Файл: Программное обеспечение для управления проектами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Программное обеспечение для управления проектами


В разделах данной главы будут рассмотрены основные типы программного обеспечения для управления проектами, а именно:
* программный комплекс project expert;
* программный комплекс microsoft project;
* программный пакет spider project;
* программный пакет open plan ;
* программный комплекс primavera.
Представлены реализация основных функций, и задачи которые могут решать перечисленные выше программные комплексы и пакеты, возникающие при управлении проектом на этапах от замысла и планирования до реализации.
Приведен сравнительный анализ ПО предназначенного для управления проектами. В качестве примера использования программного обеспечения по управлению проектами рассмотрена компания ОАО «Криогенмаш».



2.1. Обзор программного обеспечения по управлению проектами


Далее рассматриваются наиболее распространенное программное обеспечение для управления проектами.

ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС PROJECT EXPERT
Одной из первых и вместе с тем, несомненно, удачной отечественной разработкой в области программных комплексов, ориентированных на управление проектами, явился созданный фирмой "Про - Инвест Колсалтинг" пакет Project Expert.
Доступная в настоящее время седьмая версия пакета поддерживает всю цепочку реализации проекта и обеспечивает решение большинства задач, возникающих при управлении проектом на этапах от замысла и планирования до реализации.
При помощи Project Expert менеджер проекта может:
* провести обобщенный анализ бизнес – идеи;
* определить потребности в финансировании и подобрать подходящую схему финансирования;
* описать налоговое окружение и его возможное изменение во время реализации проекта;
* создать календарный план проекта;
* описать общие и прямыеиздержки проекта;
* получить аналитические финансовые таблицы (баланс, отчет о прибылях и убытках, кэш-флоу, отчет об использовании прибыли);
* рассчитать финансовые показатели проекта: эффективности инвестиций (BP – период окупаемости, PI – индекс прибыльности, NPV – чистая, приведенная величина дохода, IRR – внутренняя норма рентабельности), показатели рентабельности (ROI), показатели ликвидности и платежеспособности;
* получить показатели эффективности инвестиций, определить их чувствительность на изменение различных факторов внешней среды;
* сформировать и напечатать финансовый отчет проекта.
Опыт использования пакета Project Expert показал, что пакет является весьма эффективным средством поддержки деятельности менеджера по управлению проектами различного назначения, в том числе и инновационными.


ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС MICROSOFT PROJECT
Программный комплекс Microsoft Project является наиболее популярным в среде менеджеров малых и средних проектов. Это объясняется достаточно широкими возможностями пакета, удобным, и, что немаловажно, хорошо знакомым большинству пользователей графическим интерфейсом.
Microsoft Project (MS Project) позволяет эффективно управлять проектом на различных этапах его реализации. Он дает возможность выполнить структуризацию проекта путем разделения его на этапы, задачи и подзадачи, выявить критические задачи (задачи, длительность которых существенно влияет на длительность реализации всего проекта), получить сетевой график и календарный план проекта, осуществить назначение ресурсов задачам проекта, эффективно контролировать загрузку ресурсов. Семейство продуктов Microsoft Office Project состоит из следующих продуктов:
Microsoft Office Project Standard
Microsoft Office Project Professional
Microsoft Office Project Server
Microsoft Office Project Web Access
Все продукты линейки Microsoft Office Project 2003 полностью русифицированы.
Методика использования пакета Microsoft Project для управления инновационным проектом на этапе подготовки к реализации, целью которойявляется получение сетевого графика и календарного плана проекта, может быть представлена в виде последовательности следующих шагов:
* создание календаря проекта (т.е. учет нерабочих и праздничных дней);
* составление списка задач, которые надо выполнить для успешной реализации проекта;
* определение связей между задачами;
* выявление задач, длительность реализации которых существенно влияет на длительность реализации всего проекта, и возможно, изменение порядка выполнения задач проекта;
* формирование списка доступных для реализации проекта ресурсов;
* распределение ресурсов (назначение ресурсов конкретным задачам проекта).
Распределение ресурсов
Формирование списка ресурсов
Выявление критических задач
Определение связей между задачами
Составление списка задач



Рис. 1. Алгоритм использования MS Project на этапе подготовки проекта к реализации

Методика подготовки проекта представлена, но существуют этапы, выполнение которых может привести к необходимости возврата к предыдущему шагу. Таким образом, процесс подготовки проекта является итерационным.

