Добавлен: 15.05.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО ТРАСПОРТНОМУ НАЛОГУ
1.1 Понятие транспортного налога, его плательщики и объект налогообложения
1.2 Порядок расчета транспортного налога
1.3 Уплата транспортного налога и отчетность
ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА В РФ
2.1 Исчисление транспортного налога при приобретении, выбытии, угоне, списании
Например, для автомобилей, с года выпуска которых прошло:
> 7 лет
И для автомобилей, с года выпуска которых прошло:
< 7 лет
Ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов не более чем в 10 раз от ставки, указанной в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Федеральным законом от 27.11.2010 № 307-ФЗ предусмотрено уменьшение с 01.01.2011 в 2 раза базовой ставки транспортного налога. Одновременно Налоговым кодексом Российской Федерации сохранено право законами субъектов Российской Федерации увеличивать (уменьшать) величину данных налоговых ставок до 10 раз, устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении различных категорий транспортных средств, их возраста и экологического класса. Для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. включительно с 01.01.2011 в соответствии с Налоговым кодексом законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации могут снижать налоговые ставки вплоть до нуля (ст. 361 НК РФ).
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя - лошадиных силах, указанных в регистрационных документах.
В отношении иных водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигатели или в отношении которых не определяется валовая вместимость (плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения), налоговая база определяется как единица транспортного средства.
1.3 Уплата транспортного налога и отчетность
Региональные власти самостоятельно устанавливают для предприятий порядок и сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей. Однако, срок уплаты транспортного налога - не ранее 1 февраля по итогам отчетного года. Соответственно в 2016 году, транспортный налог уплачивается за 2015 год и срок его уплаты – не ранее 1 февраля 2016 года. Отчитываются по транспортному налогу только предприятия, которые являются собственниками транспортных средств. Это обязанность не распространяется на частных лиц - владельцев транспорта. Декларацию нужно подавать в налоговую инспекцию по месту нахождения транспортного средства или по месту постановки на учет крупнейшего налогоплательщика. Порядок отчетности установлен в статье 363.1 НК РФ. Не позднее 1 февраля 2016 года предприятия должны подать в налоговую инспекцию декларацию по транспортному налогу за 2015 год. Декларацию по транспортному налогу за 2016 год компании обязаны сдать в налоговую инспекцию не позднее 1 февраля 2017 года. Форма декларации по транспортному налогу и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 20.02.2012 № ММВ-7-11/99@. Если среднесписочная численность работников за предыдущий год превысила 100 человек, сдавать отчетность нужно в электронном виде.
ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА В РФ
2.1 Исчисление транспортного налога при приобретении, выбытии, угоне, списании
На основании подпункта 7 пункта 2 статьи 358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.
Документы, подтверждающие факт угона (кражи) транспортного средства, выдаются органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств.
Таким образом, при представлении в налоговый орган подлинника справки, подтверждающей факт угона (кражи) транспортного средства, транспортное средство, находящееся в розыске, не рассматривается как объект налогообложения.
На основании изложенного налоговые органы вправе не исчислять налогоплательщику транспортный налог за транспортное средство, находящееся в розыске, при условии представления налогоплательщиком (гражданином) в налоговый орган подлинника документа, подтверждающего факт угона (кражи) автомобиля, полученного в соответствующем органе, осуществляющем расследование преступления, связанного с угоном (кражей) данного транспортного средства.
В случае если налогоплательщик представит не подлинник, а копию справки об угоне зарегистрированного на него транспортного средства, выданную соответствующим подразделением МВД России, то налоговый орган в целях подтверждения обоснованности освобождения этого транспортного средства от обложения транспортным налогом должен направить в указанное подразделение запрос о подтверждении факта его угона.
Следует иметь в виду, что угнанное транспортное средство не является объектом налогообложения по транспортному налогу только в период его розыска.
В том случае, если от налогоплательщика выданной органами МВД России справки, подтверждающей факт угона (кражи) зарегистрированного на него транспортного средства, в налоговый орган не поступало, у последнего отсутствуют законные основания для не начисления по этому транспортному средству транспортного налога.
