Файл: Анализ структуры торгового ассортимента. (на примере магазина «Rieker»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.05.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одним из путей решения проблемы является разработка технологических мероприятий по расширению размерно-полнотного ассортимента, обеспечивающих увеличение процента носчиков.

2.2. Обзор основных тенденций развития российского рынка кожаной обуви

Мировой рынок обуви, в целом, растет, но темпы этого роста не стабильны. В 2018 году производство обуви увеличилось на 0,9%. В натуральном выражении было произведено 12,15 млн. пар, что было на 0,7% больше, чем в 2017 году. Еще одной характеристикой мирового рынка обуви может являться объем экспортно-импортных операций. В 2018 году мировая торговля обувью выросла на 1,5%.

В мире покупается в среднем 1,9 пар обуви на одного человека в год. При этом в США этот показатель наиболее высокий - 6,5 пар, в Европе - 3,8-4,5 пар, в Украине - 1,7 пар, в Юго-Восточной Азии - от 0,7 пары, в Индии - до 2,0. в России этот показатель составляет - 1,8 пар. Большая часть рынка обуви (кроме детской), по некоторым оценкам, до 75% приходится на женскую.

По данным исследований, средний прирост российского рынка обуви составляет более 10% в натуральном выражении, объем - более 250 млн. пар. В стоимостном выражении объем российского обувного рынка оценивается специалистами в диапазоне более $5 млрд.

Во многом рост обувного рынка происходит за счет выхода из тени отдельных производителей, а также за счет импортной продукции. Отечественные производители в настоящее время способны обеспечить лишь пятую часть необходимого количества ботинок, туфель и другой обуви. Почти половина производимой в России обуви – женская.

По оценке Минпромэнерго, в России за год производится более 45 млн. пар кожаной обуви (табл. 2). В настоящее время в России обувь выпускают 260 крупных и средних предприятий, на долю российской промышленности приходится 0,3% мирового производства обуви.

Таблица 2

Динамика производства обуви по федеральным округам в 2016-2018 гг., тыс. пар

Наименование федерального округа

2016

2017

2018

Центральный

25 877

26 388

15 867

Северо-Западный

1 925

1 869

898

Южный

16 010

15 319

13 955

Приволжский

7 533

6 715

4 088

Уральский

2 523

2 889

4 250

Сибирский

1 426

1 344

408

Дальневосточный

1 224

2 952

3 011


Рис. 1. Структура российского производства обуви по федеральным округам в 2018 г.

Производством обуви в России занимается такие крупнейшие предприятия, как: ООО «Брис-босфор» (Краснодарский край), ООО «Муя продакшин» (Владимирская обл.), ЗАО «Обувная фирма «Юничел» (Челябинская обл.), ООО ТП Компания «Цзи-синь» (Приморский край), АО «Торжокская обувная фабрика» (Тверская обл.) и т. д.

Отечественная обувь экспортируется в 40 стран, такие как Беларусь, Монголия, Латвия, Эстония, Казахстан, Украина, страны Дальнего зарубежья и др.

Рынок обуви в России в значительно степени зависит от поставок продукции из других стран. В 2018 году в структуре российского импорта обуви в натуральном выражении 44 % занимала резиновая и прорезиненная обувь. В эту категорию входит, прежде всего, спортивная (кроссовая) обувь. На обувь с верхом из натуральной кожи пришелся 31 % (рис. 2).

Рис. 2. Структура российского импорта по видам в натуральном выражении

Согласно результатам исследований, доля импортных поставок обуви в Россию в настоящее время составляет 70-80% от совокупного объема продаж. Основным поставщиком обуви в Россию является Китай, на который приходится 75-80% официального импорта обуви, около 9% обуви поступает из Турции, 2% - из Италии. Как отмечают эксперты, в действительности доля итальянской обуви на российском рынке существенно выше, поскольку не всегда она производится в Италии. Среди ближних соседей наиболее крупным поставщиком обуви в Россию является Белоруссия, на которую приходится 3-5% импорта.