ПРОГРАММНЫЙ ПАКЕТ SPIDER PROJECT
На рынке программных средств управления проектами в России наряду с известными зарубежными пакетами присутствует и Российский пакет Spider Project. В России этот пакет достаточно популярен и используется крупнейшими корпорациями для управления самыми разнообразными проектами. У пакета Spider Project много отличий от своих зарубежных аналогов, которые делают его привлекательным для Российских потребителей. Это, прежде всего, связано с принятой в России технологией управления проектами, которая отличается от той, которая лежит в основе зарубежных пакетов. Так, например, в России практически во всех областях приложения управления проектами планируются физические объемы работ, а длительность рассчитывается исходя из производительностей назначенных ресурсов, а не является исходной информацией.
Пакет Spider Project разработан компанией Spider Management Technologies - одной из ведущих в России консалтинговыхкомпаний по управлению проектами.
Из основных особенностей этого пакета следует отметить:
* возможность составления расписания проекта, основываясь на физических объемах работ и производительности ресурсов;
* оптимизация использования ресурсов проекта и широкие возможности
моделирования их работы;
* включение в модель проекта поставок и финансирования и расчет
расписания с их учетом;
* расчет и использование ресурсного критического пути и ресурсных резервов;
* интенсивное использование в проектах всевозможных баз данных;
* использование множественных иерархических структур работ и
ресурсов проекта;
* оригинальные подходы к моделированию рисков;
* дополнительные формы графических отчетов.
Главным недостатком, сдерживающим продвижение Spider Project на рынке программных продуктов управления проектами, является отсутствие возможности территориально разнесенного управления корпоративными проектами.


ПРОГРАММНЫЙ ПАКЕТ OPEN PLAN
Компания Welcom основана в 1983 году. Головной офис корпорации расположен в Хьюстоне, США. Офисы компании в Лондоне и Сингапуре. Партнеры более чем в 20 странах мира. Ее первый продукт Open Plan вышел в свет в 1985 году. В настоящее используется Welcom Suite - интегрированное информационное решение для управления проектами Deltek Enterprise Project Management Solutions
Решение Deltek Enterprise Project Management Suite позволяет эффективно решать весь круг задач управления проектной деятельностью. В состав его входят пять специализированных программных продуктов, взаимосвязанных между собой и способных осуществлять обмен данными с другими информационными системами. Каждый из пяти продуктов нацелен на информационное обеспечение отдельных областей управления проектами:
* WelcomPortfolio – управление портфелем проектов;
* WelcomHome – обеспечение совместной работы, решение коммуникационных задач, хранение проектных докуметов;
* WelcomRisk – управление рисками по методологии PMI PMBoK;
* Cobra – детальный анализ и контроль бюджета;
* Open Plan -(разработка, оптимизация и контроль календарных планов проектов и мультипроектов.

