Файл: Понятие и виды источников предпринимательского права (предпринимательское право).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Предмет отрасли права устанавливается регулируемыми общественными отношениями и показывает их качественное состояние. Актуальность темы определяется тем, что предпринимательское право, являясь правом рыночной экономики, регулирует общественные отношения в сфере экономической деятельности. Установившиеся основы экономики страны для недавно функционирующей системы социалистического хозяйствования, основывающейся на государственной собственности, сменились рыночными механизмами и многообразием форм собственности (частной, государственной и др.). В условиях капиталистической общественно-экономической формации современной России выполняется конституционный принцип свободы предпринимательства, основной целью которого является получение прибыли.

Объект работы – предпринимательское право.

Предмет работы представлен предметом, методом и принципами предпринимательского права.

Цель работы – проанализировать понятие российского предпринимательского права, его предмет, метод и основные принципы.

Задачи, поставленные для достижения цели:

1. Рассмотреть понятие и признаки предпринимательского права.

2. Изучить предмет и метод предпринимательского права.

3. Охарактеризовать основные принципы и функции предпринимательского права.

4. Описать основные виды источников предпринимательского права.

Для написания работы были использованы нормативно-правовые акты (Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и др.), периодические издания, научные статьи и материалы сети Интернет.

1. Общие положения о предпринимательском праве

1.1. Понятие и признаки предпринимательского права

Предпринимательское право возникло в конце XIX века в форме частного торгового права и было связано с бурным развитием торговли в дореволюционной России и возникающими разногласиями между участниками процесса.

Предпринимательское право может быть рассмотрено с разных сторон. Так, Т.А. Скворцова, М.Б. Смоленский определяют предпринимательское право, как[1]:


- самостоятельную комплексную отрасль права, т.е. «совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности»;

- научную дисциплину, т.е. «систему достоверных знаний, систему представлений ученых о предпринимательском праве как правовой отрасли»;

- учебную дисциплину, т.е. «изложение с учетом определенных методических требований системы знаний о данной отрасли».

Многие исследователи склоняются к тому, что предпринимательское право представляет собой комплексную правовую подотрасль, и такая позиция вполне обоснована.

Выделение его в отдельную отрасль обусловлено как минимум тремя предпосылками[2]:

1. Предпринимательство качественно отличается от других сфер человеческой активности.

2. В качестве субъекта предпринимательской деятельности может выступать государство.

3. Правовое взаимодействие государства и рынка осуществляется методами, отличными от методов других отраслей права.

В процессе своего возникновения в пореформенный период и дальнейшего развития российское предпринимательское право основывается на нормах ряда правовых отраслей.

Базой для возникновения и дальнейшего развития предпринимательского права, безусловно, можно считать гражданское законодательство, которое за неполные 30 лет также претерпело колоссальные изменения, вызванные вхождением России в структуру рыночной экономики. Именно этот процесс развития гражданского права привёл к возникновению базисных правовых норм, которое прямо или косвенно регулирует отношения, возникающие в рамках занятия бизнесом[3].

Тесно вплетёнными в предпринимательское право можно считать и положения административного права. Ведь его существенная часть относится к отношениям в сфере управления. А они, в свою очередь, относятся к предпринимательской деятельности на любом её этапе начиная с государственной регистрации субъектов предпринимательства, получения ими в необходимых случаях лицензий или патентов. Предпринимательское право однозначно не может существовать без норм финансового права (налогообложение – неотъемлемая часть бизнеса)[4].

Косвенное, но довольно тесное отношение, предпринимательское право имеет и с нормами отраслей права, устанавливающими ответственность (уголовную или административную) для учредителей или должностных лиц субъектов предпринимательства за неправомерные действия[5].


Предпринимательство направлено на реализацию материальных благ с целью получения прибыли. Исходя из этого, выделим объекты предпринимательского права[6]:

- материальные блага, создаваемые предпринимателями в процессе своей деятельности;

- сам процесс создания материальных благ. Им может быть производство материальных ценностей, проведение работ, оказание разнообразных услуг (финансовых, образовательных, страховых, лечебных и т. д.).

Правоотношения предпринимательского права могут быть вещными, неимущественными, обязательными. Примером вещных правоотношений можно считать торговлю, в процессе которой вещь передаётся за вознаграждение от одного субъекта к другому. Образец неимущественных отношений – это создание и реализация продуктов интеллектуального труда. Такие продукты составляют интеллектуальную собственность. Этот вид собственности, так же, как и право собственности на материальные объекты, охраняется российским законом (ст. 1225 Гражданского кодекса РФ)[7].

Субъектами предпринимательского права являются лица, непосредственно ведущие коммерческую деятельность. Также к субъектам предпринимательского права относится Российская Федерация, её субъекты (края, области, республики) и муниципальные образования. В функции последних входит управление, регулирование и создание условий для предпринимательской деятельности. В тоже время распространена точка зрения, что Россия и её субъекты также осуществляют предпринимательскую деятельность.

