Файл: Особенности налоговой политики в РФ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.05.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• регулирование и направленности предоставления льгот и преференций, , скидок и изъят налоговой базы;

• состава налогов, налогообложения, налоговых , способов исчисления базы, по­рядка и уплаты налогов.[19]

цель может альтернативным или ­раллельным применением определенных с приданием им направленности.

Например, из социальных — сглаживание неравенства в доходов различных населения может либо отказом «плоской шкалы» и прогрессии ставок налога, либо ­носом налоговой нагрузки с населения на потребление, т.е. увеличением косвенного налогообложения, увеличе­нием числа льгот, вычетов, изъятий, ориен­тированных население с низкими , и т.д.

Для того что­бы сделать правильный выбор в пользу того или иного метода, не­обходимо сначала оценить эффективность применения каждого метода и далее на основе сравнительного анализа аргументированно сделать этот выбор.[20]

Как оценить эффективность какого-либо метода налоговой по­литики? Дать ответ на этот вопрос очень сложно. Следует отметить, что данная проблема характеризуется теоретической и практиче­ской непроработанностью.

Само понятие «оценка эффективности» какого-либо метода (про­цесса) не находит в экономической литературе однозначного тол­кования. В основном для ее оценки используют два методологиче­ских подхода:

  1. первый — характеризует результативность какого-либо метода (процесса) как степень достижения поставленной цели (отнесение фактически полученного эффекта к его предварительно заданной величине);
  2. второй — характеризует уровень отдачи затра­ченных для реализации какого-либо метода или процесса ресурсов (отнесение суммы эффекта к общей сумме затрат всех видов ресур­сов), показывающий, какая сумма затрат была потрачена на полу­чение единицы эффекта.[21]

Для оценки эффективности какого-либо метода налоговой по­литики, по нашему мнению, более пригоден первый подход — че­рез оценку результатов и их соответствия поставленным целям.[22]

Критерием оценки эффективности в данном случае является при­ближение достигаемого результата к заявленной цели.

Сравнитель­ная оценка эффективности альтернативных методов на этапе их выбора усложняется необходимостью квалифицированного прогно­зирования и моделирования ожидаемых результатов. [23]

Вместе с тем объективная полученных результатов факту реализации -либо метода политики не сложна.


Пробле­мы следующие.

Во-, искомый результат быть получен при­менения не определенного метода политики, но и использования методов политик. Действительно, ставится какая- социально-экономическая , то практи­чески для ее наряду с налоговыми исполь­зуется дополнительный методов соответствующей ­ности.

При этом в получаемом результате эффект действия налогового характера невозможно. Объективность повышается только оценке соответст­вия заявленным фискальным , потому как в политиках фискальные не присутствуют, сопряжением различных здесь можно . Таким образом, ­венный характер целей политики обусловливает раз­личную объективность ее эффективности.[24]

-вторых, при степени соответствия достигнутых ре­зультатов заявленным целям должны анализироваться не только действенность методов, но и правильность поставленных целей.

Если цель ошибочна и противоречит общему характеру проводимой налоговой политики и комплексу реализуемых мер, то это может привести к негативным результатам, несмотря на высокую эффек­тивность используемого отдельно взятого метода.[25] Например, неод­нократно ставилась цель борьбы с налоговыми льготами, при этом применялся метод уменьшения масштаба их предоставления. [26]

Одна­ко результат оставался отрицательным — количество льгот не уменьшалось. Следовательно, винить нужно не метод, а цель, кото­рая должна быть заявлена иначе, например, как реализация прин­ципа равенства налогообложения и придание льготам стимулирую­щего характера. Тогда и методы были бы выбраны другие и резуль­тат был бы иной.

Следует заметить, что процедура анализа правильности дек­ларируемых целей, приемлемости выбираемой модели и оценки эффективности используемых методов до сих пор не стала обяза­тельным элементом российской налоговой политики.

Причина этому проста. В реформировании нашей налоговой системы со­храняется ориентация на сам процесс как самодостаточный эле­мент налоговой политики, а не на конечный результат.

Преобла­дают разрозненные качественные суждения, а не объединенные в систему качественные и количественные критерии, подлежащие непрерывному мониторингу. [27]

Причем попытки сформировать подобную систему критериев или индикативных показателей край­не ограничены.


2. Аналитические аспекты налоговой политики в Российской Федерации

2.1. Анализ налоговой политики РФ

На сегодняшний день одной из основных задач государственной налоговой политики является создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального соотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы. [28]

В 2017 г. началась работа по совершенствованию налоговой системы России, которая должна быть реализована путем внесения изменений в налоговое законодательство в 2018 г., чтобы эти изменения начали действовать в 2019г.

Несмотря на сложные экономические условия в России, данные Федеральной налоговой службы свидетельствуют о положительных результатах ее работы.

Как следует из данных таблицы 2.1, общая сумма налоговых поступлений в консолидированный бюджет России в 2017 г. по отношению к 2016 г. составила 119 %.

При этом первое место по доле налоговых доходов занимает налог на добычу полезных ископаемых – 23%, на втором – НДС – 20%, третье и четвертое занимают налог на прибыль организаций (19%) и налог на доходы физических лиц (18%).

Таблица 2.1 Динамика структуры и поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2016 – 2017 гг.[29]

Налоги

1.10.2016 г.

1.10.2017 г.

2017 г. в % к 2016 г.

млрд руб.

%

млрд руб.

