Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, поступления НДС и акцизов увеличиваются темпами, намного опережающими темп роста всех налоговых доходов. Соответственно растет удельный вес в налоговых доходах консолидированного бюджета: НДС - с 21,6 % до 28,0 % или на 129,6 %, акцизов - с 5,0 до 8,3 % или на 166,0 %.

Таблица 7

Поступления акцизов в бюджеты различных уровней (млрд руб.)

2011

2017

темп роста. %

Консолидированный бюджет РФ

В т. ч. федеральный бюджет

Консолидированный бюджет субъектов РФ

Консолидированный бюджет РФ

В т. ч. федеральный бюджет

Консолидированный бюджет субъектов РФ

Консолидированный бюджет РФ

В т. ч. федеральный бюджет

Консолидированный бюджет субъектов РФ

Акцизы - всего

471,4

143,9

327,5

1356,0

694,3

661,7

287

482

202

В том числе по товарам:

- производимым в РФ

441,4

113,9

327,5

1293,9

632,2

661,7

293

555

202

- ввозимым в РФ

30,0

30,0

-

62087

62087

-

206

206

-

Доля акцизов в налоговых доходах бюджетов, %

5,2

3,3

7,2

8,3

7,9

8,7

160

239

120

Акцизы по товарам, ввозимым на территорию РФ, по нормативу 100 процентов зачисляются в федеральный бюджет.

За анализируемый период поступления акцизов по товарам, производимым на территории РФ, в целом увеличились на 293,0 %, в том числе зачисляемые в федеральный бюджет - более 5.5 раз, а в консолидированный бюджет субъектов РФ - в 2 раза. Доля акцизов в налоговых доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ за анализируемый период с 7,2 % увеличилась до 8,7 % или на 120,0 %. Этому способствовало изменение нормативов отчислений акцизов в пользу бюджетов регионов по отдельным подакцизным товарам.

Объектом налогообложения НДС признаются:

  • реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ;
  • ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (пункт 1 статьи 146 НК РФ).

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога (пункт 1 ст. 154 НК РФ).


При ввозе товаров на территорию РФ налоговая база определяется как сумма:

    • таможенной стоимости этих товаров;
    • подлежащей уплате таможенной пошлины;
    • подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам) (пункт 1 ст. 160 НК РФ).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных п.3 ст. 172 Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенная на суммы восстановленного налога (пункт 1 ст. 173 НК РФ).

Из приведенных определений следует:

НДС облагается добавленная стоимость, которая определяется:

  • по торговым операциям в виде наценки;
  • в производстве - как разница между суммой продажи товара (продукции) без НДС и суммой ценностей (без НДС), приобретенных со стороны, использованных при изготовлении данной продукции. В целях исключения двойного налогообложения сумма «входного» НДС по указанным ценностям принимается к вычету, что обеспечивает поступление налога именно с добавленной стоимости.

Сам механизм исчисления НДС предусматривает, что от производителя до конечного потребителя на всех стадиях продвижения продукта покупатель возмещает ту часть налога, которую уплатил поставщик, и только часть добавленной стоимости будет оставаться в бюджете.

Таким образом, «...НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства и вносится в бюджет по мере реализации товаров, работ, услуг. Однако на практике, на каком - то этапе произошел отход от этого принципа, и в определенных случаях налог исчисляется не с добавленной, а с полной стоимости. Все это привело к тому, что НДС не стал отвечать сути названия самого налога» [6].

Созданию такой ситуации способствовала также практика применения налогового законодательства по НДС. В последнее время арбитражная практика по НДС сводится к доказыванию факта получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды (Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными ссудами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»). ФНС России критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки (утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333(а) «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок») дополнила п.12 «Ведение финансово - хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском».


«В связи с этим в основном налоговое администрирование направлено на доказывание нереальности сделок по приобретению ценностей и отказ на этом основании вычетов по НДС, а также на непринятие расходов при расчете налога на прибыль затрат по их приобретению»

Как указывает М.Ф. Кобылатова, для любого государства, на какой бы ступени своего социально - экономического развития оно ни находилось, необходимость увеличения доходов бюджетов является одной из актуальнейших задач, это важно и для России.

В итоге налогоплательщик не получает налоговых вычетов по НДС, «в связи с чем в бюджет поступает налог не с добавленной стоимости, а с более чем полной стоимости продукции, товара (работ, услуг), что вызывает двойное налогообложение, утрачивается сущность самого налога на добавленную стоимость. В этих случаях организации не принятые к вычету суммы «входного» НДС не могут относить и на затраты при расчете налога на прибыль, переплачивают в бюджет в части невозмещенного НДС за счет собственных средств, таким образом отвлекая собственные средства, которые могли быть использованы в инвестиционных целях» [2].

Сумма НДС, уплачиваемая в бюджет, реально не отражает величину самой добавленной стоимости. Несмотря на то, что удельный вес косвенных налогов в общей сумме доходов бюджета превышает 60 процентов, утверждать, что создана реальная добавленная стоимость в указанном размере, нельзя.

Также при исчислении НДС имеет место двойственное налогообложение, оно в первую очередь заложено в самом понятии «объект» налогообложения НДС.

Проиллюстрируем сказанное на условном примере.

Организация, занимающаяся производством продукции, имеет за квартал следующие показатели.

Таблица 8

Расчет суммы НДС к уплате в бюджет (руб.)

