банкротстве 2002 г., как и Закон о банкротстве 1998 г., наряду с материально-правовыми нормами содержит достаточно большое количество норм процессуального характера (основная часть таких норм, регламентирующих порядок разрешения дел о банкротстве, содержится в гл. III Закона о банкротстве 2002 г.; кроме этого, часть норм процессуального характера включена в главы, касающиеся особенностей применения процедур банкротства в отношении отдельных участников имущественного оборота);
2) основной тенденцией законодательства о несостоятельности (банкротстве) является развитие его по схеме: общий закон — специальный закон — другие нормативные акты.
К числу общих законов, прежде всего, следует отнести ГК РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее — АПК РФ). В соответствии со ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). Это означает, что во всех случаях, если иное не установлено специальными законами о банкротстве, применяются положения АПК РФ.
Специальные законы — это Закон о банкротстве 2002 г. Необходимо отметить, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) должно включать в себя не только акты федерального уровня, но и акты субъектов РФ, принимаемые по отдельным вопросам с учетом особенностей экономического развития отдельных субъектов РФ, специфики государственного управления в регионах;
3) одним из направлений реформирования современного законодательства о несостоятельности (банкротстве) является внесение в него изменений и дополнений (порой лишь механическое). Такой путь зачастую сопровождается поспешными выводами, облекаемыми в форму различных законопроектов[9]. Между тем в настоящее время важен концептуальный подход[10]. В связи с этим в литературе обоснованно отмечается, что наиболее актуальной задачей в деле совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) является выработка единой концепции его реформирования, предполагающей поиск основных направлений изменения указанного законодательства с ясным представлением о целях, которые должны быть достигнуты, а также о системных последствиях внесения соответствующих изменений.
2. Процедуры несостоятельности (банкротства): понятие, цели и основания ведения
С экономической точки зрения банкротство - это неспособность должника отвечать по своим обязательствам и возвращать долги в связи с отсутствием у него необходимых денежных средств. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнять обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства он не исполнил в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Производство по делу о банкротстве арбитражный суд возбуждает при условии, что требования к должнику в совокупности составляют не менее 100 000 руб., а также имеются признаки банкротства. Основная цель процедуры банкротства - удовлетворение требований кредиторов к должнику (см. рисунок 2 ниже).
┌───────────┐ ┌────────────┐ ┌──────────┐ ┌────────────┐ ┌──────────┐
│ Наблюдение├───┤ Финансовое ├──────┤ Внешнее ├─────┤ Конкурсное ├────┤ Мировое │
│ │ │оздоровление│ │управление│ │производство│ │соглашение│
└─────┬─────┘ └──────┬─────┘ └─────┬────┘ └──────┬─────┘ └─────┬────┘
\│/ \│/ \│/ \│/ \│/
┌─────┴─────┐┌─────────┴────────┐┌────────┴─────────┐┌──────┴────────┐┌──────┴───────┐
│ Сохранение││ Восстановление ││ Восстановление ││ Соразмерное ││ На любой │
│ имущества ││платежеспособности││платежеспособности││ удовлетворение││ стадии дела │
│ и анализ ││ компании ││ компании ││ требований ││ компания │
│финансового││ и погашение ││ для полного ││ кредиторов ││ вправе │
│ состояния ││ задолженности ││ удовлетворения ││за счет продажи││ заключить │
│ компании. ││ по графику. ││ требований ││ имущества. ││ мировое │
│ Вводится ││ Вводится не более││ кредиторов. ││ Вводится ││ соглашение │
│ не более ││ чем на 2 года ││ Вводится на срок ││ на 6 месяцев ││ с кредитором,│
│ чем на ││ ││ не более ││(с возможностью││и если суд его│
│ 7 месяцев ││ ││ 18 месяцев ││ продления) ││ утвердил, │
│ ││ ││ (с возможностью ││ ││ то дело │
│ ││ ││ продления ││ ││ о банкротстве│
│ ││ ││ на 6 месяцев) ││ ││ прекращается │
└───────────┘└──────────────────┘└──────────────────┘└───────────────┘└──────────────┘
Рисунок 2[11] - Процедуры, применяемые в деле о банкротстве компании
Каждая процедура банкротства имеет свои специфические цели и способы их достижения (табл. 1).
Таблица 1 - Цели судебных процедур банкротства[12]
Наименование процедуры |
Цели |
1. Наблюдение |
Обеспечение сохранности имущества; проведение анализа финансового состояния должника; выявление кредиторов и составление реестра их требований; созыв и проведение первого собрания кредиторов |
2. Финансовое оздоровление |
Восстановление платежеспособности должника и погашение задолженности кредиторам |
3. Внешнее управление |
Восстановление платежеспособности |
4. Конкурсное производство |
Соразмерное удовлетворение требований кредиторов |
5. Мировое соглашение |
Прекращение производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами |
Анализируя цели судебных процедур банкротства, предусмотренных законодательством Российской Федерации, приведённых в таблице 1, можно сделать вывод о том, что вплоть до проведения конкурсного производства руководителями, собственниками организации, арбитражными управляющими должны проводиться мероприятия по восстановлению платежеспособности организации-должника.
