Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Роль в управлении человеческого фактора).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Термин менеджмент определяется как система экономического управления производством, которая включает принципы, методы, формы и приемы управления. К менеджменту относятся теория управления, а также практические образцы эффективного руководства.

Стратегию развития любой современной компании сложно представить без взаимодействия и тесного обращения с персоналом. Для обеспечения эффективного функционирования компании либо организации должна быть сформирована сильная команда профессионалов, которая способна создать и поддержать положительный имидж компании на постоянно прогрессирующем и растущем рынке.

До последнего времени само понятие "управление персоналом" в управленческой практике отсутствовало. Вместе с тем, система управления конкретной организации имела функциональную подсистему управления кадрами и развитие коллектива. Однако большую часть работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители тех или иных подразделений. Основным структурным подразделением в кампании по управлению кадрами является отдел кадров. Именно на данный отдел возложены функции по приему и увольнению кадров, а также по организации обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров.1 Для выполнения последних функций часто создаются отделы для подготовки кадров или отделы технического обучения. Отделы кадров не являются ни методическим, ни информационным, ни координирующим центром кадровой работы. Они структурно разделены с отделами по организации труда и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности, а также юридическими отделами и другими подразделениями, которые выполняют функции управления кадрами. Для решения социальных проблем в компаниях создаются службы социального исследования и обслуживания.

Службы управления персоналом, зачастую, имеют низкий организационный статус, являясь слабыми в профессиональном отношении. В силу этого они не выполняют существенный ряд задач по управлению персоналом и обеспечению нормальных условий его работы.

Среди важнейших задач можно выделить следующие:

  • социально-психологическая диагностика;
  • анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений, а также отношений руководства;
  • управление производственными и социальными конфликтами и стрессами;
  • информационное обеспечение системы кадрового управления;
  • управление занятостью;
  • оценка и подбор кандидатов на вакантные должности;
  • анализ кадрового потенциала и потребности в персонале;
  • маркетинг кадров; планирование и контроль деловой карьеры;
  • профессиональная и социально-психологическая адаптация работников;
  • управление трудовой мотивацией;
  • правовые вопросы трудовых отношений;
  • психофизиология,
  • эргономика и эстетика труда.2

Если в условиях командно-административной системы вышеперечисленные задачи рассматривались как второстепенные, то при переходе к рынку они обязательно переходят на первый план в их решении заинтересована каждая организация. Таким образом, принимая во внимание все вышеперечисленное, можно предположить, что исследование роли человеческого фактора в управлении, анализ кадровой политики, стиля, а также методов управления и роли лидерства на отдельно взятом предприятии является достаточно актуальным и требует отдельного рассмотрения.

РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА

Воспроизводство человека идёт в системе. Обучение стартует с рождения, а затем дома, продолжая в детском саду, школе и ВУЗе. После окончания ВУЗа обучение также имеет продолжение, но уже в реальной жизни. Человек постоянно занимается саморазвитием и совершенствует свои навыки и умения. Теория возникновения управления появилась вместе с обществом3. При объединении даже двух человек для достижения общей цели, возникала необходимость в координации и их совместной деятельности, и одному приходилось брать на себя обязанности руководителя, а другому становиться подчиненным и исполнять распоряжения.

Корни управления персоналом уходят глубоко в историю человеческого общества. Еще первые люди, объединяясь в родовые общины, ежедневно решали проблемы использования собственных, весьма ограниченных физических и интеллектуальных ресурсов, сталкивались с вопросами разделения труда, трудовой мотивации и дисциплины.

К примеру, в Египте при сооружении пирамид и оросительных систем требовались усилия тысяч людей, поэтому насущной необходимостью стали организация, планирование и контроль за результатами.