Рис. 2. Типовая схема использования Open Plan в компании

ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС PRIMAVERA
Primavera Systems, Inc. — мировой лидер по разработке программного обеспечения для управления портфелями проектов, программами, проектами и ресурсами. Разработан большой спектр программного обеспечения для процессов управления проектами. Основные программные продукты: Primavera Project Planner Professional (P4), MyPrimavera, Primavera Expedition, Primavera Contractor, Primavera Project Planner(P3) и SureTrak. Primavera Inc признана лидером в управлении портфелями проектов (Gartner, Inc) и является единственной в мире компанией, которой это удается последние пять лет.
Решение компании Primavera Systems, Inc. ориентировано на создание единой корпоративной системы управления проектами. Данное программное обеспечение разработано с учетом отраслевых стандартов управления и может быть адаптировано в соответствии со специфическими потребностями каждой конкретной организации.
Применение ПО Primavera позволяет:
* всем уровням управления проектами компании единовременно пользоваться одной и той же информацией с необходимой степенью агрегации с учетом прав доступа каждого пользователя;
* координировать работу всех участников проектов (проектировщиков, поставщиков, строителей, монтажников, наладчиков и т.д.);
* автоматически рассчитывать критический путь, определять загрузку ресурсов и помогать устранять ресурсные конфликты как внутри одного проекта, так и с учетом всех проектов, ведущихся компанией;
* сокращать время, затрачиваемое на планирование и перепланирование, в том числе благодаря использованию базы знаний компании, в которой сохраняются ранее выполненные типовые проекты и фрагменты проектов. На основании них ИСУП позволяет проводить планирование новых проектов, набирая состав работ из готовых «блоков». Подобная методика не только сокращает время, затрачиваемое на планирование, но и уменьшает количество ошибокпланирования;
* автоматизировано вводить фактические данные в графики работ проекта, что дает возможность оценивать реальное состояние дел на площадке и сравнивать его с отчетностью подрядчиков (например, актами выполненных работ, формами КС-2, КС-3);
* прогнозировать развитие проектов, проводить анализ «Что-Если» и выбирать вариант проекта, наиболее соответствующий целям компании.
Ядром системы, выполняющим основные функции служат клиент-серверные приложения Primavera Enterprise и Primavera Expedition. Эти приложения работают с СУБД Oracle, MS SQL Server, Sybase.
Основным продуктом в составе Primavera Enterprise является Primavera Project Management (Primavera Project Planner Professoinal, P4) - средство календарно-сетевого планирования работ, составления бюджета, управления сроками, укрупненного анализа и контроля хода выполнения и координация работ одного, нескольких или всех проектов организации. Поддерживается организация проектов в портфели, ситуационное моделирование «Что-Если», управление рисками и показателями и т. д.
Primavera Expedition - продукт, функционал которого связан с контролем договорных обязательств в ходе выполнения проекта, согласования рабочей документации и ее изменений, учет всей входящей и выходящей корреспонденции, учет изменений в контрактах, всесторонний контроль за проектной информацией.
Система управления проектами на базе Primavera является гибкой информационной системой. Сочетая работу в единой базе данных различных приложений с единой идеологией разграничения прав пользователей, система оптимально распределяет функции между участниками проекта. Увеличение масштабов системы не нарушает ее целостности и надежности, затрагивая только аппаратуру серверной компоненты, а применение web-ориентированных приложений упрощает состав программ на клиентском месте, минимизирует затраты на эксплуатацию системы. Особенную функцию несет модуль Primavera Architect - база знаний по управлению проектами, хранилище типовых фрагментов графиков, собственных наработок и отраслевых стандартов, называемыхметодологиями, создаваемых с использованием Primavera Methodology Manager.
По завершению данного параграфа можно сделать вывод, что Microsoft Project — широко распространенный в мире программный продукт для управления проектами. Начав с начального уровня, рассчитанного на индивидуальную работу управляющего несложным проектом, Microsoft Project, начиная с версии 2000, предпринимает активные попытки завоевания корпоративного сектора рынка программ управления сложным проектом. Процесс этот идет достаточно сложно, в основном из-за серверных проблем, и по оценке Gartner Group по состоянию на 2010 г. Microsoft Project находится лишь в секторе претендентов на лидерство, отставая от группы лидеров, возглавляемых фирмой Primavera.
Продукты Primavera, представляющих собой набор автоматизированных средств планирования проектов, управления и контроля, а также исчерпывающие средства для интеграции данных с другими системами клиента. Продукты Primavera предназначены для проектно-ориентированных предприятий, ведущих большое количество взаимосвязанных проектов с общими ресурсами. Поэтому число отдельных работ в проекте может доходить до миллиона, в этой системе используется современная клиент/серверная архитектура и промышленные базы данных типа Oracle и MS SQL. Продукты Primavera могут работать в рамках одной корпоративной системы управления проектами не только за счет экспорта и импорта данных, но и благодаря широким возможностям интеграции, как между собой, так и с другими корпоративными информационными системами.
 


2.2. Сравнительный анализ программного обеспечения (ПО) для управления проектами


В данном параграфе приведен анализ ПО на основе общей оценки Gartner и отраслевой практики.
Далее приведена таблица 1, в которой сравниваются рассмотренные ранние программные обеспечения по управлению проектами(Так же в сравнение добавлен Turbo Project).

Критерий оценки

Microsoft Project 2007 Professional

Turbo Project
(на базе
MS Project)

Primavera

Spider Project

Эргономичность и необходимость обучения

Интерфейс аналогичен MS Office

Да

Да,
используется интерфейс
MS Project

Нет

Нет

Сложность изучения

Низкая, интуитивный продукт

Низкая, интуитивный продукт

Высокая

Высокая

Бесплатные on-line курсы обучения продукту

Да,
на MicrosoftProject.ru

Да,
на MicrosoftProject.ru

Дорогое обучение

Дорогое обучение

Интерактивный регламент управления проектами

Да
(фиксированное содержание)

Да,
(есть конструктор регламентов)

Нет

Нет

Обмен информацией с приложениями Microsoft Office

Совместим как продукт семейства Microsoft Office

Дополнительные средства для выборочного импорта из Microsoft Excel

Ограничено

Очень ограничено

Возможность скомбинировать несколько проектов в одном окне

Открытие только как отдельные окна

Открытие только как отдельные окна

Возможность комбинирования

Открытие только как отдельные окна

Трудоемкость разработки структур работ

Низкая

Очень низкая
(автоматизированные шаблоны с разноской сроков и стоимостей)

Низкая, по мнению Олега. По мнению агентства ITC структуры работ делать трудоемко

Низкая

Возможность создавать базу знаний из типовых элементов проектов.

