Файл: Особенности налоговой политики в РФ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.05.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

Государство, устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач, которые реализуются посредством налоговой политики, являющейся частью финансовой политики государства.

В условиях финансово-экономического кризиса перед Правительством РФ стоит очень тяжелая в решении задача - как скорректировать механизмы налоговой политики страны?

С одной стороны, требуется увеличить доходы бюджетной системы РФ (или хотя бы компенсировать выпадающие нефтегазовые поступления), а с другой - любое незначительное увеличение налоговой нагрузки может вызвать резкую негативную реакцию бизнеса, спровоцировать его свертывание и вывод капиталов за рубеж.

Важнейшим направлением налоговой политики страны остается обеспечение бюджетной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы.

Налоговая политика Российской Федерации должна отвечать современным глобальным вызовам, среди которых, прежде всего, санкции, введенные против России, и низкие цены на нефть.

Актуальность темы работы заключается в том, что проблемам налогов и современной налоговой политики Российской Федерации сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как от того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Цель работы - изучить теоретические аспекты налоговой политики, а также определить особенности налоговой политики в Российской Федерации.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

  1. изучить понятие, сущность и методы налоговой политики;
  2. проанализировать налоговую политику РФ;
  3. рассмотреть особенности налоговой политики РФ;
  4. предложить методы совершенствования налоговой политики РФ.


1. Теоретические аспекты налоговой политики

1.1. Понятие и сущность налоговой политики

Экономическая сущность и роль налоговой политики реализуются в сфере практических действий государственных органов власти, выражающихся в понятиях налогового права, налогообложения, налоговой системы, налогового механизма.

Все они, вместе взятые, находят свое концентрированное выражение в налоговой политике.

Сущность налоговой политики разных стран определяется такими факторами, как общенациональные цели государства, между различными собственности, политический .

Концепцию построения экономики и национальную политику разрабатывают органы власти и , т.е. стоящие у власти силы.[1]

Налоговая государства отражает , степень и цель вмешательства, являясь частью финансовой .

Содержание и цели политики обусловлены -экономическим строем ; социальными группами, у власти; стратегическими , определяющими развитие экономики; международными в сфере государственных .[2]

Задачи налоговой сводятся к обеспечению финансовыми ресурсами, условий для хозяйства страны в , сглаживанию возникающего в рыночных отношений в уровнях доходов .[3]

Кризис выявил недостатки в налоговом России. Такие : нестабильность, фискальная , не позволяющая стимулировать отечественных производителей, противоречивость отдельных положений законов и инструкций, применение слишком жестких финансовых санкций даже за неумышленные нарушения, наличие «лазеек» для уклонения от налогообложения.[4]

Вместе с тем, действующее налоговое законодательство России сыграло и позитивную роль на начальной стадии перехода экономики к рыночным отношениям.

Объективно анализируя сложившуюся в то время ситуацию в стране, можно сказать, что быстрое и реальное увеличение доходов в бюджет может обеспечить только активная деятельность налоговой службы. [5]

Другие группы факторов начнут работать лишь в более или менее отдаленном будущем.

Все это подчеркнуло необходимость осуществления налоговой реформы, которая должна была решать две главные задачи, причем противоречащие друг другу.

С одной стороны, нужно ослабить налоговое давление на предприятия и организации, особенно на отечественных производителей.


Необходимо создать им предпосылки для восстановления утраченных оборотных фондов, для повышения уровня выпуска продукции, чтобы впоследствии начать новый подъем.

Основным курсом налоговой реформы было снижение федеральных налогов, перенос их центра тяжести с производителей на потребителей, упорядочение взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.[6]

В соответствии с административным устройством налоговую политику подразделяют на федеральную, региональную, местную.

Налоговую политику Российской Федерации формируют Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Минэкономразвития. В основном определяет содержание налоговой политики Минфин РФ.В экономической литературе существуют разные определения налоговой политики.

Наиболее емко это понятие раскрыто в финансово-кредитном энциклопедическом , где налоговая определяется как мероприятий, проводимых в области налогов, часть фискальной .

Другое определение в Словаре экономических - налоговая политика - действий, проводимых в области налогов и .