Вместе с тем, пунктом 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что документы, выданные (оформленные) органами дознания и следствия в ходе производства по уголовным делам, исключены из перечня документов, которые государственные органы не вправе требовать от заявителя при предоставлении государственных услуг.
Кроме того, согласно п. 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 г. N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств", в отношении утраченных транспортных средств, либо транспортных средств, находящихся в розыске, регистрация может быть прекращена по заявлению их собственников (владельцев).Указанное относится и к сведениям о факте нахождения транспортного средства в розыске.
До снятия угнанного транспортного средства с учета по вышеуказанным основаниям налогоплательщик в целях освобождения этого транспортного средства от налогообложения должен ежегодно подтверждать факт нахождения угнанного транспортного средства в розыске.
Аналогичное мнение высказано в Письмах ФНС России от 30.09.2015 г. N БС-3-11/3660@, от 13.05.2015 г. N БС-3-11/1919@, от 15.01.2015 г. N БС-3-11/70@.
Нередки случаи, когда автомобили с нулевой остаточной стоимостью, отслужившие свой срок, продолжают использоваться организациями для перевозок грузов. Согласно ПисьмаМинфина РФ от 08.06.2005 г. N 03-06-04-04/26, объектом налогообложения транспортным налогом согласно статье 358 НК РФ являются транспортные средства, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, если транспортные средства сняты с регистрации, то они не будут являться объектом налогообложения транспортным налогом.
Но в некоторых случаях транспортные средства списываются организацией с учета, утилизируются, но не снимаются с учета в регистрирующих органах. Выявляя такие факты при проведении проверок, налоговики привлекают налогоплательщиков к ответственности. В такой ситуации налогоплательщику для доказательства правомерности неначисления суммы транспортного налога в отношении списанных транспортных средств, не снятых с учета, следует иметь документы, подтверждающие факт подачи необходимых документов для снятия транспортных средств с регистрационного учета.
2.2 Проблемы транспортного налога в РФ
К сожалению, при взимании транспортного налога в Российской Федерации мы можем наблюдать ряд проблем.
Во-первых, поступление средств, которые были получены при взимании транспортного налога составляет около 50% от должной суммы. Низкий уровень собираемости обусловлен предоставлением налоговых льгот некоторым категориям граждан, уклонением налогоплательщиков от уплаты данного налога, а также отсутствием полной и достоверной информации о владельцах транспортных средств. Зачастую, граждане, оформляют транспортное средство на лиц, которые по законодательству России могут быть освобождены от уплаты налога, тем самым обходят механизм реализации транспортного налога.
Во-вторых, одной из важнейших проблем является поступление транспортного налога в бюджет. Основные поступления по нему осуществляются по месту регистрации транспортного средства, но при данной операции не учитывается наличие транзитных перевозок по территории РФ. Фактически получается, что автомобиль, осуществляя перевозки передвигается по территории нескольких субъектов, нанося ущерб дорожному полотну, а денежные средства, полученные в ходе взимания транспортного налога поступают в бюджет другого региона.
Также, до 15 ноября 2015 года при расчете ставки налога на транспортное средство в Российской Федерации учитывалась: валовая вместимость, мощность двигателя, год выпуска транспортного средства, его категории. Законодатель обходил стороной наличие таких факторов, как вес автомобиля и нагрузку на дорожное полотно. Такой подход был нецелесообразен, поскольку обстоятельства, о которых говорилось ранее, напрямую влияли на затраты по обслуживанию транспортного средства дорожной сетью. Законодатель устранил данный пробел путем введения в силу некоторых положений Федерального закона №68 от 6 апреля 2011 года «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также дополнив Кодекс об административных нарушениях новой статьей, закрепляющей ответственность за несоблюдение требований законодательства о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
Однако, введение дополнительного налога вызвало немало споров по поводу его эффективности и целесообразности, поскольку, решая проблему обеспечения нормального состояния дорожного полотна, возникает ряд вопросов о влиянии такого налога на остальные сферы жизни общества.
В первую очередь, мы говорим о влиянии данного налогообложения на повышение роста цен на продукцию, перевозимую большегрузами. Например, за проезд большегрузного транспорта из Питера до Москвы владелец транспортного средства вынужден будет заплатить две с половиной тысячи рублей. Данная сумма составляет примерно 10 процентов нынешней средней ставки за грузоперевозку. Логично, что повышение ставки за грузоперевозку отразится на стоимости перевозимого товара оптовым поставщиком, а, значит, и на стоимости этого же товара для нас, покупателей.