Нет

Да

Да

Нет

Планирование работ

Декомпозия работ

Словари работ (WBS) и корпоративная структура проектов (EPS)

Свободная группировка без контроля целостности словарей работ и проектов

Поддержка словарей WBS и EPS с автоматическими нумераторами

Поддержка словарей WBS и EPS

Поддержка словаря WBS

Планирование от  Физических Объемов

Дополнительными колонками, помесячно невозможно, Освоенный Объем не подключается

Да,
полная реализация.
Учет объемов за период и полная интеграция с Освоенным Объемом

Дополнительными колонками (как рекомендует Олег). Помесячно невозможно, Освоенный Объем не подключается

Да,
полная реализация

Возможность наличия более чем одной связи между работами

Нет

Нет

Да

Да

Планирование сверху-вниз 

Нет 

Да, включая разноску сроков и бюджетов по нормативам 

Ручная разноска и ручной ввод состава задача 

Ручная разноска и ручной ввод состава задача 

Возможность импорта стоимостей из смет через формат АРПС

Нет

Да, включая нормативы

Да
(опция)

Да

Возможность импорта объемов работ для ресурсов  из смет через формат АРПС для планирования загрузки ресурсов

Нет

Да

Нет

Нет

Структуры ресурсов

Да

Да

Да

Да

Мастера предоставления и оптимизации ресурсов для проекта

Да

Да

Нет

Нет

Профили загрузки

Да

Да

Да

Нет

Разделяемые пулы
(Управление ресурсами проектного подразделения в целом)

Да

Да

Да

Нет

Управление портфелями проектов

Да

Да

Да

Нет
(как аналог предлагается мультипроект)

Планирование затрат

Да

Да

Да

Да

Сверхурочные затраты

Да

Да

Да

Нет

Оптимизация бюджетов и графиков работ в условиях рисков через метод Монте-Карло

Нет

Да

Да

Нет

Анализ надежности директивных сроков и бюджетов

Нет

Да

Да

Да

Автоматический сдвиг (срыв) сроков проектов при недостатке ресурсов
(выравнивание)

Ограничено,
в рамках одного проект

Ограничено,
в рамках мультипроекта

В рамках всех проектов

Лучшая в классе эвристика по выравниванию

Количество целевых (базовых) планов

10

10,
при использовании детализации на подпроекты неограниченно

Неограниченно

10

Идентификация базовых планов

По дате создания

По типу и цели блока работ

По названию и типу целевого плана

По названию

Отслеживание и управление проектом

План/фактный анализ

Да

Да

Да

Да

Профессиональная проектная статистика на базе промышленного OLAP-сервера

Да
(обновление 1 раз в день)

Да,
обновление в реальном времени

Нет

Нет

Автоматический запрос о статусе работы исполнителям

Да

Да

Да

Нет

Информирование о статусе работ топ-менджеров

Да

Да

Да

Нет

Освоенный объем с расчетом через Физический Объем

Нет

Да

Нет

Да

Коллективная работа

Наличие централизованного сервера проектов

Да

Да

Да

Нет,
используются файлы

Возможность редактировать проект совместно нескольким пользователям

Нет

Да
(есть генератор мультипроектов)

Да

Нет

Возможность разграничения доступа к блокам работ

Нет

Да

Да

Нет

Возможность нескольким пользователям одновременно заполнять колонки по задачам

Нет

Да

Нет

Нет

Формы для запроса данных у удаленных пользователей

Нет

Да

Да

Нет

Наличие единого сервера управления проектами

Да

Да

Да

Нет

Работа на основе промышленной СУБД
(SQL Server)

Да

Да

Да

Нет

Web-доступ к проектной информации

Да

Да

Да

Нет

Web-анализ состояния ресурсов

Да

Да

Да

Нет

Поддержка мобильных устройств класса Windows Mobile для просмотра и заполнения отчетов

Нет

Да
(интегрированный обмен данными с мобильным Microsoft Office)

Да (решения партнеров, в продукт не входит)

Нет

Взаимодействие с исполнителями

Да

Да

Да

Нет

Специализированное решение для учета времени в проектных институтах

Нет

Да
(опция)

Да
(опция)

Нет

Поддержка интеграции через XML c 1C, SAP и т.п.