Проблема для России – теневой импорт, который, согласно экспертным оценкам, составляет 60-80% от совокупного объема импорта обуви. По мнению специалистов, незащищенность отечественного производителя от незаконного ввоза обуви на территорию России выступает одним из наиболее значимых факторов снижения объемов российского производства.

Другим значимым фактором выделяется высокая себестоимость российского производства (при допустимом качестве себестоимость российской продукции на 30% выше китайской) и, как следствие, низкая рентабельность бизнеса (около 3-5%).

Значимой тенденцией последних лет стало появление крупных обувных центров, ориентированных на потребителя с невысоким и средним достатком, а также развитие розничных сетевых структур, ориентированных на представителей среднего класса.

Доля женской обуви в общем объеме рынка составляет 48%, мужской - 24% и детской - 28% (рис. 3).


Среди широчайшего ассортимента обувных товаров обувь кожаная занимает особое место. Изделия из кожи традиционно являются товарами постоянного спроса, имеют большое значение для удовлетворения потребностей человека в надежной и ноской обуви. Мотивы приобретения обуви из кожи различны, но в целом могут трактоваться как утилитарные, эстетические, профессиональные, по уровню престижности, традиционные.

Рис. 3. Структура российского рынка обуви по половозрастному признаку

Торговля обувью – это бизнес высоких издержек. Ведь обувь, особенно в России – товар с ярко выраженной сезонностью: за год здесь необходимо предложить рынку 10-12 коллекций. В Европе можно купить сапоги в сентябре и спокойно проходить в них до мая. В России же в сентябре нужны одни сапоги - с кожаной подкладкой, а в октябре – уже совсем другие, с подкладкой из байки, в декабре - третьи, на меху, и так далее. Частая смена ассортимента неизбежно приводит к большим остаткам, которые трудно реализовать. При этом сам ассортимент должен быть максимально полным, что обходится обувным компаниям весьма недешево.

Экономический кризис серьезно повлиял на ситуацию с конкуренцией в сетях на рынке обуви. Падение продаж, снижение выручки и рост долговой нагрузки в условиях удорожания кредитов вынудили некоторые обувные сети, особенно мелкие, уйти с рынка. Преимущество получили крупные российские розничные сети, имеющие устоявшиеся отношения с партнерами и постоянную аудиторию покупателей.

В целом, говоря о российском потребителе, можно отметить, что он стал лучше ориентироваться на рынке обуви, следить за модой и стараться следовать модным тенденциям, предъявляя повышенные требования к качеству и стилю обуви. Правда, понимание стиля обуви зависит от того, какую обувь покупают другие люди в моем городе, районе, поэтому мода на обувь в Москве и Новом Уренгое имеет видимое отличие. Сегодня потребитель стремится покупать обувь на один сезон, модную, но недорогую. Именно в данном аспекте российские производители сильно уступают западным и даже азиатским обувщикам.

Особенностью сегодняшнего рынка обуви является наличие товаров различных комбинаций «цена-качество», ввиду сильной сегментированности потребителей по уровню покупательной способности и, соответственно, по предпочтениям. Основными местами приобретения обуви являются бутики, специализированные магазины, рынки.

Самый значительный пласт потребителей – это среднеценовой сегмент, на который ориентировано большинство российских производителей. Этот сегмент является наиболее динамично развивающимся: за последние 2 года доля потребителей этой группы выросла с 50 до 70%, что подтверждает и появление большого количества обувных центров и сетевых магазинов. Впрочем, они и не в полной мере удовлетворяют спрос покупателей: в обувных центрах, несмотря на их размер, покупателю предлагается обувь в основной своей массе однотипная, а сетевые магазины торгуют смешанным ассортиментом. Смешение ассортимента в сетевых магазинах, скорее всего, объясняется тем, что большинство сетей пока не пришло к четкому пониманию соотношения цены и качества, нужного среднему покупателю, и пытается предложить ему как можно больше.