А в Израиле впервые упоминается упорядоченная организация. У каждого человека в подчинении было не более пяти человек, а начальнику определили права и обязанности. За 400 лет до нашей эры в древней Элладе знаменитый философ Сократ сформулировал принцип системности применительно к управлению, а Ксенофонт признал его особым видом искусства. Их современник, персидский царь Кир, продвигал в массы идею о необходимости специальных исследований причин, побуждающих людей к действию (мотивация), также выделял проблему обработки управленческой информации и составления планов. Чуть позже Платон сформулировал принцип специализации. В 325 году до н. э. свой вклад в копилку управленческих решений внес Александр Македонский, впервые использовав для выработки военных решений штаб. В XII веке в Италии четко определили требования к работнику, - базовое светское образование (не церковное), вычисли систему учета издержек производства, а также ввели чеки и балансы для контроля, внедрили инвентаризацию. Средневековье почти ничего не прибавило в управленческий опыт по причине отсутствия необходимости управления могучими империями и огромными армиями, а хозяйственная жизнь редко выходила за пределы феодальных усадеб и ремесленных мастерских. Множество организаций использовало труд небольшого числа людей (пожалуй, единственным исключением являлась армия), в течение многих лет и даже столетий, выполнявших одни и те же операции.


Управление персоналом являлось одним из ключевых направлений деятельности руководителя организации, в большей степени ее владельца, принимавшим решения в отношении своих подчиненных на основе жизненного опыта в схожих ситуациях и руководствуясь рассудительностью. При всей простоте и примитивности такого рода деятельности эпоха средневековья демонстрирует весьма небезынтересные примеры планирования, а также этапы развития служебной карьеры (западноевропейские цеха с детально разработанной внутренней иерархией и условия продвижения в ее рамках), стимулирования труда (устанавливаются нормы участия наемных рабочих в прибыли), профессионального обучения (вводится система ученичества).

Промышленная революция XIX века переменила направление экономических организаций – вместо мастерских появились фабрики, которые задействовали в работе значительно большее число людей. Изменились и отличительные свойства труда – на смену квалифицированному ручному труду мастеров пришел систематизированный, механический и бессодержательный труд. Рост численности организаций и, как следствие, усиление недовольства условиями труда большинства работников со временем вынуждали руководителей структур прибегать к применению найма специалистов, занимающихся исключительно урегулированием отношений с рабочими. В Англии такие специалисты носили название, - Секретари благополучия, в США и во Франции - Общественные секретари. Вышеупомянутые специалисты организовывали школы и больницы для рабочих, осуществляли надзор за условиями труда в отдельно взятых организациях.

Однако особо значимые изменения в управлении человеческими ресурсами произошли в развитых странах в 20-30-е годы XX века. Три важнейших фактора послужили катализатором этих изменений:

  • появление и распространение «научной организации труда»;
  • развитие профсоюзного движения;
  • активное участие и вмешательство государства в отношения между работниками и работодателями.

Теория «научной организации труда» или более точно «научного управления», основы которой были заложены в начале XX века в работах Фредерика Тейлора (США, совершила «тихую революцию» в управлении организацией в целом и человеческими ресурсами в частности. Данная теория утверждала о существовании оптимальных и универсальных для всех организаций, предприятий методов управления и организации труда, которые позволят еще более повысить производительность и прибыль соответственно. Для разработки этих методов предлагалось использовать достижения науки (математики, физики, психологии), а также проведение экспериментов. По мере распространения идеи «научного управления» на многих предприятиях стали появляться работники новой профессии. Ими стали инженеры, которым было поручено заниматься изучением и оптимизацией рабочих методов.


Однако отношения заметно усложнились в связи решением объединения работников в профсоюзы. Во многих организациях пришлось создать и ввести специальные должности директоров и администраторов, в функциональные обязанности которых входило проведение переговоров с профсоюзами, разбор претензий, представление интересов организации в случае ведения судебного процесса.

Весьма весомое социальное расслоение общества в индустриально развитых странах в первые десятилетия XX века сопровождалось усиленным влиянием социалистических и коммунистических партий, а также радикально настроенных профсоюзов, что заставило правительство стран активно включиться в процесс регулирования отношений между сотрудниками и работодателями. Контроль со стороны государства привел к созданию национальных систем социального страхования, компенсации

по безработице, установлению минимальной оплаты труда, а также ограничению и сокращению продолжительности рабочего дня. В результате в организациях стали создаваться специальные отделы, в ведомстве которых появились функции соблюдения контроля за трудовым законодательством, осуществление взаимодействия с государственными органами. Данные подразделения стали именоваться отделами кадров.

