Добавлен: 14.05.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы демографического прогнозирования
1.1 Демографическое прогнозирование как функция управления
1.2 Цели, задачи и методы демографического прогнозирования
2.1 Прогнозы и сценарии формирования демографического потенциала на примере Иркутской области
2.2 Демографический прогноз Чунского муниципального района Иркутской области
Рисунок 2.6 - Прогноз старения населения
Трудоспособное население Череповецкого муниципального района постепенно снижается (линейный тренд – рис. 2.7). К 2020 году трудоспособного населения будет составлять 18811 человек, снижение произойдет на 7,8 %, что в 2 раза превышает снижение численности населения и подтверждает тенденцию старения населения Чунского муниципального района.
Рисунок 2.7 - Прогноз численности трудоспособного населения
Коэффициент демографической нагрузки имеет тенденцию к увеличению.
В 2019 году его величина составляет 850 человек на 1000 населения в трудоспособном возрасте, а в 2015 году она была 705 человек на 1000 населения в трудоспособном возрасте. При этом в 2019 г. на 1000 трудоспособного населения приходится 295 детей и 555 человек старше трудоспособного возраста, в 2015 г. соотношение составляющих общей демографической нагрузки было: 242 человека детей и 463 человека старше трудоспособного возраста в расчете на 1000 трудоспособных.
Показатель естественного прироста населения рассчитывается как разница между рождаемостью и смертностью. Отрицательное значение показателя естественного прироста означает естественную убыль населения. Для Череповецкого муниципального района характерна естественная убыль населения, число родившихся за 2015–2019 годы меньше, чем число умерших (рис. 2.8 – зависимость полиномиальная с коэффициентом аппроксимации равным 1).
Рисунок 2.8 - Прогноз естественной убыли населения (полиномиальный тренд)
Рисунок 2.9 - Прогноз естественной убыли населения (линейный тренд)
Таким образом, естественная убыль населения в результате уменьшения родившихся будет последовательно увеличиваться: с 210 человек, в 2019 г. до 245 чел. – в 2020 году.
Таким образом, на основании линейного тренда в течение 2015-2020 гг. суммарная естественная убыль населения Чунского района составит 1109 чел.
Заканчивая рассмотрение вопросов, связанных с возрастной структурой населения, следует остановиться на анализе тенденции старения населения. Наиболее часто за начало периода старости принимают 60-й или 65-й год жизни человека.
Для характеристики уровня старения населения Чунского района рассчитаем следующий коэффициент:
KC = (S60+ /S)*100%,
где Кс – коэффициент старости;
S60+ – численность населения в возрасте 60 лет и старше;
S – общая численность населения.
Общая численность населения Чунского муниципального района в 2019 году составила 40 000 человек, численность населения в возрасте 60 лет и старше – 10098 человек. Коэффициент старения – 25 %.
Для оценки степени развития старения населения выделяются следующие состояния:
демографическая молодость: Кс < 8 %;
преддверие старости: 8 % Кс < 10 %;
собственно старение: 10 % Кс < 12 %;
демографическая старость: Кс 12 %.
Таким образом, население Чунского муниципального района находится на уровне демографической старости.
Рроведенное исследование имеет практическое назначение – это подготовка обоснованных предложений о том, в каком направлении желательно развитие демографической ситуации, как действительно может протекать развитие демографической ситуации; каковы механизмы преодоления негативных тенденций. В связи с полученными результатами прогнозирования демографической ситуации в Чунском муниципальном районе основными рекомендациями Администрации Чунского района в области демографической политики могут быть:
- увеличение продолжительности жизни населения за счет реализации резервов
- сокращения преждевременной и предотвратимой смертности;
- улучшение качества медицинской помощи, развитие профилактики;
- увеличение продолжительности здоровой и активной жизни путем снижения
- заболеваемости и травматизма, реализации профилактических мероприятий,
- пропаганды здорового образа жизни;
- совершенствование системы мер медико-социальной реабилитации тех категорий
- населения, которые в силу жизненных обстоятельств попали в сложные условия;
- разработка механизмов материальной поддержки семьи при рождении детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нами проведено комплексное исследование по теме – демографическое прогнозирование.
Проведение региональной социально-экономической политики может быть успешным лишь в том случае, когда у лиц, принимающих решения, есть довольно ясное понимание закономерностей формирования демографического потенциала как на современном этапе, так и, особенно, в будущем. Это обстоятельство обусловливают потребность в разработке соответствующих прогнозов на ближнюю и более отдаленную перспективу (демографическое прогнозирование). Зная особенности возрастной структуры населения в тот или иной период времени, можно строить обоснованные предположения о тенденциях рождаемости и смертности, других демографических процессов, характеризующих воспроизводство населения.