Динамичный среднеценовой сегмент характеризуется быстрым изменением потребительских предпочтений, которые отражаются через нефункциональную составляющую спроса, что является само по себе фактором риска и способом увеличения прибыльности компании, одновременно за счет увеличения продаж. Хотя до недавнего времени считалось, что спрос на обувь - чисто традиционный, базируется на основной функции обуви: зимняя - для холодной погоды и т.д. Итак, нефункциональный спрос означает, что часть спроса на обувь зависит от внешних факторов, а не от функций обуви.

Таким образом, рынок кожаной обуви в России не полностью насыщен и перспективен для инвестиций. На российском рынке обуви доминирует импортная продукция, доля продукции отечественных производителей в общем объеме рынка обуви незначительна. Увеличение производства обуви в России позволяет надеяться, что доля изделий отечественного производства в ближайшей перспективе значительно возрастет.

Новые рыночные условия заставляют игроков обувного рынка обратить внимание на развитие особых компетенций. Наряду с основными, операционными преимуществами, которые необходимы для эффективной работы на остальных рынках, молодой рынок обуви требует от игроков развитого чутья в отношении предпочтений и ожиданий со стороны потребителей и умения достаточно мобильно и гибко реагировать на их изменения, организуя деятельность в соответствии с поведением своего потребителя. Результаты изучения поведения потребителей обуви позволяют подтвердить появление новых тенденций на рынке: тенденции к повышению требований по качеству при невысокой цене возрастают; влияние моды усиливается; сезонные особенности поведения потребителей стираются (обувь на сезон покупается в этот же сезон); в регионах потребители стремятся покупать универсальную обувь вследствие низкой покупательной способности населения.

Глава 3. Анализ ассортимента обувного магазина в г.Мурманске (на примере магазина «Rieker»)

3.1. Организационно-экономическая характеристика магазина


Магазин Rieker в Мурманске работает на условиях франчайзинга. Владелец бренда обеспечивает партнера информационной поддержкой, печатной, аудио- и видеорекламой, POS-материалами.

Все элементы дизайна фирменного магазина разработаны и утверждены в соответствии с концепцией торговой марки. По договору франшизы все торговое оборудование (вывеска, стеллажи, витрины, мебель для посетителей) должно быть оформлено в едином брендовом стиле.

Торговая марка «Rieker» – это модный бренд дизайнерской обуви, который в настоящее время пользуется огромной популярностью в международном масштабе.

Годы активной работы в России принесли Rieker репутацию хорошего обувщика. Доступный и качественный продукт, отвечающая потребностям реальной жизни, обувь Rieker приобрела известность и популярность.

Успех продукции Rieker позволяет компании развиваться, открывать новые фирменные салоны и расширять ассортимент.

Магазин обуви «Rieker» в г.Мурманске расположен по адресу: ул. Самойловой, д.3 (Октябрьский район).

Характеристика особенностей месторасположения магазина:

  • расположение в центре города, на «торговой» улице;
  • достаточная населенность и достаточная широта зоны влияния;
  • наличие транспортной инфраструктуры и коммуникаций;
  • наличие парковки;
  • торговое помещение площадью 80 м.кв.

Режим работы магазина (с 11-00 до 20-00) достаточно удобен для покупателей, т.к. работающие люди могут его посещать после окончания своего рабочего дня.

Магазин имеет ряд конкурентных преимуществ перед другими обувными магазинами:

  • изделия высокого качества (материалов, пошива и др.), функциональные, модные, среднего и высокого ценового диапазона;
  • широкий ассортиментный ряд во всех возможных размерах;
  • обновление ассортимента каждый месяц;
  • качество обслуживания и консультации продавцов по всем коллекциям;
  • регулярное проведение рекламных акций.

Высокое качество, новаторский подход, широкий ассортимент, уникальность моделей Rieker позволяет заинтересовывать и удивлять, каждый раз предлагая что-то новое, и не создавать больших запасов продукции.

Обувь Rieker соответствует всем государственным стандартам и гигиеническим нормам.

Продукция Rieker имеет оптимальное сочетание «цена-качество», она поддерживается эффективной системой логистики, высоким профессионализмом сотрудников компании.

Выпуск продукции – коллекционный. Периодичность выпуска позволяет постоянно пополнять магазин при минимальном обороте средств.