Наиболее насыщенными являются цели, которые ставятся перед первой процедурой «наблюдение». Нет сомнения, что три цели: проведение анализа финансового состояния должника, выявление кредиторов и составление реестра требований кредиторов, выполнимы. Возможность выполнения указанных целей обеспечена нормативно-правовым сопровождением, в Законе № 127-ФЗ и других законодательно-нормативных документах предусмотрен порядок и меры по их достижению[13].
Цель процедуры наблюдения, которая касается обеспечения сохранности имущества должника, следует признать декларативной. Сберечь, сохранить можно то имущество, в наличии которого нет сомнения. Единственный прием, который позволяет реально убедиться в наличии имущества и его состоянии,– инвентаризация. Но ни в Федеральном законе от 06 декабря 2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», ни в Законе № 127-ФЗ не предусмотрено проведение инвентаризации имущества и обязательств должника при проведении процедуры наблюдения.
Своевременная диагностика кризисного состояния организации позволяет оперативно и своевременно устранить возникшие проблемы и зачастую не допустить развитие кризиса на предприятии. Для этих целей используются методы экспресс-диагностики, включающие в себя один или несколько показателей, рассчитанных на базе открытой информации[14].
Очень важно определить, действительно ли предприятие находится в кризисе, и если проведенный анализ это подтвердил, то на какой именно стадии кризисного процесса.
Считаем необходимым, с целью характеристики глубины кризиса организации разделить кризисный процесс на четыре этапа:
1. Потенциальный кризис (начало кризисного процесса);
2. Скрытый кризис;
3. Видимый кризис;
4. Острый непреодолимый кризис.
Исходя из того, что кризисный процесс зарождается на пике развития организации (потенциальный кризис), можно отметить, что внешние пользователи отчетности не могут выявить назревание кризисного процесса или предпосылки к нему. Данное могут обнаружить только топ-менеджмент организации, также провести диагностику назревания кризисного процесса или выявить предпосылки к нему, и предпринять упреждающие меры[15].
Следующую стадию кризисного процесса (скрытый кризис) возможно определить путем изучения отрицательной динамики статичных финансовых показателей (прибыльности, ликвидности, эффективности и т.д.,) за длительный период, хотя организация еще является прибыльной и платежеспособной на дату проведения анализа.
Дальнейшее углубление кризисного процесса приводит предприятие к состоянию неплатежеспособности (видимый кризис). Признаком данной стадии становится момент времени, когда оно несвоевременно или не в полном объеме рассчитывается по своим обязательствам ввиду недостатка денежных средств.
Продолжая анализ организаций, находящихся на стадии несостоятельности (банкротства), необходимо рассмотреть статистические данные Высшего арбитражного суда[16], которые являются своеобразным индикатором состояния института банкротства (табл. 2).
Таблица 2 - Сведения о рассмотрении арбитражными судами РФ дел о несостоятельности (банкротстве) в 2010-2013 гг.
Данные табл. 2 и результаты анализа практики арбитражного управления показывают, что наметилась ярко выраженное противоречие между тенденциями в совершенствовании законодательной базы в отношении несостоятельных субъектов экономики в сторону повышения роли восстановительных процедур в отношении должника и ликвидационной направленностью практики реализации процедур банкротства.
В 2013 году число поступивших в арбитражные суды заявлений о признании должников банкротами сократилось на 22% по сравнению с 2012 г. При этом заявлений от уполномоченных органов, которые представляет Федеральная налоговая служба, поступило в три раза меньше по сравнению с предыдущими годами. На такое снижение активности налоговых органов в инициировании банкротств юридических лиц, возможно, повлияло издание Федеральной налоговой службой соответствующих локальных актов, которыми определен порядок выбора саморегулируемой организации арбитражных управляющих для указания в заявлении. В целом, судя по среднегодовому темпу роста удельного веса процедуры конкурсного производства в общем количестве дел, принятых к производству, ликвидационная направленность института банкротства не изменилась.
Специалисты в области антикризисного управления подчёркивают, что в идеале институт банкротства нацелен на сохранение бизнеса (предприятия), который еще можно сохранить, даже если собственники этого бизнеса сделали все возможное, чтобы его «угробить» своим неумелым или неправомерным руководством.
3. Перспективы совершенствования законодательства банкротства предприятий
Приведем основные системные проблемы банкротства предприятий (в том числе и процедур банкротства) и сразу предложим сразу пути их решения.
Нарушение права предпринимателей - должников на защиту своего бизнеса путем подачи заявления в предвидении банкротства.
В соответствии с мировой практикой такое право предоставляется должнику с целью защитить его бизнес при наличии временных, преодолимых трудностей, предполагается восстановление платежеспособности посредством применения механизмов банкротства. Аналогичное право также предусмотрено российским законодательством[17] и определяет право организации-должника, которая предвидит собственное банкротство, подать заявление в арбитражный суд. Однако в России эта правовая норма практически не работает в связи со следующими обстоятельствами:
• правоприменительная практика института банкротства имеет ликвидационный уклон (с 2002 года ликвидировано более 96 % организаций, в отношении которых проводились процедуры банкротства)[18];