В 50-70-е годы по индустриально развитым странам прокатилась очередная законодательная волна. Нововведенные законы направлялись против всех видов дискриминации на рабочем месте, усиливали социальные гарантии, а также устанавливали обновленные стандарты охраны труда и окружающей среды. Взяв свое начало в 20-30-е годы XX века отделы по управлению человеческими ресурсами долгое время играли подчиненную роль. Они выполняли в основном рутинную работу, связанную с ведением документооборота, разбором конфликтов, присутствием в судах, выплатой заработной платы и так далее. По сути, их функции характеризовались как сугубо технические, вспомогательные для руководства компании. Окончательные решения, связанные с управлением человеческими ресурсами, принимались высшими руководителями без привлечения кадровиков. Во время Второй мировой войны перед отделами кадров промышленных предприятий была поставлена задача - экстренно принять на работу и обучить сотни тысяч новых сотрудников всех профессий, чтобы заменить призванных на военную службу. Поставленная задача была успешно решена, и с тех пор вопросы подбора и подготовки кадров стали ключевым направлением деятельности отделов по управлению человеческими ресурсами. Во время войны активно продолжило развиваться зародившееся в начале века «управление производительностью». Суть его заключалась в разработке оптимальных рабочих методов и планировании численности сотрудников на основе экономических показателей (стоимость произведенной в единицу времени продукции и, как следствие, прибыль). Американские ученые Э.Мэйо и Ф.Роэзлизбергер предложили концепцию «человеческих отношений», которая гласит, что производительность труда зависит не только и не столько от методов организации производства, но в большей степени от того, как управляющие относятся к Исполнителям. Другими словами, от человеческого, а не механического фактора. Так, в 60-70-е годы американские школы бизнеса расширили программы путем включения в них дисциплин, связанных с человеческими ресурсами:


  • индустриальная психология;
  • организация поведения;
  • управление персоналом.

В результате начали появляться руководители, осознающие необходимость и важность управления человеческими ресурсами.

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА

На сегодняшний день значительную часть в основах менеджмента составляет человеческий фактор. Он заключается в знании субъектом управления своего дела, в умении организовать личную работу и работу коллектива, в заинтересованности к саморазвитию и творческой деятельности. Основной фигурой менеджмента является специалист. Он обязательно должен быть профессионалом своего дела, который способен видеть перспективы развития тех дел, которыми он занимается, а также умеет быстро оценить реальную ситуацию и находит приемлемое решение при достижении поставленной цели. Учитывая все вышеперечисленные аспекты делаем вывод, что менеджер по персоналу должен обладать определенным профессиональными и личными качествами, как:

  • высокая компетентность;
  • гибкость мышления;
  • умением идти на риск;
  • напористость;
  • умение реализовать намеченные планы;
  • умение быть лидером в коллективе.

Основой человеческого фактора безусловно является личность, или другими словами, - психологический облик человека, как дееспособного члена общества, сознающего свою роль в обществе. В связи с этим создается функциональная структура (рис. 1)

Рис. 1

Менеджменту по управлению персоналом для решения социальных проблем коллектива остро рекомендуется придерживаться вышеупомянутой схемы, для того чтобы:

  • заставить сотрудника проявить интерес в повышении своей квалификации, получении новых знаний в различных сферах деятельности;
  • осуществить индивидуальный подход к каждому сотруднику, который в полной мере откроет и позволит максимально использовать потенциал работника;
  • держать ориентир на здоровый психологический климат в коллективе.

Основа концепции управления персоналом в организации состоит из роли личности работника на рабочем месте, знания и понимания его мотивационных установок, умение их сформировать и направить в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Изменения экономической и политической системой внутри нашего Государства одновременно несут и большие возможности и привносят значительную степень неопределенности в жизнь отдельно взятого человека. Управление персоналом в такой ситуации приобретает весьма весомую значимость, так как позволяет реализовать и обобщить целый перечень вопросов адаптации человека к внешним условиям, учета личного фактора в построении системы управления персоналом компании.