Проведенное исследование процессов и ожидаемых тенденций формирования демографического потенциала Иркутской области позволяет сделать следующие выводы:
Обобщая информацию по трём вариантам прогноза, можно сделать заключение, что численность населения к 2029 г. может уменьшиться на 0,6–12,4 %. Снижение численности населения будет происходить за счет самых критичных возрастных групп – трудоспособного возраста и моложе трудоспособного возраста, численность которых снизится на 6,6–9,5 % и 17,4–35,7 %, соответственно. Только в высоком варианте прогноза число лиц мужского пола моложе трудоспособного возраста увеличится на 2,3 % по сравнению с 2015 г. Во всех трех вариантах прогноза численность лиц старше трудоспособного возраста увеличится (на 1,5–14,8 %). В гендерном соотношении произойдёт сдвиг в сторону увеличения женской когорты на 17–22 %. Тип возрастной структуры останется регрессивным, а увеличение доли старшего возрастного контингента составит от 1,7 до 2,4 раза. Коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное населения возрастёт при среднем и высоком вариантах прогноза на 4,2–15,8 %, в основном за счет увеличения коэффициента пенсионной нагрузки (на 12,6–22,9 %). Уменьшение демографической нагрузки на 7,0 % прогнозируется только в низком варианте – за счет уменьшения коэффициента потенциального замещения (на 28,6 %). Численность мужчин снизится на 0,8–14,9 %, женщин – на 0,5–10,3 %. Удельный вес лиц мужского пола трудоспособного возраста уменьшится на 1,0–4,0 %, женского – на 1,0–3,2 % при среднем и высоком вариантах прогноза, соответственно. При низком варианте прогноза удельный вес лиц трудоспособного возраста увеличится на 2,4 % и 1,5 % в мужской и женской когортах, соответственно.
Проведённые расчёты показывают, что все три предполагаемых сценария в конечном итоге приводят к сокращению численности населения к концу прогнозного периода, главным образом, за счет лиц трудоспособного возраста, что имеет негативное значение для социально-экономического развития Иркутской области. Исключение представляет низкий вариант прогноза, когда потери численности населения произойдут примерно поровну за счет лиц трудоспособного и моложе трудоспособного возраста. Так как прогнозы построены без учета идущей миграционной убыли населения, демографическая ситуация, скорее всего, будет еще более неблагоприятной. Это связано с тем, что за последние 14 лет регистрируется постоянный отток населения из региона: в среднем на 5,4 тыс. человек в год уезжает больше, чем приезжает, причём из числа уезжающих более чем две трети составляют лица трудоспособного возраста.
Население Иркутской области формировалось в послевоенный период (1950–1970-е годы), в значительной мере за счет миграционного притока, который был порожден осмысленной пространственной стратегией советского государства по освоению восточных районов страны и развитию в них оборонно-промышленного потенциала. В настоящее время, несмотря на неблагоприятные внутренние и внешние трудности, без создания в регионе конкурентных более благоприятных социально-экономических условий, например, как это осуществлялось в советский период (за счёт низких налогов, высокой зарплаты, вложения значительных средств в развитие инфраструктуры), вряд ли удастся создать достаточные стимулы для привлечения и закрепления в Иркутской области мигрантов соответствующего состава (по возрасту, полу, национальности, квалификации и т.д.).
Самостоятельной проблемной областью является улучшение положения в естественном воспроизводстве населения. В настоящее время, когда наиболее многочисленные производительные силы общества уже перешли в возрастную группу старше трудоспособного возраста, такие благоприятные в медико-демографическом плане явления как увеличение рождаемости и снижение смертности создают неоднозначную в социально-экономическом плане ситуацию (значительное увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население), которая будет наблюдаться не только в отдельных регионах, но, по данным отечественных исследователей, и в России в целом.
Проведенные прогнозные расчеты показывают, что, если демографические процессы будут идти по любому из трех сценариев (особенно по низкому варианту прогноза), в обозримом будущем Иркутскую область ожидают серьезные трудности в демографическом и социально-экономическом развитии, стратегию преодоления которых нужно формировать уже сегодня.
Таким образом, проведенное исследование демографического прогноза на примере Чунского муниципального района имеет практическое назначение – это подготовка обоснованных предложений о том, в каком направлении желательно развитие демографической ситуации, как действительно может протекать развитие демографической ситуации; каковы механизмы преодоления негативных тенденций.