%

НДПИ

2, 094

20

2, 934

23

140

НДС

2, 124

20

2, 451

20

115

Налог на прибыль организаций

2, 047

19

2, 437

19

119

Налог на доходы физических лиц

2, 124

20

2, 289

18

108

Акцизы

0, 955

9

1,136

9

119

Налоги на имущество

0, 559

5

0, 630

5

113

Всего

10, 503

100

12, 498

100

119


Ухудшение экономической ситуации больше всего отразилось на замедлении роста поступлений налога на доходы физических лиц в связи с некоторым снижением номинальных доходов населения.

Стоит заметить, что важное влияние оказала фиксация действующих налоговых условий для бизнеса в течение 4-х лет, начиная с 2014 года. На период с 2011 по 2015 гг. произошло снижение налоговой нагрузки на экономику с 34,5% до 30,17% (таблица 2.2).

Однако, продолжается тенденция зависимости объема налоговых доходов бюджета от нефтегазового сектора. До 1/3 части доходов консолидируемого бюджета РФ формируется за счет доходов от добычи и экспорта углеводородного сырья.

Отмечается снижение налоговой нагрузки по налогу на прибыль с 4,06% до 3,22% за счет снижения налоговой базы, что связано с кризисом 2008-2010 гг., в том числе снижение ставки налога на прибыль с 24% до 20%.

Таблица 2.2 Структура налоговых доходов бюджета расширенного

правительства Российской Федерации в 2011-2015 гг. в % к ВВП[30]

Виды налоговых доходов

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Налоговые доходы и платежи, в том числе:

34,5

32,49

31,8

31,9

30,17

Страховые взносы на обязательное государственное социальное страхование

6,3

6,13

6,61

6,46

6,98

Налог на добавленную стоимость

5,81

5,3

4,98

5,06

5,24

Таможенные пошлины

8,25

7,62

7

7,09

4,16

Налог на добычу полезных ископаемых

3,65

3,67

3,63

3,73

3,99

Налог на доходы физических лиц

3,57

3,38

3,52

3,47

3,47

Налог на прибыль организаций

4,06

3,52

2,92

3,05

3,22

Акцизы

1,16

1,25

1,43

1,38

1,32

Прочие налоги и сборы

1,71

1,62

1,71

1,67

1,78

Из общей суммы доходов - доходы от налогов и пошлин, связанные с обложением нефти, газа и нефтепродуктов

10,75

10,37

9,94

10,18

7,63


Таким образом, можно сделать вывод об изменении налоговой политики в отношении общей налоговой нагрузки и по отдельным налогам.

С 2015 г. началось сокращение объема налоговых поступлений (включая таможенные пошлины) в федеральный бюджет, их величина опустилась до отметки 14,7% ВВП против 17,2% ВВП в 2014 г. (таблица 2.3).

В 2016 г., согласно предварительным оценкам Минфина России, планируется дальнейшее сокращение объема налоговых доходов до 13,5% ВВП.

В дальнейшем согласно основным направлениям бюджетной политики на 2017–2019 гг. запланирована стабилизация объема налоговых поступлений на уровне 13,8–14% ВВП.

Основным фактором снижения налоговых доходов в последние годы является сокращение поступлений от экспортных пошлин.

Доходы от экспортных пошлин снизились с 6,1% ВВП в 2014 г. до 3,4–2,4% в 2015–2016 гг. В 2017–2019 гг. ожидается дальнейшее снижение объема доходов от экспортных пошлин до 2,1–1,9% ВВП. [31]

Таблица 2.3 Поступления основных налоговых доходов и таможенных пошлин в федеральный бюджет в 2014-2019 гг., % ВВП и доля в общей сумме[32]

__Вид дохода

%%ВВП

в % к итогу

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2014

2015

2016

2017

2018

2019

факт

оценка

план

факт

оценка

план

Налоговые доходы и таможенные пошлины, всего

17,2

14,7

13,5

14

13,8

13,8

100

100

100

100

100

100

1. НДПИ

3,7

3,9

3,4

3,8

3,7

3,6

21,4

26,6

25,4

27,4

26,4

25,8

2. Экспортные пошлины

6,1

3,4

2,4

2,1

1,9

1,9

35,5

23,4

17,8

14,7

14,1

13,9

3. НДС, всего

5

5,2

5,5

5,6

5,8

5,9

29,4

35,6

40,5

40,4

41,9

43

3.1. НДС (внутренний)

2,8

3

3,2

3,3

3,5

3,6

16,3

20,6

23,5

23,9

25,3

26,3

3.2. НДС (импорт)

2,2

2,2

2,3

2,3

2,3

2,3

13,1

15

17

16,5

16,6

16,8

4. Налог на прибыль

0,5

0,6

0,6

0,7

0,7

0,7

3,1

4,1

4,1

5

5

5,1

5. Импортные пошлины

0,8

0,7

0,7

0,6

0,6

0,6

4,9

4,8

4,8

4,3

4,2

4,2

6. Акцизы на импорт

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,4

7. Акцизы (внутренние)

0,7

0,7

0,8

0,9

0,9

0,9

3,9

4,4

5,6

6,7

6,8

6,4

В том числе:

7.2. Акцизы на алкогольную продукцию

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,6

0,6

0,9

0,7

0,7

0,6

7.3. Акцизы на табачную продукцию

0,4

0,5

0,6

0,6

0,6

0,6

2,3

3,2

4,1

4,2

4,2

4

8. Прочие налоговые доходы

0,2

0,1

0,2

0,1

0,2

0,1

1,3

0,6

1,2

1

1,1

1