Ограничено

С настройкой полей полей для интеграции

XML поддерживается, но нет готовых решений

Нет

Отслеживание запросов по контролю качества

Да

Да

Нет

Нет

Интегрированная поддержка проектного документооборота

Да,
без структуры узлов SharePoint

Да,
со структурой узлов SharePoint

Собственная разработка

Нет

Поддержка высшего руководства

Средства для информирования высшего управленческого звена

Да

Да

Да

Нет

Средства для принятия стратегических решений
топ-менеджерами

Да,
с ограничениями по пересчету ключевых показателей

Да,
включая средства автоматического пересчета ключевых показателей

Да

Нет

Управление взаиморасчетами, поставками и производством

Возможность применения накопительных регистров для анализа остатков активов и балансов с контрагентами

Нет

Да

Нет

Да

Возможность использовать модель проводок

Нет

Да

Нет

Нет

Взаиморасчеты с контрагентами

Нет

Да

Да

Да

Моделирование поставок и производства материалов

Нет

Да

Нет

Да

Автоматическое исправление логистических ошибок в плане поставок

Нет

Да

Нет

Да

Автоматическое исправление ошибок в плане финансирования проекта

Нет

Да

Нет

Да

Документооборот по управлению договорами

Нет

Нет

Да

Нет

Автоматическое формирование плана выплат поставщикам на базе условий взаиморасчетов

Нет

Да

Нет

Нет

Формы для получения отчетов от подрядчиков

Нет

Да

Да

Нет


Таблица 1 - Сравнение MS Project, Turbo EPM (Turbo Starter, Turbo Std, Turbo Prof), Clarizen, Primavera и SpiderProject.

2.3. Примеры внедрения программных продуктов в ОАО «Scopas»


Для примера использование программного обеспечения по управлению проектами рассмотрим компанию ОАО «Scopas».
Помимо MS Project, о котором говорилось ранее, в ОАО «Scopas» использует ПО SAP AG.
Решение о внедрении решений SAP было принято в связи с необходимостью создания комплексной системы управления предприятием. Из-за возрастающей конкуренцией с ведущими западными производителями очевидным стало то, что для укрепления лидирующих позиций на рынке и увеличения капитализации компании необходимо коренным образом перестроить всю систему управления и найти новые методы и инструменты управления предприятием.
Внедрение решений SAP в ОАО "Scopas" - это первый в России проектпо внедрению Стандартного пакета решений SAP для машиностроения (SAP Packaged Solution IM&C).
Ранее на предприятии существовало множество локальных систем управления, поддерживающих определенные функциональные участки, что значительно повышало затраты на сопровождение, затрудняло ведение оперативного учета и препятствовало обеспечению прозрачности всех информационных потоков. Слабая интегрированность информационной среды не позволяла реализовать эффективную систему планирования и управления, нацеленную на оптимальную загрузку оборудования и персонала.
Необходимо было исключить двойной ввод информации, что позволило бы сократить количество ошибок, исключить случаи расхождения информации на разных уровнях и обеспечить возможность принятия управленческих решений на основе актуальных и точных данных.
Потребность в новых инструментах управления, соответствующих постоянно растущим масштабам бизнеса, стала очевидной. Руководством ОАО "Scopas" была поставлена стратегическая задача создания прозрачной информационной среды и полнофункциональной интегрированной системы управления всем предприятием в режиме реального времени.
Проект внедрения с участием консалтингового подразделения SAP CIS стартовал в марте 2006 года. C начала осуществлялось внедрение решения "Управление взаимоотношениями с клиентами" (mySAP Customer Relationship Management). За тем начались работы собственно по внедрению Стандартного пакета решений SAP для машиностроения (SAP Packaged Solution IM&C) – управление финансами, учет затрат, управление производством, управление материально-техническим снабжением, управление проектами, сбыт. Дальнейшее плановое развитие проекта предполагает внедрение функциональной компоненты "Перспективное планирование и оптимизация" (SAP Advanced Planning & Optimization).
Среди основных и наиболее значимых результатов внедрения, ожидаемых по завершению проекта, руководство ОАО "Scopas" выделяет структурирование и выстраивание четких бизнесс-процессов, переход к качественно новой модели управления, повышениеуровня обслуживания клиентов, и, как следствие, увеличение акционерной стоимости и повышение инвестиционной привлекательности предприятия.
В заключение второй главы данной курсовой работы можно сделать следующий вывод.
Рассмотренные в данной главе программные средства, технологии и инструменты планирования и управления проектами, могут использоваться в различных областях деятельности, для проектов различной продолжительности, количества и состава участников. Тем не менее, практически каждый проект имеет свои особенности, связанные со спецификой его реализации.