№ п/п

Показатели

Условное обозначение

Сумма

1

Приобретено сырье и материалы

МЗ

100 000, кроме того НДС - 18 000

2

Оплата труда работников

ОТ

300 000

3

Страховые взносы (30 %)

СВ

90 000

4

Амортизация основных средств

А

110 000

5

Прочие расходы:

в том числе прямые налоги (транспортный, земельный, водный, налог на имущество организаций и т. п.)

Пр. расх.

300 000 100 000

6

Итого производственная себестоимость

900 000

7

Прибыль

П

100 000

8

Продажная цена продукции (доходы)

Д

1 000 000, кроме того НДС - 180 000

9

НДС к уплате в бюджет:

(180 000 - 18 000) или ((1 000 000 - 100 000) х 18 %)

162 000

10

Налог на прибыль организаций (20 %)

20 000

11

Нераспределенная прибыль (100 000 - 20 000)

80 000


В нашем примере обложилась НДС выручка от продажи продукции в сумме 1 000 000 руб. НДС обложились:

  • все затраты на производство продукции;
  • прибыль организации в сумме 100 000 руб., (соответственно налог на прибыль и нераспределенная прибыль);
  • прямые налоги в сумме 100 000 руб.;
  • прямой личный налог - НДФЛ в сумме 39 000 руб. (13 % от 300 000 руб.), причем дважды: один раз в составе заработной платы (300 000 руб.), второй раз - в составе страховых взносов (90 000 руб.).

Общепринятой методикой определения налоговой нагрузки является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки (НН) представляет собой отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации.

Тенденция постепенного ограничения доли косвенных налогов отвечает целям антикризисной политики и экономического развития страны. Однако при этом следует иметь в виду следующее: уменьшая долю косвенных налогов, необходимо сохранить общую сумму

налогов, собираемых в бюджете. А это становится возможным только при увеличении доли прямых налогов, что, в свою очередь, невозможно без роста производства, без увеличения налоговой базы по прямым налогам (налог на прибыль, НДФЛ и др.).

2.3 Значение косвенных налогов в системе налогообложения в экономике России

В нашей стране налоги являются одной из главных форм формирования дохода государства. Кроме его финансовых функций, механизм налогов используют для того, чтобы государство могло воздействовать с помощью экономических инструментов на общественное производство, его динамику и структуру, на научно-техническое развитие.

Одной из главнейших проблем в кризисный период в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости налогов. Налоги являются основным инструментом, с помощью которого образуются государственные и муниципальные денежные фонды. Для любого государства, на какой бы ступени своего социально-экономического развития оно ни находилось, необходимость увеличения доходов бюджетов является одной из актуальнейших задач. Нахождение правильного решения этой задачи чрезвычайно важно и для России.

Налоговая система способна влиять на рыночные отношения, укрепляя их, стимулировать развитие предпринимательства, способствовать производственным процессам и одновременно служить барьером на пути социального обнищания финансово малообеспеченных слоев населения. Также с помощью налогов распределяется и перераспределяется ВВП, выделяется определенная часть на социальную сферу и обеспечение населения; влияют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Это помогает государству контролировать массу спроса и предложения не только товаров, но и капиталов, т. к. доход есть основа спроса общества, и является конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.


На сегодняшний день, вопрос, касающийся налогообложения, остро стоит перед многим количеством государств. Общество не хочет платить налоги, так как не видит в этом смысла. Естественно, подобная ситуация является виной власти, но и населению нужно также и за собой следить и выполнять свои обязанности перед страной.

С тех пор, как появились налог на добавленную стоимость и акцизы в налоговой системе, косвенные налоги стали занимать главенствующую позицию при мобилизации доходов в бюджет. НДС занимает важное место в российской экономике и налоговой системе. Анализ статистических данных за весь период существования налоговой системы РФ показал, что НДС всегда лидировал в доле налоговых поступлений федерального бюджета. Вместе с тем, в отдельные годы различные факторы, в том числе динамика норм налогового законодательства оказывали влияние на некоторое понижение удельного веса НДС в общем объеме налоговых поступлений. Изменения в налоговом законодательстве, а также усиление активности налогоплательщиков в практике минимизации налоговых платежей привели к тому, что в последние годы темпы роста налоговых вычетов по НДС стали превышать темпы роста налоговых поступлений по НДС. В результате, фискальный потенциал НДС в настоящее время реализован не полностью.

В условиях сложившейся структуры налоговых доходов бюджета вопрос собираемости НДС является стратегически важным для реализации экономических и социальных программ государства.

«Существующий механизм исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость наряду с достоинствами, присущими косвенным налогам, имеет значительные недостатки. Прежде всего - это сложность администрирования, которые требуют значительных контролирующих мероприятий. Несмотря на то, что налоговое законодательство не связывает право на применение налоговых вычетов по НДС с исполнением своих налоговых обязательств контрагентами налогоплательщика, фактически в настоящее время все налоговые риски возложены на проверяемое лицо. Тем самым обязанность администрирования уплаты налога поставщиками фактически была переложена на налогоплательщика. При этом никакого механизма контроля контрагентов предоставлено не было. Тот факт, что контрагент является действующим лицом, состоит на учете в налоговом органе, имеет расчетный счет, зачастую сдает налоговую отчетность, по мнению налоговых органов (поддержанному судами) не могут служить достаточным основанием для признания налоговых вычетов. Таким образом, нарушается основополагающий принцип применения ответственности за правонарушения - наказание несет не виновная сторона, а тот, кто может быть проверен» [27, с. 2].