Субъекты предпринимательских правоотношений всегда конкретны и известны. Они наделены субъективными правами и юридическими обязанностями в сфере ведения хозяйственной деятельности.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) даёт определение субъектам предпринимательской деятельности в ст. 25 и ст. 50. Так, в ст. 25 ГК РФ говорится о предпринимательской деятельности граждан, а в ст. 50 ГК РФ – о коммерческих и некоммерческих организациях[8].

В данных статьях дается определение хозяйствующего субъекта как коммерческих организаций (отечественных и зарубежных), их объединений (союзы или ассоциации) и некоммерческих организаций. Исключением являются не занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальные предприниматели.

Итак, субъектом предпринимательского права является лицо, которое может быть участником предпринимательских правоотношений в силу присущих ему признаков.


Предпринимательская деятельность имеет свои определенные субъекты: граждане Российской Федерации, граждане иных иностранных государств, а также целые объединения граждан.

Статус предпринимателя на территории Российской Федерации может быть получен только после процедуры государственной регистрации в виде физического или юридического лица.

К признакам субъекта предпринимательского права относятся следующие критерии[9]:

1. Комплексная правосубъектность как возможность участвовать как в гражданских, так и в публичных правоотношениях.

2. Наличие обособленного имущества, которым владеет хозяйствующий субъект по праву собственности.

3. Ответственность за имущество является самостоятельной. При этом следует учитывать, что для субъекта предпринимательского права наличие обособленного имущества является основой его самостоятельной имущественной ответственности.

4. Сочетание ведения предпринимательской деятельности с её руководством, регулированием и с функцией собственника имущества.

5. Легитимизация как узаконивание юридического статуса субъекта предпринимательского права. С этой целью происходит регистрация хозяйствующего субъекта и приобретение статуса юридического лица, предпринимателя.

6. Наличие хозяйственной компетенции как совокупности прав и обязанностей, которыми хозяйствующий субъект наделён, что определяется законом, учредительными документами, а в отдельных случаях и специальной лицензией.

Признаками, по которым можно определить предпринимательскую деятельность относятся[10]:

- риск;

- самостоятельность;

- систематическое обретение прибыли от использования имущества, продажи товаров или предоставления своих услуг другим лицам.

Права, обязанности, ответственность и контроль за этими коммерческими и иного рода отношениями осуществляются на государственном уровне[11].

Таким образом, предпринимательское право представляет собой совокупность правовых норм, целью которых является управление предпринимательскими отношениями, а также связанными с ними некоммерческими отношениями и государственным регулированием экономики. Сейчас основным признаком предпринимательских правоотношений является профессиональная производственно-хозяйственная деятельность.


1.2. Предмет и метод предпринимательского права

Любые отношения в обществе подвергаются правовому регулированию. Все эти социальные, экономические, духовные и политические взаимоотношения имеют сознательный элемент и зависят от волеизъявления граждан. Возможность регулирования определяется степенью зависимости отношений от требований и желаний людей[12].

Сегодня до сих пор нет четкого определения предмета предпринимательского права и поэтому этот вопрос остается дискуссионным по причине того, что в Российской Федерации на легальном уровне не разработан предметно-методичный комплекс предпринимательского права[13].

Предмет, т.е. ту совокупность общественных отношений, которая регулируется и упорядочивается в рамках реализации хозяйственно-правовых норм, в теории права принято разделять на три основные группы[14]:

1. Совокупность общественных отношений, возникновение и реализация которых связаны с осуществлением предпринимательской деятельности соответствующими субъектами.

2. Правоотношения организационного характера, складывающиеся в процессе создания, реорганизации и прекращения деятельности юридических лиц, получения разного рода лицензий в необходимых случаях, и т.д.

3. Группа правоотношений, связанных с государственным регулирование предпринимательской деятельности, выраженным в установлении требований, предъявляемым к субъектам хозяйствования, введении запретов и ограничений различного характера, привлечении лиц, виновных в нарушении соответствующих запретов и обязанностей к гражданско-правовой, административной и иной ответственности, и т.д.

При этом необходимо обратить внимание на то, что ключевой, наиболее важной группой общественных отношений, составляющих предмет хозяйственного права, выступает первая из вышеназванных группа правоотношений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Сейчас существует несколько подходов к пониманию предмета предпринимательского права:

- Предпринимательское право обладает самостоятельным предметом и методом правового регулирования и существует исключительно в качестве самостоятельной отрасли права (В.В. Лаптев, В.С. Мартемьянов, В.К. Мамутов);

- Предпринимательское право является отраслью второго уровня, содержащей в себе предметные элементы базовых и специальных отраслей права (О.М. Олейник);