В связи с полученными результатами прогнозирования демографической ситуации в Чунском муниципальном районе основными рекомендациями Администрации Чунского района в области демографической политики могут быть:
- увеличение продолжительности жизни населения за счет реализации резервов
- сокращения преждевременной и предотвратимой смертности;
- улучшение качества медицинской помощи, развитие профилактики;
- увеличение продолжительности здоровой и активной жизни путем снижения
- заболеваемости и травматизма, реализации профилактических мероприятий,
- пропаганды здорового образа жизни;
- совершенствование системы мер медико-социальной реабилитации тех категорий
- населения, которые в силу жизненных обстоятельств попали в сложные условия;
- разработка механизмов материальной поддержки семьи при рождении детей.
Таким образом, без демографического прогноза невозможны научное планирование показателей социально-экономического развития страны (региона) и предвидение геополитических процессов, расчет необходимого производства товаров и услуг, развитие инфраструктуры, жилищного строительства, систем образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения. Практическая значимость демографических прогнозов состоит в том, что на основе научного исследования даются рекомендации органам управления о необходимости принять меры по стабилизации или улучшению создавшейся демографической ситуации, учитывать тенденции воспроизводства населения при решении важных народнохозяйственных задач, вносить коррективы при проведении демографической политики.
Даже самые оптимистичные из нынешних прогнозов демографического будущего России сигнализируют о необходимости сильной демографической политики, направленной на повышение рождаемости, и внимание к немаловажному фактору демографической динамики – миграции с целью стабилизации численности населения России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Андреев Е. М. Ближайшие демографические перспективы России [Электронный ресурс] / Е. М. Андреев, А. Г. Вишневский // Демоскоп.Weekly. 2014. – № 601–602. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2014/0601/ tema01.php (дата обращения: 26.09.2018).
- Андреев ЕМ. Современный демографический кризис и прогнозы населения России / Е.М. Андреев // Население России в XX веке. Тезисы докладов научной конференции в ознаменование десятилетия Центра демографии и экологии человека. М.: ИНП РАН, 2015. – С. 68-71
- Архангельский В.Н. Демографические перспективы России / В.Н. Архангельский // Население и кризисы: Общие и региональные проблемы депопуляции в России и прогнозная оценка на первую половину XXI века / Под ред. Б.С.Хорева и Л.В.Иванковой. М.: МАКС Пресс, 2012. Вып. 8. –144 с.
- Демографическая статистика: учебник/коллектив авторов // М.: КНОРУС, 2015 – 480 с.
- Демографический прогноз ООН для России до 2025 года [Электронный ресурс] / URL: http://www.xserver.ru/user/demru/ (дата обращения: 24.09.2018).
- Демографическая энциклопедия. М., 2013. – 610 с.
- Дрепа Е. Н. Демографическое прогнозирование как разновидность социального прогнозирования / Е.Н. Дрепа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2016. – № 1. – стр. 6-9.Лещенко Я. А. Проблемы социально-демографического развития Сибири / Я.А. Лещенко // Проблемы прогнозирования. – 2017. – №6 – С. 94–102.
- Елизаров В.В. Демографическое прогнозирование / В.В. Елизаров // Основы демографии. Уч. пособие. М.: Высш. шк., 2014. – 374 с.
- Игебаева Ф. А. Демографическое воспроизводство населения: анализ и прогнозирование / Ф.А. Игебаева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2017. – №2-1 (52). – С. 87-89.
- Кадурина Н.В. Демографический прогноз на ближайшие десятилетия для России / Н.В. Кадурина // Социально-политические аспекты демографических процессов в современной России: материалы научно-практ. конф. Ростов н/Д., – 2014. – С. 622-632.
- Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: утв. 9 октября 2007 года президентом РФ. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/koncepciya/koncepciya25.html (дата обращения: 24.09.2018).
- Коровкин А.Г. Движение трудовых ресурсов: анализ и прогнозирование / А.Г. Коровкин. М.: Наука, 1990. – 284 с.
- Коровкин А.Г. Подходы к факторному прогнозированию внутренней миграции населения и рабочей силы России / А.Г. Коровкин, И.Н. Долгова, И.Б. Королев, А.В. Полежаев // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. М. МАКС Пресс, 2016. – 653 с.
- Медков В.М. Демография: Учебник / В.М. Медков. – М., 2014. – 576 с.
- Нечипоренко Л. В., Оценка влияния размера среднедушевого дохода населения и количества заключаемых браков на уровень рождаемости в Российской Федерации / Л.В. Нечипоренко, В.В. Васин, Е.И. Денисова // Молодой ученый. – 2017. – № 7. – С. 385-388.
- Парфенов А. С. Демографический кризис: социальное прогнозирование и материнский капитал / А.С. Парфенов // Вестник Орловского государственного аграрного университета. – 2016. – №5. – Т. 26. – С. 2-6.
- Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru (дата обращения 25.09.2018).
- Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Учеб. пособие для вузов / В.А. Ядов. – М.: КноРус. – 2015. – 129 с.