Файл: "Транспортный налог".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.05.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день транспортное средство перестает быть предметом роскоши, о чем говорит неуклонный рост количества автомобилей как в России, так и во всем мире. Использование транспортных средств не ограничивается лишь денежными вложениям автовладельцев, а требует огромных объемов финансирования со стороны государства, например, в области создания и поддержания дорожной инфраструктуры. Все это объясняет целесообразность и справедливость введения транспортного налога.

Транспортный налог сегодня является объектом постоянных нововведений, пересмотров и изменений. В первую очередь это связанно с постоянно растущим количеством транспортных средств в стране, что прямым образом пагубно сказывается на качестве дорог. В связи с этим регионами вводятся в действие законы субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, год от года который не только не понижается, но еще и растет. От чего в бюджете налоговые поступления также растут.

Целью курсовой работы является изучение сущности и особенностей транспортного налога. Для достижения цели, в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие транспортного налога, его плательщики и объект налогообложения;
  2. Изучить порядок расчета транспортного налога;
  3. Охарактеризовать условия уплаты транспортного налога и отчетность;
  4. Изучить особенности исчисления транспортного налога при приобретении, выбытии, угоне, списании автомобиля;
  5. Выявить проблемы транспортного налога в РФ;
  6. Характеристика ситуации при отмене транспортного налога.

СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО ТРАСПОРТНОМУ НАЛОГУ

1.1 Понятие транспортного налога, его плательщики и объект налогообложения

Транспортный налог был введен 1 января 2003 года, однако еще в стадии законопроекта он вызвал ряд дискуссий. Данный налог является основным ресурсом финансового обеспечения дорожной отрасли, и от того, насколько своевременно он поступит в региональный бюджет зависят сроки и качество исполнения программ по ремонту и строительству дорог.


Если раньше, в законодательстве рассматриваемый вид налога был разделен на 4 группы (налог на пользователей автодорог; налог с владельцев транспортных средств; акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан; налог на водно-воздушные транспортные средства), то сейчас – это единый налог с достаточно четко определенной структурой.

Для того, чтобы понять сущность транспортного налога нужно дать его определение. Под транспортным налогом понимается региональный налог, который обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации лицами, на которых в соответствии с российским законодательством зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения на основании ст. 358 НК РФ [1].

Все денежные средства от него поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ).

Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. (ст. 362 НК РФ)

В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Объектами налогообложения не являются:

  • весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
  • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные(приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
  • промысловые морские и речные суда;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
  • транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
  • морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда (ст. 358 НК РФ).

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком,

со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность по налогам, указанным в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;

с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (ст. 44 НК РФ).


Прекращение взимания транспортного налога Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.

1.2 Порядок расчета транспортного налога

Плата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщики-организации не уплачивают исчисленные авансовые платежи по транспортному налогу в отношении транспортных средств, имеющих разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств, системы взимания платы.

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного.

Размер налога = Ставка налога * Налоговая база * ( Количество месяцев владения /  12 ) * Повышающий коэффициент

Для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей при расчете суммы налога применяется повышающий коэффициент – таблица 1.

Таблица 1

Повышающие коэффициенты для автомобилей

Легковые автомобили средней стоимостью

Год выпуска легковых автомобилей

от 2 до 3 лет

от 1 года до 2 лет

не более 1 года

не более 5 лет

не более 10 лет

не более 20 лет

от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно

1,1

1,3

1,5

-

-

-

от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно

-

-

-

2

-

-

от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно

-

-

-

-

3

-

от 15 миллионов рублей

-

-

-

-

-

3


Таким образом, если новый автомобиль стоит от 3 до 5 миллионов рублей, то повышающий коэффициент при исчислении суммы транспортного налога составит 1,5. Этот коэффициент будет постепенно снижаться (до 1,1) до тех пор, пока не пройдет три года с момента выпуска. При исчислении транспортного налога на автомобили стоимостью от 3 до 5 миллионов рублей старше трех лет повышающий коэффициент не учитывается.

Если же новый автомобиль стоит от 10 до 15 миллионов рублей, то до 10 лет с момента его выпуска повышающий коэффициент составляет 3.

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей определяется Минпромторгом России.

Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей размещается ежегодно не позднее 1 марта на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://minpromtorg.gov.ru/docs/list/.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

Налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента.

Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

При этом субъекты Российской Федерации вправе проводить собственную дифференциацию налоговых ставок в зависимости от:

  • мощности двигателя,
  • валовой вместимости,
  • категории транспортных средств
  • года выпуска транспортных средств (срока полезного использования - срока эксплуатации).

При установлении налоговых ставок в зависимости от года выпуска транспортных средств (срока полезного использования) необходимо иметь в виду, что количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах начиная с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

Например, для автомобиля легкового с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно, налоговая ставка может быть установлена законом субъекта Российской Федерации от 1 до 25 рублей за каждую лошадиную силу.

При этом ставка может быть дифференцированна:

по мощности двигателя (например, до 50 л.с. и свыше 50 л.с.);

по сроку полезного использования