Налоговая политика свое выражение в применяемых налогов, налоговых ставок, круга налогоплательщиков и налогообложения, в налоговых . М. Фрадков охарактеризовал политику, как ответственный момент взаимодействии государства с . [7]

Существуют и другие , например как: политика - это часть социально- политики государства, на формирование налоговой системы, будет стимулировать и эффективное использование богатства страны, гармонизации интересов и общества и тем обеспечивать социально-экономический прогресс общества или налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов.[8]

По содержанию фискальную политику подразделяют на два вида - автоматическую и дискреционную (от французского понятия: дискреционная власть - зависящая от личного усмотрения, особенно в чрезвычайных обстоятельствах). (См. табл 1.1)

Таблица 1.1.

Содержание фискальной политики[9]

Виды фискальной политики

Цель

Последствия

Автоматическая

Обеспечение автоматичес-кого изменения налоговых поступлений и госрасходов в результате изменения объема производства и доходов.

При экономических спадах производства сокращение доходов вызывает сокращение налогов, часто даже резкое в силу применяемых прогрессивных ставок налогов

Дискреционная

Смягчение последствий экономического цикла: реализация дополнительных государственных средств в производстве, социальной сфере; совершенствование налоговой системы.

Могут быть как положительные, так и отрицательные результаты.


Ключевым в реализации налоговой политики, независимо от вида, являются показатели развития экономики.

Стимулирующее значение фискальной составляющей налоговой политики выражается в снижении общего налогового бремени и расширении возможностей экономического роста. [10]

Проведение определенной налоговой политики требует дифференциации обложения через налоговое регулирование.

Налоговое регулирование в свою очередь предполагает применение налоговых льгот. Следовательно, активная налоговая политика также обуславливает широкое использование льгот, необходимость соблюдать определенные пропорции.

Однако освобождение одних налогоплательщиков ведет к усилению налоговой нагрузки на других, отсюда современные научные теории налогообложения, а также материалы по реализации налоговой реформы в РФ рекомендуют ограничить налоговые привилегии, полностью отказаться от индивидуальных льгот.

Практическое осуществление налоговой политики предполагает маневрирование такими рычагами, как:

*соотношение прямых и налогов;

*использование разной степени ;

*применение различных фискального федерализма. [11]

налоговой политики с и экономической осуществляется принципу общего и . Иерархически это быть представлено : экономическая политика - политика - налоговая .[12]

Всю совокупность налоговой политики условно разделить три основные :

1) фискальная - мобилизация средств в бюджеты уровней для государства необходимыми выполнения его финансовыми ресурсами;

2) , или регулирующая, - на повышение экономического развития , оживление деловой и активности в стране и экономических связей, решению социальных ;

3) контролирующая - контроль деятельностью субъектов .[13]

Одна из задач государственной политики на современном этапе - создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального сочетания личных и общественных интересов, т.е. оптимального соотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы.[14]

Условно выделяют три возможных типа налоговой политики.

Первый тип - высокий уровень налогообложения, т.е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.


Второй тип налоговой политики - низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. [15]

Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортно-ориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики).

Налоговое бремя на субъекты предпринимательства в России существенно сокращено и продолжает смягчаться, в последние годы расходы на государственные социальные программы значительно возросли.[16]

Третий тип - налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны с высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

Таким образом, налоговая политика предстает как процесс стратегических и тактических мероприятий в области управления налоговым процессом, проводимых государством в составе общей экономической политики и направленных на максимально возможную реализацию фискальной, регулирующей и контрольной функций налогов в целях достижения определенного на данном этапе экономического и социально значимого результата (эффекта).[17]

1.2. Методы налоговой политики

В зависи­мости от целей, избранных приоритетными, и соответствующей модели используют тот или иной метод налоговой политики.

Метод налоговой политики — это используемый прием (способ) практического решения поставленной цели налоговой политики.[18]

Из арсенала современной мировой практики можно выделить следую­щие методы налоговой политики:

• регулирование соотношения прямого и косвенного налогооб­ложения;

• регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;

• отраслевой налоговой , перенос на­грузки с категорий налогоплательщиков других;

• регулирование пропорциональных и прогрес­сивных налогов и степени прогрессии;