Более того, существует точка зрения о еще большем «вреде» транспортных средств на дорожное полотно, после введения дополнительного налога. Данная государственная мера может привести к тому, что владельцы большегрузных машин возьмут малый транспорт, например, те же «Газели».
И то, что раньше могли перевезти одним «КАМАЗом», будет перевозится 12–15 «Газелями», что еще больше увеличит нагрузку на дорожное полотно. Таким образом, возникает вопрос, – целесообразно ли введение дополнительного налога на большегрузный транспорт, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн?
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что механизм реализации взимания транспортного налога в Российской Федерации не находится на должном уровне. Существуют пробелы как в ныне действующих налоговых ставках, так и в процессе поступления денежных средств в бюджет. Возможно, для решения перечисленных проблем, было бы разумно установить в НК РФ норму, которая обязывала плательщика транспортного налога предъявлять справку, выданную налоговым органом об отсутствии задолженности по уплате налога при регистрации или перерегистрации автотранспорта, решить ряд проблем, возникающих при введении дополнительного налога на большегрузный транспорт путем дополнительной регламентации соответствующих положений в действующем законодательстве о налогах и сборах.
Налоговое право находится в постоянном развитии, и может быть, в будущем, мы сможем увидеть, как законодатель решит ряд проблем посредством механизма правового регулирования.
В последние годы в нашей стране производится реформирование транспортного налога. Первым этапом этого процесса было установление налога на роскошь с 1 января 2014 г., что было рассмотрено ранее в работе «К вопросу о реформировании транспортного налога» [1]. Таким образом, в соответствии с п. 2 ст. 362 Налогового кодекса, начиная с 1 января 2014 г. владельцы легковых автомобилей, средняя стоимость которых более 3 млн руб., платят транспортный налог с учетом повышающих коэффициентов. На протяжении этого года в Госдуме ведется дискуссия о продолжении реформирования транспортного налога, в связи с чем неоднократно поднимался вопрос о его отмене, который впервые возник еще четыре года назад. В апреле 2015 г. депутатами фракции «Справедливая Россия» в Госдуму внесен проект закона № 782404–6. В этом документе предлагается упразднить транспортный налог с 2016 г. Авторы проекта указали, что и президент, и Минтранс поддерживают идею отмены транспортного налога. Правда, в официальных кругах взамен приводился альтернативный вариант — повысить акцизы на топливо, чтобы работало правило «пользователь платит, когда едет». Но в проекте о такой альтернативе не указывается. Такое изменение позволит решить две основные проблемы существования транспортного налога. Во-первых, при его замене акцизом на бензин водитель будет платить в соответствии с тем, сколько он проехал. Отметим, что сейчас транспортный налог в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Однако в условиях технического прогресса двигатель современного автомобиля с меньшей мощностью в лошадиных силах способен разогнать машину до достаточно высокой скорости. Кроме того, не секрет, что существует значительное число автомобилистов, которые в течение года довольно редко используют свое транспортное средство, выезжая, например, только летом или вообще раз в неделю на дачу в сезон. А все остальное время машина стоит в гараже. Включение транспортного налога в акцизы на бензин позволит дифференцировать платежи налогоплательщиков. Тот, кто больше ездит, будет больше покупать бензина и, следовательно, больше платить акцизного налога. А тот, у кого более мощный автомобиль, потребляющий больше бензина, будет платить больший акциз на бензин. Такой автомобиль производит больше вредных выбросов в окружающую среду, следовательно, реформирование транспортного налога приводит его в соответствие с концепцией устойчивого развития, поддерживаемой во всем мире и в том числе Россией. Таким образом, акциз на бензин может заменить налог на экологичность, который так же сейчас активно обсуждается. Минфин высказал опасение, что повышение акциза приведет к значительному росту цен на бензин. Однако, как утверждает председатель Комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев, увеличение цен на бензин не будет носить глобальный характер — бензин станет дороже не более чем на 1 рубль за литр [2]. Замена транспортного налога акцизом на бензин с 2016 г. позволит освободить от налога: